Тема 1. Имидж как историко-культурный феномен
Владивосток
Министерство образования Российской Федерации
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИМИДЖЕЛОГИЯ
Учебная программа курса
по специальности
020200 Политология
Владивосток
Издательство ВГУЭС
ББК 66.0
Учебная программа по дисциплине «Политическая имиджелогия» составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта России. Предназначена для студентов специальностей 020200 «Политология». – Владивосток: Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, 2005. – 14 с.
Составитель: Бурлаков В.А., к.полит.н., доцент кафедры Политологии и связей с общественностью
Утверждена на заседании кафедры Политологии и связей с общественностью
Рекомендована к изданию методическим советом Института международных отношений ВГУЭС
Издательство Владивостокского
Государственного университета
экономики и сервиса, 2005
Введение
Актуальность. Венгерское правительство выделило около 660 тыс. дол. На кампанию по созданию позитивного общественного мнения по поводу вступления в НАТО. Это один из примеров, который показывает значение положительного образа в политической жизни.
Принимая решения в условиях дефицита информации, а в ряде случаев из-за нехватки времени, человек заменяет процесс построения сложного и углубленного портрета человека созданием его имиджа – знакового заменителя, отражающего, проецирующего его основные черты. В зависимости от конкретной цели проецироваться могут разные черты. Эстрадный артист говорит о своей сексуальности, красоте или экстравагантности. Президент страны проецирует иной имидж – компетентного лица, способного принимать сложные решения даже в самых трудных условиях.
В тоже время каждый из нас стремится показать себя с лучшей стороны, акцентируя те или иные свои характеристики. Мы интуитивно так поступаем, что особенно проявляется в ситуации, к примеру, первого знакомства с человеком, которому мы хотим понравиться.
Опора на имидж нужна сегодня, пожалуй, в любой профессии. Но особое значение имидж имеет, конечно, в политической сфере, где от того, кого мы выберем в качестве лидера, зависит будущее города, региона, государства.
Следует, однако, подчеркнуть, что имиджелогия не переходит в разряд наук, а остается по-прежнему на стыке науки и искусства. Опора на уже проделанный другими опыт состоит в том, его следует рассматривать как определенный банк данных, из которого можно черпать тот или иной набор приемов. Научно обоснованные приемы, применяемые в конкретных условиях, позволяют создать особую комбинацию, при которой воздействие наиболее эффективно. Здесь особенно важна роль политолога-имиджмейкера, каждый раз создающего новое неповторимое произведение искусства воздействия на аудиторию.
Знание основ политической имиджелогии является важной составной частью подготовки специалиста-политолога.
Междисциплинарные связи. Курс «Политическая имиджелогия» выступает важным элементом в формировании гуманитарной составляющей в системе подготовки специалистов. Место данного курса в профессиональной подготовке студентов специальности «Политология» обусловлено необходимостью изучения основных подходов к пониманию сути политического имиджа и его значения в политическом процессе. Преподавание курса связано с другими курсами государственного образовательного стандарта: «Социология массовых коммуникаций», «Политическая психология», «Теория политики» и опирается на их содержание.
Программа курса «Политическая имиджелогия» построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и на основе учебного плана специальности 020200 «Политология».
1. Организационно-методические указания
1.1. Цели и задачи курса
Цель курса – ориентация студентов в сущности политической имиджелогии, законах имиджмейкерской работы, формах и методах построения имиджа политического лидера; формирование навыков эффективного использования технологий и методов имиджмейкерства.
Задачи курса. Задачами курса «Политическая имиджелогия» является научить студентов:
· на практике применять технологии и методы имиджемейкерской работы;
· понимать место и значение политической имиджелогии в системе политических наук и науки связей с общественностью;
· понимать взаимосвязь политической имиджелогии с другими политологическими дисциплинами при анализе политических отношений;
· понимать основные современные точки зрения на предмет политической имиджелогии;
· уметь правильно использовать категориальный аппарат политической имиджелогии;
· использовать закономерности построения политического имиджа в практической деятельности;
· анализировать составляющие политического имиджа и особенности его восприятия.
1.2. Знания, умения и навыки, которые должны приобрести студенты в результате изучения дисциплины
В результате освоения курса «Политическая имиджелогия» студенты должны знать:
- особенности содержания основных категорий политической имиджелогии;
- особенности основных подходов к определению и анализу имиджа политического лидера;
- современные направления политической имиджелогии;
- основные научные и практические проблемы политической имиджелогии.
По итогам изучения курса студенты должны уметь:
- пользоваться приемами, методами и технологиями имиджмейкерства;
- распознавать и творчески использовать концепции анализа политического имиджа;
- определять специфику восприятия политического имиджа и особенности деятельности субъектов политики;
- знать понятийно – категориальный аппарат и методологию политической имиджелогии;
- владеть инструментами анализа имиджа политического лидера;
- иметь представление об основных теоретических концепциях построения политического имиджа.
1.3. Объем и сроки изучения курса
В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и учебных планов специальностей 020200 «Политология» объем часов, отводимых на изучение курса «Политическая имиджелогия», составляет в общей сложности 68 часов, из них аудиторной нагрузки – 34 часа и 34 часа – самостоятельной работы.
1.4. Основные виды занятий и особенности их проведения
Структура дисциплины «Политическая имиджелогия» предусматривает следующие виды организации учебного процесса:
· лекционные занятия как основная форма занятий;
· практические занятия;
· консультация;
· самостоятельная работа студентов.
В ходе изучения дисциплины «Политическая имиджелогия» студент обязан прослушать курс лекций, посещать практические занятия, заниматься индивидуально. Особое место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе.
1.5. Виды контроля знаний студентов по дисциплине
Курс завершается зачетом. В качестве промежуточной проверки знаний предполагаются аттестации. Обязательным условием получение студеном зачета является успешная сдача промежуточных аттестаций и активная работа на лекционных занятиях. Важным фактором является умение экзаменуемого оперировать в своем ответе ссылками на соответствующие положения в учебной и научной литературе.
2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
2.1. Перечень тем лекционных занятий
Тема 1. Имидж как историко-культурный феномен
Имидж: рождение понятия. Взаимосвязь имиджа и художественного образа. Имидж в истории. Имидж в структуре коммуникативного пространства. Современные коммуникационные технологии, используемые в создании имиджа. Типы имиджей. Имидж в рекламе, политике, бизнесе, искусстве и других областях человеческой деятельности.