Историко-культурный потенциал

От заселения до XVI века

Впервые в архивных документах Красное упоминается с 1569 года, когда им владел стольник Иван Дмитриевич Воронцов. Потомок знаменитого Ф.Воронцова-Вельяминова, тысячника-воеводы, происходившего из рода Мурзы-Чета, выехавшего в 14 веке из Орды на службу к Московскому великому князю и основавшему в Костроме Ипатьевский монастырь. Мурза-Чет крестился на Руси под именем Захария, получил земли под Костромой и стал родоначальником Вельяминовых, Годуновых, Черновых[xvi].

Когда Костромской уезд в 1567 году был взят в опричнину, старых вотчинников из уезда выселили, в том числе и Воронцова. С тех пор Красное стало дворцовым селом и управлялось из приказа Большого дворца[xvii].

Археологические находки X - XIV вв. (Дурасовское городище в 5 км от Красного) свидетельствуют о древнем ремесле ювелиров. На месте древнего ремесленного поселения обнаружены 19 разнообразных по размерам и форме льячек, обломки тиглей, сложных литейных формочек, ювелирные инструменты - чеканы и многочисленные точильные камни из тонкозернистого песчаника и сланца. Такие камни и сейчас применяют современные ювелиры для заточки мелких инструментов. В большом количестве были найдены женские украшения. Именно такой характер находок позволяет считать этот поселок «ремесленным», где основным занятием жителей было ювелирное дело. На основании археологических данных корни красносельского ювелирного промысла надо искать в деревенском ремесле мери - племени, проживавшем в то время на этой территории[xviii].

Гг.

В 1762 году указом Сената Екатерина II приказала: "Бывшей при дворе нашем фрейлине Прасковье Бутаковой, которая ныне в замужестве лейбгвардии Конного полка за порутчиком бароном Сергеем Строгановым, да брату ее родному того же полка отставному ротмистру Петру Бутакову жалуем мы в Костромском уезде село Красное с 325 душами"[xix].

Широкое распространение ювелирный промысел в Костроме получил в XVII в. В это время недалеко от города, в селе Красносельское, полным ходом развивается кустарное производство украшений. Работы провинциальных ремесленников не уступают своим качеством изделиям столичных мастеров, их отличает исконно русские узоры и украшения и относительная дешевизна. Большое значение для развития костромского ювелирного промысла сыграла ежегодная новгородская ярмарка, на которую съезжалось множество народа. Изделия красносельских кустарей распространяются по всей России, становятся популярными[xx]

Вещевые и документальные материалы красносельской старины сохранил для нас почти только XVIII в. Край этот связан с именами бояр Романовых, Годунова Бориса, графа Орлова. Села Сидоровское и Красное - дворцовые села, села-вотчины. Вокруг них и ведется давний неразрешимый спор: в красносельских или сидоровских домах зародилось серебряное ремесло, которое и покорило здешний край, распространившись на десятки, а то и сотню сел и деревень[xxi].

Достоверно известно, что среди мастеров, работавших в Серебряной палате Москвы в XVII веке был золотарь Михаил Савельев из села Красное. В первые годы XVIII в. упоминаются имена мастеров-серебряников из сел Красного и Сидоровского Алексея Чуткова, серебряного дела мастерового из села Красное, Федора Иванова и Андрея Исаева из того же села Красное, из того же села посадский человек . Упоминаются там Федор Конопляночкин, Федор Ханыкин, Мирон Сысоев, Осип Бабушкин и Степан Васильев[xxii].

Кроме названного производства, в Красном и Сидоровском занимались и ризочеканным делом. В конце XVII века, с расширением торговых связей с западно-европейскими странами, большим притоком в Россию зарубежных серебряных монет и других вещей, красноселы стали выполнять оклады в технике чеканки. В конце XVII века в с. Сидоровском была открыта ризочеканная мастерская. В государственном историческом музее в Москве и Костромском музее-заповеднике хранятся работы талантливого серебреника - крестьянина вотчины графа Орлова из села Сидоровского - Раткова Григория Степановича (1783 - 1788). В 1783 г. Ратков завершает работу над серебряным окладом киота для иконы Федоровской Богоматери, которая почиталась костромичами как покровительница города[xxiii].

Гг.

В начале 19 века Красное с деревнями принадлежало Петру Андреевичу Вяземскому - поэту, критику и другу А.С. Пушкина[xxiv].

В конце XIX в. Красносельский промысел занимает ведущее место среди ювелирных промыслов России. Основным ассортиментом изделий были разнообразные женские украшения: серьги, кольца, пуговицы, большая часть которых изготовлялась из низкопробного серебра в сочетании с цветными металлами. Наиболее распространенными видами серег были так называемые «калачи», сердечки, змейки, звездочки. Серьги изготовлялись из серебра с позолотой. Производили так же броши в виде веточек, бантиков, стилизованных птиц; обручальные кольца, кольца «супиры» (с цветными стеклянными вставками); пуговицы, цепи, брелки, браслеты, мелкий сервизный товар, эмалированные вещи. Отдельно выделялось производство культовых вещей: образков, крестов, складней, икон и др. Более 40 видов крестов производились в Красном, каждый имел свое название: мужской, женский, детский, католицкий, хохлацкий и др., они имели разнообразную форму и величину, изготавливались из серебра, золота, меди, покрывались голубыми, синими, фиолетовыми эмалями.

2.4 1861–1917 гг.

В конце XIX - начале XX в. Красное считалось основным центром их производства. Те же мастерские изготавливали золоченные кольца с эмалями с выштампованными на них разными надписями, большей частью именами святых. Главными заказчиками на такую продукцию являлись монастыри и церкви, сбывавшие эти изделия в громадном количестве[xxv].

Гг.

В начале шестидесятых над ним нависла серьезная угроза, решался вопрос об его уничтожении. Но в отличие от сотен других русских церквей, судьба была благосклонна к главной святыне села Красного. В 1962 году церковь Богоявления была восстановлена в том виде, который она получила к концу 17 века. Реставрация открыла образ храма, занимающего в ряду древнерусских шатровых церквей свое обособленное место. В 1990 году храм Богоявления возвращен православной церкви, в 1993 году открылся для богослужений[xxvi]..

Осенью 1942 г. в Красное вернулся после длительного лечения в военном госпитале Ананий Иванович Удалов, работавший до ухода на фронт преподавателем Красносельской профтехшколы. Он назначается художественным руководителем Красносельского ювелирного союза[xxvii].

В 50-е гг. в ювелирную промышленность пришли многие молодые специалисты, выпускники Красносельского техникума художественной обработки металлов и Красносельской профтехшколы. Они сыграли определяющую роль в художественной направленности ювелирного производства в селе Красное[xxviii].

В 1961 г. артели «Красный кустарь», «Металлист» и мастерская райпромкомбината объединяются в единое предприятие - Красносельскую ювелирную фабрику, которую возглавил выпускник техникума Л. И. Подобин, стоявший затем у руля ПО «Красносельский Ювелирпром» до 1984 г. 1 февраля 1973 г. ювелирная фабрика приказом Министерства переименована в Красносельский ювелирный завод. Создается Красносельское производственное объединение «Ювелирпром», в которое вошли Красносельский, Костромской, Подольский ювелирные заводы и Сидоровская ювелирная фабрика. Продолжается коренная реконструкция производственной базы, начавшаяся в 1960-е гг. Развертывается мощное строительство, вводятся в строй новые корпуса: заготовительный, сборочный, гранильный, гальванический, инженерный и ремонтно-механический[xxix].


2.6 Современное состояние района

До сего дня современные мастера красносельского ювелирного промысла продолжают и развивают традиции этого старинного ремесла. Произведения признанных художников ювелирного искусства: П.И. Чулкова, И.Д. Орлова, Н.А. Соколовой, В.А. Анучина, Р.А. Медведева представлены на международных ювелирных выставках[xxx].

3 ТУРИСТСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

3.1 Информационный ресурс

Баженов И.В. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии.

Иван Васильеви Баженов родился 20.06.1855 г в селе Кой Кашинского уезда Тверской губернии в семье священика. Учился в Баженском Духовном училище в Тверской Духовной Семинарии. Как лучший ученик был направлен в Костромскую духовную Академию, которую закончил в 1881 г. со степенью кандидата богословия. С 1881 г. преподавал в Вятской Духовной Семинарии. В 1883 г. был направлен в Костромскую Духовную Семинарию и назначен преподавателем Священного Писания Нового Завета и древнееврейского языка. Книга Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии посвещена соборам , церквам Костромской губернии[xxxi].

Баталов А.Л. Московское каменное зодчество конца 16 века.

Андре́й Леони́дович Бата́лов(род 1 июля 1955,Москва)— российский искусствовед, специалист по древнерксской архитектуре , автор более 100 научных работ.

Родился в семье архитекторов. Отец—Леонид Ильич Баталов(1913—1989)—заслуженный архитектор СССР , лауреат двух Государственных премий СССР и РФ, автор проекта Останкинской телебашни, двух телецентров и здания аэропорта на Ленинградском проспекте ; мать— Баталова Ирина Викторовна (1928)— архитектор.

В 1978 году окончил Московский архитектурный институт , факультет жилищно-общественного строительства, кафедра реставрации памятников архитектуры.

В 1986 году защитилкандидатскую диссертацию. В 1996 году защитил докторскую диссертацию «Московское каменное зодчество конца XVI в.: проблемы художественного мышления эпохи». В 2004 году присвоено звание профессора.

В 1978—1992 годах работал в Институте теории и истории архитектуре архитектором , младшим научным сотрудником , старшим научным сотрудником , ведущим научным сотрудником.

С 1992 года постоянно работает в Московском Кремле, главным архитектором, заместителем генерального директора по изучению , охране и реставрации памятников архитектуры Московского Кремля.

С 1994 года— ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания, профессор МАРХИ и ПСТГУ[xxxii].

Книга Московское каменное зодчество конца 16 века посвящана тем,ч то речь идет о многопридельных сооружениях. Их отличие не в появлении приделов, поскольку они пристраивались ипи возводились одновременно с храмом и ранее. Их нетрадиционность проявилась в том , что композиционная структура полностью подчинена идее соединения группы храмов в одном сооружении. Первым таким датированным памятником был собор Покрова на Рву[xxxiii].

Белоруков, Д. Ф. Деревни, села и города Костромского края.

Дмитрий Федорович Белорусов родился 24 октября 1912 года в семье крупного парфеньевского лесопромышленника. Отец умер накануне дня выселения из собственного двухэтажного , дома. Старшего брата репрессировали , Дмитрий бежал на Нею. Работал учеником слесаря позднее — в гидротехнической экспедиции.

Правдами и неправдами поступил в Московский гидротехнический институт , получил специальность инженера-строителя. Работал в московском институте «Гидроэнергопроект», проектировал гидростанции , в том — числе и Усть-Каменогорскую на Иртыше.

В 1941 году его призвали в армию и направили в Военно-инженерную академию. После ускоренного ее окончания — Сталинградский фронт, контузия. Войну кончил начальником штаба инженерных войск 4-й гвардейской танковой армии.

После войны — доцент кафедры строительства атомных станций Московского инженерно-строительного института . Для научной работы взял тему «Деревянное зодчество» , которая вывела его на строительство деревянных храмов, а затем привела в краеведение . Ему он и посвятил свою жизнь, выйдя на пенсию в звании полковника. Автор многих работ по истории костромской земли и частично опубликованного труда «Из истории костромского края» (история сел и деревень)[xxxiv].

В Книге Деревни, села и города Костромского края издатели рассказывают , что настоящий труд составлен Д.Ф.Белоруковым из архивных выписок, сделанных им во время занятий в архивах Москвы , а также выписок из печатной исторической литературы . Следствием этого стало отсутствие в книге единого стиля , авторского языка. Главное в содержании переплетено с второстепенным , и это второстепенное повторяется неоднократно.
Полной картины истории сел , деревень и городов читатель здесь не найдет - автор не ставил себе такой цели.
И все же "Деревни , села и города костромского края" — труд , безусловно , ценный как памятник , как свидетельство своего времени , когда одиночки-любители в разных уголках нашего Отечества кропотливо собирали материалы по истории родных мест , не надеясь когда-либо опубликовать их. В лучшем случае, фрагменты материалов печатали областные и районные газеты. В костромской периодической печати разных лет можно видеть существенную часть труда краеведа.
Значение этой книги в том, что она дает пищу любознательному читателю и поможет пробудить интерес к дальнейшим исследованиям наших краеведов,

молодых в особенности[xxxv].

Григоров А.А. Из Истории Костромского дворянства.

Григоров Александр Александрович родился в начале 20 векабв дворянской семье, в имении своей бабушки, Анны Николаевны Григоровой, урождённой Соймоновой (1840–1917). Это была усадьба Александровское в Троицкой волости Кинешемского уезда Костромской губернии, расположенная на красивом берегу реки Мезы, в 33 верстах от уездного города Кинешмы. Ныне эти места находятся на территории Островского района Костромской области. Первоначальное образование я получил дома, под руководством своих матери и бабушки – бабушка, «смолянка» николаевских времён, была очень образованной женщиной. Родители предполагали меня и брата поместить в Московский лицей, где когда-то учился мой отец, и для подготовки в древних языках был приглашён студент из Варшавского университета – Казимир Станиславович, кажется, по фамилии Сенкевич. Однако вскоре по изменившимся обстоятельствам, главным образом материального характера, так как обучение в лицее стоило очень дорого, было решено отдать меня и брата в кадетский корпус, где имелась стипендия имени В.А. Дурново для детей Костромских дворян[xxxvi].пвейККостромской

В книге из Истории Костромского дворянства, Григоров Александр Александрович описывает в 1 главе роды(фамилии), во 2 главе персоналов, в 3 главе страницы истории как например Отголоски Крестьянской войны под руководителем Е.И. Пугачева в Кадыевском крае и в 4 главе истории усадеб костромского края[xxxvii].

Русское деревянное зодчество / С. Забелло, В. Иванов, П. Максимов

МаксимовПетр Николаевич [14(27).1.1903, Москва, — 18.5.1972, там же], советский историк архитектуры, доктор архитектуры (1970). Учился в московском Вхутемасе-Вхутеине (1921—1929). Исследовал памятники архитектуры и осуществил ряд важных работ по реставрации в Москве, Пскове, Новгороде. Основные труды по русскому зодчеству 11 — 13 веков, русской архитектуре 2-й половины 19 века и русской деревянной архитектуре конца 16 — начала 20 веков отличаются полнотой фактических данных о памятнике и его связях с историческими и историко-художественными процессами. Работы опубликованы в многотомниках «История русского искусства» (т. 3, 1955; т. 4, 1959), «Всеобщая история архитектуры» (т. 3, 1966; т. 6, 1968), сборник «Архитектурное наследство» (с 1951). Награжден орденом «Знак Почёта» и медалями[xxxviii].

Книга Русское деревянное зодчество это красочное, богато иллюстрированное подарочное издание, посвященное истории становления и развития русского деревянного строительства. Изложенный на страницах книги материал рассказывает о тенденциях развития деревянного строительства — конструктивных и композиционных приемах, отвечавших природно-климатическим условиям и художественным вкусам народа, об архитектурных стилях, господствовавших в разные исторические эпохи. Большое место в издании занимают цветные иллюстрации, книга содержит также планы, фасады, интерьеры деревянных построек, изображения уникальных памятников деревянного зодчества, большое количество проектов, как реализованных, так и давно утраченных, рисунки и фотографии деревянных сооружений самого разного назначения (православные храмы, крестьянские избы, хоромы, терема, особняки, усадьбы, дачи, общественные и хозяйственные постройки), садовой архитектуры, мебели, предметов декора и интерьера. Все это многообразие наглядно демонстрирует великолепие и национальные особенности русского деревянного архитектурного наследия. Издание, несомненно, привлечет внимание специалистов в области деревянного домостроения — архитекторов, реставраторов, дизайнеров, студентов строительных вузов, мастеров-плотников и всех тех, кому небезразличны отечественная история и культура[xxxix].

Памятники архитектуры Костромской области : Каталог / Комитет по охране и использованию историко-культурного наследия администрации Костромской области ; Г.К. Смирнов и др. ; ред. И.Ю. Кондратьева. – Т. 2 : п.г.т Красное-на-Волге ; Красносельский район. – Кострома : ГУИПП «Кострома», 2000. – 254 с.

Смирнов Георгий Константинович родился 24.08.1954 г.р., Москва

ОбразованиеМГУ, истории и теории искусства Исторического факультета, историк искусства

Ученая степень, званиеКандидат искусствоведения

Специализация
- Архитектура России XVIII – начала XIX в.;
- Архитектура стран Центральной Европы XVII – XVIII вв.
Место работы, должность
Государственный институт искусствознания, заведующий отделом

Преподавание (лекционные курсы)
«Архитектура барокко в странах центральной Европы», спецкурс, МГУ, кафедра истории и теории искусства Исторического факультета

Конференции (доклады) последних лет
- «Особенности протестантской архитектуры в Центральной Европе XVII – XVIII веков»// Лазаревские чтения ,МГУ, 2001;
- «Площадь Амалиенборг в Копенгагене и Фонтанная площадь в Твери», Опыт сравнительной характеристики // Лазаревские чтения .МГУ, 2005;
- «Москва и провинция в чертежах и рисунках из коллекции Ф. Берхгольца в Стокгольмском национальном музее»// Давидовские чтения, ЦНРПМ, 2006 г;
- «Московский Кремль в графике из собрания Ф. Бергхольца (Национальный музей в Стокгольме)»// Петровское время в лицах, Гос. Эрмитаж, Дворец Меншикова, 2006;
- «Stuckbarock” и “Freskobarock”: два этапа в развитии архитектуры барокко в Центральной Европе»// Лазаревские чтения, МГУ, 2007;
- «Коллекция архитектурной графики в собрании Николаи», Библиотека земли Баден-Вюртемберг, город Штутгарт// Лазаревские чтения, МГУ, 2009.

Основные работы (в соавторстве):
- Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Тверская область / Отв. ред. Г.К. Смирнов. Часть 1. М., 2002); Часть 2. М., 2006;
- Памятники архитектуры Костромской области: Каталог / Ред. И.Ю. Кондратьева, Е.Г. Щёболева. Вып. I – Х. Кострома, 1996 – 2008.

Избранные публикации:
- « Н.А. Львов и усадьбы Новоторжского уезда // Художественная культура русской усадьбы»/ Ред.-сост. И.В. Рязанцев. М., 1995. С. 54-77;
- «Присутственные места в губернских и уездных городах России в последней четверти XVIII в.» // Памятники русской архитектуры и монументального искусства XIII – XIX вв. М., 2000;
- «Тверской губернский архитектор Фёдор Фёдорович Штенгель»// Архив наследия –2000 / Сост. В.И. Плужников. М., 2001;
- «Дворец в Дорнбурге: Родовое гнездо будущей императрицы Екатерины»// «Собранiе», №2, 2004;
- «Губернские архитекторы в России во второй половине 18 века» // Архив наследия – 2003 / Сост. В.И. Плужников. М., 2005;
- «Архитектурный ансамбль Фонтанной площади в Твери (вторая половина XVIII в.)» // Памятники русской архитектуры и монументального искусства: XVI – XX вв. Выпуск 7. М., 2005;
- «С.И. Чевакинский и церковь Смоленской Божьей Матери в Выдропужске» // Вышневолоцкий историко-краеведческий альманах (ВИКА). № 10. Вышний Волочек, 2008. С. 7 – 14;
- «Купольные базилики Южной Германии эпохи барокко» // Искусствознание. 2/08. М., 2008.

Членство в других творческих и общественных организацияхПретендент на вступление в Союз художников России

Иностранные языкианглийский, немецкий, французский, польский.

Живет и работаетв г. Москве[xl].

Данная книга продолжает серию каталогов памятников архитектуры Костромской области, начатую изданием в 1996 г. Цель этой серии — сис- тематизация материалов натурного обследования архитектуры, а также архивных и библиографических источников, связанных с памятниками зод- чества. Эта работа должна послужить основой для издания фундаментального Свода памятников архитектуры и монументального искусства Костромской области — части общероссийского Свода. К настоящему времени вышли два выпуска каталога: первый, в трех томах, посвящен архитектурным памятникам Костромы, а второй — памятни- кам Костромского и Красносельского районов, наиболее тесно связанных с областным центром[xli].

Протоирей М.Я. Диев и его историко-археологические и этнографические труды.

Диев Михаил Яковлевич (1794 - 1866 ) протоиерей, исследователь старины и быта Костромского края; по окончании курса в костромской духовной семинарии в 1813 г. Сельский священник, получивший образование в Костромской духовной семинарии, почти 19 лет прослуживший в церкви Успения Пресвятой Богородицы села Тетеринского Нерехтского уезда Костромской Губернии, а затем еще 33 года в Троицкой церкви Сыпановой слободы, о. Михаил Диев был награжден саном протоиерея за свою деятельность в качестве сотрудника Комиссии Святейшего Синода о исправлении истории Российской Иерархии, а именно, за труд «Поверка иерархических каталогов с летописями и актами»[xlii].

Студитский И. Александровское православное Братство в Костроме , состоящее под Высочайшим Его Императорского Величества покровительством.

Студитский (Иван Михайлович, родился в 1858 г.) - писатель, воспитанник Московской духовной академии. Много статей его напечатано в "Пастырском Собеседнике", "Воскресном дне", "Русском Паломнике". Отдельно изданы: "У Святынь Иерусалима" (Кострома, 1898), "Христианский взгляд на мирские скорби и бедствия" (Кострома, 1895); "Высочайше утвержденное общество для распространения Св. Писания в России" (очерк его 30-летней деятельности, Москва, 1894); "О благотворном влиянии святой Библии на жизнь народную" (Кострома, 1895); "О пользе чтения слова Божия" (ib., 1899), "Александровское православное братство в городе Костроме" (Кострома, 1900), "Генералиссимус Александр Васильевич Суворов" (Кострома, 1900)[xliii].

Книга Александровское православное Братство в Костроме , состоящее под Высочайшим Его Императорского Величества покровительством рассказывает, что это Братство было учреждено 16 сентября 1879 года в честь святого благоверного князя Александра Невского.

На приходе Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова и до возникновения означенного Братства уже существовало Братство в честь покровителя храма. Последнее не достигло в своей деятельности значимых результатов, и нам не известно практически ничего о Богословским Братстве. С появлением в числе прихожан, а затем и ктиторов, Илария Ефимовича Беляева, достигшего должности тайного советника Его Императорского Величества, Богословское Братство реорганизуется, и на его месте, при Богословском приходе г. Костромы учреждается новое Александровское Православное Братство.

Для придания большей значимости новой организации 30 сентября 1879 года состоялось общее собрание Братства, на котором постановили просить «Высочайшего Государя Императора соизволение на принятие Братства Его Императорским Высочеством, Государем Наследником Цесаревичем Александром Александровичем, под Свое Августейшее покровительство с тем, чтобы Всемилостивейше разрешено было Братству именоваться "Александровским".

Деятельность Братства была весьма обширной и выходила далеко за пределы г. Костромы, простираясь по всей губернии. Одним из источников финансирования братской деятельности были членские взносы, которые выплачивались регулярно.

В советское время Александровское Православное Братство, как и многие другие церковные учреждения, было упразднено за ненадобностью, и этот огонь добра и света, согревающий души многих обездоленных, угас. Советское общество уже не нуждалось в подобной помощи, и на долгие годы Братство прекратило свое существование[xliv].пархх

3.2 Дороги, транспорт, связь

В поселке городского типа Красное-на-Волге есть 3 дороги,которые ведут из Красного в административный центр области в г.Кострома. Так же из поселка,можно добраться до д. Карабаново и до Заволжска[xlv].

В поселок Красное-на-Волге , из Костромы ходит автобус,который выезжает с автовокзала. Проезд до Красного,который стоит от 68 руб до 105 рублей[xlvi].

Средства размещения

В поселке Красное-на-Волге нет гостиниц, не турбаз.

Наши рекомендации