Образовательные технологии. Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях

Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях

В учебном процессе используются такие образовательные технологии, в т.ч. активные и интерактивные, как видеопрезентации курса, видео и аудиофрагменты, интернет-анкетирование.

№ семестра Вид занятия (Л, ПР, ЛР) Используемые интерактивные образовательные технологии Количество часов
Л Видеопрезентация курса; видео и аудиофрагменты
ПР Знакомство студентов с учебными интернет-сайтами в рамках изучаемой дисциплины
  Интернет-анкетирование на сайте i-еxam.ru
Итого

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся

Темы рефератов (докладов)

1. Язычество и христианство в Древней Руси.

2. Господин Великий Новгород: вечевой строй и экономический уклад.

3. Борьба Руси против иноземных завоевателей в XIII в. Татаро-монгольское иго.

4. Иван Грозный: историко-психологический портрет.

5. Феномен самозванчества в истории России XVII-XVIII вв.

6. Государственный строй России в XVII в.: Земские соборы и Боярская дума, приказная система и местное самоуправление.

7. Исторический портрет Петра I.

8. Движение декабристов.

9. Кавказская война в России XIX в.

10. Отмена крепостного права в России.

11. Государственный строй в России после 1905 г. (институты законодательной, исполнительной и судебной власти).

12. Российские политические партии начала XX в.

13. Белый и красный террор в годы Гражданской войны.

14. Коллективизация и трагедия крестьянства в СССР.

15. Вождь и массы. Культ личности Сталина.

16. Ленинградская блокада: трагедия великого города.

17. Политический портрет Н. С. Хрущева.

18. Политический кризис осени 1993 г. и его последствия.

19. Аграрные проблемы в России в конце ХХ – начале ХХI вв. и пути их решения.

20. Царское Село – Пушкин. Страницы истории.

Самостоятельное изучение разделов дисциплины (очная / заочная формы обучения)

№ раздела Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение Кол-во часов
1. Введение в дисциплину. История как наука.История как действительность и история как наука. Выдающиеся историки: Н. М. Карамзин (1766-1826), Н. И. Костомаров (1817-1885), С. М. Соловьёв (1820-1879), В. О. Ключевский (1841-1911) и др. Социально-экономическое и социально-политическое развитие Киевской Руси. Походы киевских князей. Принятие христианства. Владимир Святославович. Ярослав Мудрый и «Русская Правда». Владимир Мономах. Причины и последствия раздробленности. 2/2
2. Восточные славяне в VIII-IX вв. Образование древнерусского государства. Киевская Русь.Историческая наука о происхождении славян(миграционная и автохтонная концепции. Русские земли в период политической раздробленности. Борьба Руси с агрессией рыцарских орденов. Походы монголов. Монголо-татарское иго на территории Руси. Иван I Калита. Дмитрий Донской. Правление Ивана III, его внутренняя и внешняя политика. Развитие вотчинного и поместного землевладения и усиления социальной эксплуатации. Начало юридического оформления крепостного права. 4/8
3. Политическая раздробленность. Борьба за независимость и объединение русских земель в XIII – начале XVI вв.Социально-экономическое и политическое положение Московского княжества. Политический, хозяйственный и социальный кризис. Становление и укрепление русского государства. Иван IV Грозный и его реформы. Опричнина и опричный террор. Ливонская война. Присоединение Астраханского и Казанского ханств. Начало завоевания Сибири. 4/8
4. Русское единое государство в середине XVI-XVII вв.Смута: её причины, характерные особенности и последствия. Самозванцы. Восстание Ивана Болотникова. Борьба русского народа против польско-шведской интервенции. Земский собор 1613 г. Начало династии Романовых. Михаил Фёдорович, Алексей Михайлович, их внутренняя и внешняя политика. «Соборное Уложение» 1649 г. и законодательное оформление крепостного права. Социальная борьба. 4/8
5. Социально-экономическое и политическое развитие России в период первой волны модернизации (XVIII в.).Петр I и историческое значение его деятельности. Реформа органов власти и управления. Реформа армии и создание флота. Складывание Абсолютизма. Основание Санкт-Петербурга. Внешняя политика Петра 1. Северная война. 4/9
6. Российская империя в первой половине XIX в.Дворцовый переворот 11 марта 1801 г. и воцарение Александра I. Кризис феодально-крепостнической системы. Развитие и утверждение капиталистических отношений. Кружок «молодых друзей» императора. «Дней Александровых прекрасное начало»: правительственный либерализм первого периода царствования. Министерская реформа. Планы конституционных преобразований. Государственная деятельность М. М. Сперанского. План государственных преобразований «Введение к Уложению государственных законов» (1809 г.). Реформа финансовой системы. Указ «О вольных хлебопашцах» (20 февраля 1803 г.) и проекты отмены крепостного права. 4/6
7. Россия во второй половине XIX в.Эпоха «великих реформ» Александра II. Причины и предпосылки отмены крепостного права. Подготовка реформ. Деятельность Секретного и Главного комитета. Редакционные комиссии. Проекты освобождения крестьян (А. М. Унковский, М. П. Позен, Ю. Ф. Самарин, К. Д. Кавелин). Отмена крепостного права в России. Манифест 19 февраля 1861 г. Выкупная операция и выкупные платежи. Институт мировых посредников. Уездные и губернские по крестьянским делам присутствия. Указной, дарственный (четверной), высший душевой и низший душевой наделы. «Отрезка» и «прирезка» земли. 4/12
8. Россия в начале XX в. Русский империализм и его особенности. Основные классы, сословия и политический строй России в начале XX в. Политический портрет Николая II. Государственная деятельность С. Ю. Витте. Рабочее и крестьянское движение в начале XX в. Поражение царизма в русско-японской войне Общественно-политическое движение. Образование монархических, буржуазных, мелкобуржуазных и социалистических партий. Оформление двух течений в российской социал-демократии. В. И. Ленин и Ю. О. Мартов. Начало революции, ее причины, цели, характер, особенности. 4/6
9. Расколотая страна: Россия в период революции и Гражданской войны (1917-1922 гг.). Борьба за выход России из первой мировой войны. Брестский мир. Причины, характер и цели гражданской войны. Интервенция. Чехословацкий мятеж. Контрреволюционные правительства. Политика кадетов, меньшевиков и эсеров. Проблема революционного насилия. Красный и белый террор. Ошибки большевиков в оценке роли крестьянского и казачьего вопросов. Влияние казаков и крестьян на рост масштабов и ожесточенности гражданской войны. Политика «военного коммунизма», ее сущность и последствия. 4/12
10. Развитие советского общества на основе новой экономической политики (1921-1929 гг.) Экономические и политические преобразования на путях НЭПа. Перестройка системы государственного управления. Межнациональные отношения. Образование СССР. Противоречия социально-экономического развития в условиях НЭПа. Отношения между государством и церковью. Формирование однопартийной политической системы в стране. Разногласия в политическом руководстве коммунистической партии о методах, путях и перспективах социалистического строительства социализма. 4/6
11. Поворот к административно-командным методам строительства социализма. «Великий перелом». Свёртывание НЭПа и возрастание в руководстве страной командных методов времен «военного коммунизма». Взгляды И. В. Сталина на социализм и их закрепление в политической линии партии. Административно-командные методы организации производства. Форсированная индустриализация, ее итоги и историческое значение. Коллективизация. 4/6
12. СССР в годы Второй мировой войны. Победа советского народа в Великой Отечественной войне. Причины, характер и основные этапы Второй мировой войны. Великая Отечественная война советского народа – составная часть Второй мировой войны Трагедия начального периода Великой Отечественной войны: причины и уроки. Мобилизация сил страны на борьбу с врагом. Провал гитлеровских планов «молниеносной войны». Образование антигитлеровской коалиции. Коренной перелом в войне зимой 1942-1943 гг. Наступление Красной Армии в 1944 г. и изгнание немецко-фашистских захватчиков с территории СССР. Освобождение стран Европы от фашизма. Разгром фашисткой Германии и милитаристской Японии. Военно-политические итоги и уроки Великой Отечественной войны. 4/8
13. СССР в первое послевоенное двадцатилетие (1945-1964 гг.). Закат сталинизма. Хрущевская «оттепель» – первые шаги демократизации. Людские и экономические потери в годы Великой Отечественной войны. Дискуссии в высшем руководстве о путях дальнейшего экономического развития СССР. Определение перспектив развития советского общества. Влияние сталинских представлений о социализме и коммунизме на выработку стратегического курса. Восстановление народного хозяйства. Трудовой энтузиазм масс и восстановление разрушенного войной хозяйства. Продолжение политики индустриализации. Наращивание военно-промышленного потенциала и попытки достижения компромисса в отношениях с капиталистическими странами. Отношение СССР к корейской войне. Карибский кризис и его значение. Взаимоотношения СССР с социалистическими странами. Подписание Варшавского договора. СССР и страны «третьего мира». Октябрьский 1964 г. Пленум ЦК КПСС. Отставка Н. С. Хрущева и ее причины. Оценка историками политического курса Хрущева. 2/8
14. Трудности и противоречия развития СССР (1965-1985 гг.). Нарастание кризисных явлений в стране.Политический портрет Л. И. Брежнева. Научно-техническая революция и ее сущность. Определение перспектив развития советского общества. Влияние сталинских представлений о социализме и коммунизме на выработку стратегического курса. Восстановление народного хозяйства. Трудовой энтузиазм масс и восстановление разрушенного войной хозяйства. Продолжение политики индустриализации. Наращивание военно-промышленного потенциала. Усиление диспропорции советской экономики. Диссидентское движение и его формы. Деятельность академика А. Д. Сахарова. Борьба с проявлениями диссидентского движения и общественного недовольства. Рост индустриального и научно-технического потенциала, развитие культуры. Политика стабилизации советского режима. Достижения и потери 8-й пятилетки. СССР в конце 60-х – первой половине 70-х гг. Свертывание процесса реабилитации жертв сталинского режима. XXIV съезд КПСС и Программа мира. 4/8
15. Советский Союз от «перестройки» к распаду (1985-1991 гг.) Приход к власти М.С. Горбачева и апрельский 1985 г. Пленум ЦК КПСС. Истоки и причины «перестройки». Выбор стратегии реформ. Политика «ускорения»: идеи, практика, итоги. XXVII съезд КПСС: курс на перестройку. Реформы второй половины 1980-х гг. и причины их неудач. Программа «500 дней». Положение сельского хозяйства. Введение принципов самоокупаемости и хозрасчета. Создание условий для развития предпринимательства и рыночной экономики. Переход к многообразным формам собственности и рыночной экономике. 4/8
16. Современная Россия: от либерализма к «суверенной демократии». Политический портрет Б. Н. Ельцина. Радикальные экономические реформы Е. Т. Гайдара, их достижения и просчеты. Либерализация цен: цели и последствия. А. Б. Чубайс и приватизация: замыслы и их реализация. Структурная перестройка экономики, изменение отношений собственности. Экономическая нестабильность в стране. Рост внешнего долга. Углубление социального расслоения российского общества. Дефолт 1998 г. и его последствия. Перегруппировка политических сил после августа 1991 г. Крах КПСС. Разработка новой Конституции. 4/6
Итого: 58/123

Методические рекомендации для самостоятельного изучения разделов «Древняя Русь», «Политическая раздробленность. Борьба за независимость и объединение русских земель в XIII – начале XVIвв.», «Русское единое государство в середине XVI-XVII вв.», «Социально-экономическое и политическое развитие России в период первой волны модернизации (XVIII в.)»

Древняя Русь

Развитие общественных отношений у восточных славян приводило к формированию новых социальных организмов – «союзов союзов» или «суперсоюзов» племён. Именно в политической организации этих сверхсоюзов многие современные историки находят ростки древнерусской государственности (И. Я. Фроянов).

На территории расселения восточных славян сложилось как минимум два таких центра – вокруг Новгорода, под влиянием варяжских князей, и в Среднем Поднепровье, вокруг Киева. Процесс объединения союзов племен в суперсоюз под властью киевских князей и привёл к возникновению на этой территории раннего государственного образования, получившего в исторической литературе название Киевская Русь.

Укрепление суперсоюза привело к активизации внешней политики и торговли. Большинство мирных договоров Руси с Византией включают в себя и тексты торговых соглашений. Важнейшим направлением во внешней политике древней Руси является также оборона южных рубежей от набегов кочевников (хазары, печенеги).

Следует иметь в виду при изучении этой темы, что Киевское или Древнерусское государство относится к типу архаических (древних) обществ – отсюда особенности его экономических, политических и социальных отношений.

С политической точки зрения ранняя Русь представляла федерацию отдельных земель-княжеств и непосредственно подчинённых великому князю территорий. С точки зрения социально-экономической она являлась совокупностью территориальных общин с элементами родовых отношений.

Зависимость покорённых племён от Киева выражалась в уплате дани. Яркую картину даннических отношений рисует «Повесть временных лет» в сюжете о походе князя Игоря к древлянам. В случае больших внешнеполитических акций местные князья обязаны были представить военное ополчение.

Древнерусские города возникают в VIII-IX вв. как центры племён и союзов племён. Они были центрами ремесла и торговли, но всё-таки их важнейшими функциями были политическая и оборонительная, они также являлись центрами сосредоточения религиозных святынь-«капищ».

В основе социального устройства городов лежала родовая община. В конце X – начале XI вв. происходит перестройка общества на территориальных началах, и родовую общину сменяет территориальная. Этот процесс нашёл отражение и в истории городской общины, которая тоже становится территориальной.

Ядро города-государства (Дворниченко А. Ю., Фроянов И. Я.)XI-XII вв. составлял старейший город – прежнее средоточие союза племён или крупного племени. Старейшим городам подчинялись пригороды («волости»), зависимость которых была следствием колонизации.

Основным органом самоуправления городской общины было вече – народное собрание всех свободных жителей города. Решениям веча должны были подчиняться и жители пригородов. Функции веча разнообразны, в его компетенции множество вопросов административного и военного значения. От веча зависят и выборы князя, который играет в жизни города немаловажную роль – это военный предводитель, важнейшее звено волостной администрации. Вече является проявлением непосредственной (первобытной) демократии, что доказывает архаичный характер древнерусского общества. В структуре города-государства историки находят множество аналогий с древнегреческим полисом с его традициями «народоправства».

Древнерусская экономика основывалась на комплексном развитии земледелия, скотоводства, разнообразных промыслов. По-прежнему спорным остаётся для историков вопрос о характере землевладения в ранний период нашей истории. То направление, которое признаёт наличие в Древней Руси крупной феодальной собственности (Греков Б. Д.), по-прежнему находит сторонников. Существует и гипотеза так называемой верховной феодальной собственности, согласно которой все первые известные нам князья были верховными собственниками всей русской территории (Черепнин Л. В. и др.). Школа петербургских историков (Фроянов И. Я. и др.) доказывает общинный характер землевладения в Киевской Руси, что подтверждает предположение об архаическом характере древнерусского общества. Основным источником богатства в этот период являются внеземельные доходы – дань, полюдье, кормления.

Яркое описание быта и нравов ранней Руси можно найти в древнейшем законодательном памятнике – «Русской Правде», которая тоже изобилует свидетельствами пережитков первобытных отношений в древнерусском обществе.

Наши рекомендации