Образовательные технологии. Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях
Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях
В учебном процессе используются такие образовательные технологии, в т.ч. активные и интерактивные, как видеопрезентации курса, видео и аудиофрагменты, интернет-анкетирование.
№ семестра | Вид занятия (Л, ПР, ЛР) | Используемые интерактивные образовательные технологии | Количество часов |
Л | Видеопрезентация курса; видео и аудиофрагменты | ||
ПР | Знакомство студентов с учебными интернет-сайтами в рамках изучаемой дисциплины | ||
Интернет-анкетирование на сайте i-еxam.ru | |||
Итого |
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся
Темы рефератов (докладов)
1. Язычество и христианство в Древней Руси.
2. Господин Великий Новгород: вечевой строй и экономический уклад.
3. Борьба Руси против иноземных завоевателей в XIII в. Татаро-монгольское иго.
4. Иван Грозный: историко-психологический портрет.
5. Феномен самозванчества в истории России XVII-XVIII вв.
6. Государственный строй России в XVII в.: Земские соборы и Боярская дума, приказная система и местное самоуправление.
7. Исторический портрет Петра I.
8. Движение декабристов.
9. Кавказская война в России XIX в.
10. Отмена крепостного права в России.
11. Государственный строй в России после 1905 г. (институты законодательной, исполнительной и судебной власти).
12. Российские политические партии начала XX в.
13. Белый и красный террор в годы Гражданской войны.
14. Коллективизация и трагедия крестьянства в СССР.
15. Вождь и массы. Культ личности Сталина.
16. Ленинградская блокада: трагедия великого города.
17. Политический портрет Н. С. Хрущева.
18. Политический кризис осени 1993 г. и его последствия.
19. Аграрные проблемы в России в конце ХХ – начале ХХI вв. и пути их решения.
20. Царское Село – Пушкин. Страницы истории.
Самостоятельное изучение разделов дисциплины (очная / заочная формы обучения)
№ раздела | Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение | Кол-во часов |
1. | Введение в дисциплину. История как наука.История как действительность и история как наука. Выдающиеся историки: Н. М. Карамзин (1766-1826), Н. И. Костомаров (1817-1885), С. М. Соловьёв (1820-1879), В. О. Ключевский (1841-1911) и др. Социально-экономическое и социально-политическое развитие Киевской Руси. Походы киевских князей. Принятие христианства. Владимир Святославович. Ярослав Мудрый и «Русская Правда». Владимир Мономах. Причины и последствия раздробленности. | 2/2 |
2. | Восточные славяне в VIII-IX вв. Образование древнерусского государства. Киевская Русь.Историческая наука о происхождении славян(миграционная и автохтонная концепции. Русские земли в период политической раздробленности. Борьба Руси с агрессией рыцарских орденов. Походы монголов. Монголо-татарское иго на территории Руси. Иван I Калита. Дмитрий Донской. Правление Ивана III, его внутренняя и внешняя политика. Развитие вотчинного и поместного землевладения и усиления социальной эксплуатации. Начало юридического оформления крепостного права. | 4/8 |
3. | Политическая раздробленность. Борьба за независимость и объединение русских земель в XIII – начале XVI вв.Социально-экономическое и политическое положение Московского княжества. Политический, хозяйственный и социальный кризис. Становление и укрепление русского государства. Иван IV Грозный и его реформы. Опричнина и опричный террор. Ливонская война. Присоединение Астраханского и Казанского ханств. Начало завоевания Сибири. | 4/8 |
4. | Русское единое государство в середине XVI-XVII вв.Смута: её причины, характерные особенности и последствия. Самозванцы. Восстание Ивана Болотникова. Борьба русского народа против польско-шведской интервенции. Земский собор 1613 г. Начало династии Романовых. Михаил Фёдорович, Алексей Михайлович, их внутренняя и внешняя политика. «Соборное Уложение» 1649 г. и законодательное оформление крепостного права. Социальная борьба. | 4/8 |
5. | Социально-экономическое и политическое развитие России в период первой волны модернизации (XVIII в.).Петр I и историческое значение его деятельности. Реформа органов власти и управления. Реформа армии и создание флота. Складывание Абсолютизма. Основание Санкт-Петербурга. Внешняя политика Петра 1. Северная война. | 4/9 |
6. | Российская империя в первой половине XIX в.Дворцовый переворот 11 марта 1801 г. и воцарение Александра I. Кризис феодально-крепостнической системы. Развитие и утверждение капиталистических отношений. Кружок «молодых друзей» императора. «Дней Александровых прекрасное начало»: правительственный либерализм первого периода царствования. Министерская реформа. Планы конституционных преобразований. Государственная деятельность М. М. Сперанского. План государственных преобразований «Введение к Уложению государственных законов» (1809 г.). Реформа финансовой системы. Указ «О вольных хлебопашцах» (20 февраля 1803 г.) и проекты отмены крепостного права. | 4/6 |
7. | Россия во второй половине XIX в.Эпоха «великих реформ» Александра II. Причины и предпосылки отмены крепостного права. Подготовка реформ. Деятельность Секретного и Главного комитета. Редакционные комиссии. Проекты освобождения крестьян (А. М. Унковский, М. П. Позен, Ю. Ф. Самарин, К. Д. Кавелин). Отмена крепостного права в России. Манифест 19 февраля 1861 г. Выкупная операция и выкупные платежи. Институт мировых посредников. Уездные и губернские по крестьянским делам присутствия. Указной, дарственный (четверной), высший душевой и низший душевой наделы. «Отрезка» и «прирезка» земли. | 4/12 |
8. | Россия в начале XX в. Русский империализм и его особенности. Основные классы, сословия и политический строй России в начале XX в. Политический портрет Николая II. Государственная деятельность С. Ю. Витте. Рабочее и крестьянское движение в начале XX в. Поражение царизма в русско-японской войне Общественно-политическое движение. Образование монархических, буржуазных, мелкобуржуазных и социалистических партий. Оформление двух течений в российской социал-демократии. В. И. Ленин и Ю. О. Мартов. Начало революции, ее причины, цели, характер, особенности. | 4/6 |
9. | Расколотая страна: Россия в период революции и Гражданской войны (1917-1922 гг.). Борьба за выход России из первой мировой войны. Брестский мир. Причины, характер и цели гражданской войны. Интервенция. Чехословацкий мятеж. Контрреволюционные правительства. Политика кадетов, меньшевиков и эсеров. Проблема революционного насилия. Красный и белый террор. Ошибки большевиков в оценке роли крестьянского и казачьего вопросов. Влияние казаков и крестьян на рост масштабов и ожесточенности гражданской войны. Политика «военного коммунизма», ее сущность и последствия. | 4/12 |
10. | Развитие советского общества на основе новой экономической политики (1921-1929 гг.) Экономические и политические преобразования на путях НЭПа. Перестройка системы государственного управления. Межнациональные отношения. Образование СССР. Противоречия социально-экономического развития в условиях НЭПа. Отношения между государством и церковью. Формирование однопартийной политической системы в стране. Разногласия в политическом руководстве коммунистической партии о методах, путях и перспективах социалистического строительства социализма. | 4/6 |
11. | Поворот к административно-командным методам строительства социализма. «Великий перелом». Свёртывание НЭПа и возрастание в руководстве страной командных методов времен «военного коммунизма». Взгляды И. В. Сталина на социализм и их закрепление в политической линии партии. Административно-командные методы организации производства. Форсированная индустриализация, ее итоги и историческое значение. Коллективизация. | 4/6 |
12. | СССР в годы Второй мировой войны. Победа советского народа в Великой Отечественной войне. Причины, характер и основные этапы Второй мировой войны. Великая Отечественная война советского народа – составная часть Второй мировой войны Трагедия начального периода Великой Отечественной войны: причины и уроки. Мобилизация сил страны на борьбу с врагом. Провал гитлеровских планов «молниеносной войны». Образование антигитлеровской коалиции. Коренной перелом в войне зимой 1942-1943 гг. Наступление Красной Армии в 1944 г. и изгнание немецко-фашистских захватчиков с территории СССР. Освобождение стран Европы от фашизма. Разгром фашисткой Германии и милитаристской Японии. Военно-политические итоги и уроки Великой Отечественной войны. | 4/8 |
13. | СССР в первое послевоенное двадцатилетие (1945-1964 гг.). Закат сталинизма. Хрущевская «оттепель» – первые шаги демократизации. Людские и экономические потери в годы Великой Отечественной войны. Дискуссии в высшем руководстве о путях дальнейшего экономического развития СССР. Определение перспектив развития советского общества. Влияние сталинских представлений о социализме и коммунизме на выработку стратегического курса. Восстановление народного хозяйства. Трудовой энтузиазм масс и восстановление разрушенного войной хозяйства. Продолжение политики индустриализации. Наращивание военно-промышленного потенциала и попытки достижения компромисса в отношениях с капиталистическими странами. Отношение СССР к корейской войне. Карибский кризис и его значение. Взаимоотношения СССР с социалистическими странами. Подписание Варшавского договора. СССР и страны «третьего мира». Октябрьский 1964 г. Пленум ЦК КПСС. Отставка Н. С. Хрущева и ее причины. Оценка историками политического курса Хрущева. | 2/8 |
14. | Трудности и противоречия развития СССР (1965-1985 гг.). Нарастание кризисных явлений в стране.Политический портрет Л. И. Брежнева. Научно-техническая революция и ее сущность. Определение перспектив развития советского общества. Влияние сталинских представлений о социализме и коммунизме на выработку стратегического курса. Восстановление народного хозяйства. Трудовой энтузиазм масс и восстановление разрушенного войной хозяйства. Продолжение политики индустриализации. Наращивание военно-промышленного потенциала. Усиление диспропорции советской экономики. Диссидентское движение и его формы. Деятельность академика А. Д. Сахарова. Борьба с проявлениями диссидентского движения и общественного недовольства. Рост индустриального и научно-технического потенциала, развитие культуры. Политика стабилизации советского режима. Достижения и потери 8-й пятилетки. СССР в конце 60-х – первой половине 70-х гг. Свертывание процесса реабилитации жертв сталинского режима. XXIV съезд КПСС и Программа мира. | 4/8 |
15. | Советский Союз от «перестройки» к распаду (1985-1991 гг.) Приход к власти М.С. Горбачева и апрельский 1985 г. Пленум ЦК КПСС. Истоки и причины «перестройки». Выбор стратегии реформ. Политика «ускорения»: идеи, практика, итоги. XXVII съезд КПСС: курс на перестройку. Реформы второй половины 1980-х гг. и причины их неудач. Программа «500 дней». Положение сельского хозяйства. Введение принципов самоокупаемости и хозрасчета. Создание условий для развития предпринимательства и рыночной экономики. Переход к многообразным формам собственности и рыночной экономике. | 4/8 |
16. | Современная Россия: от либерализма к «суверенной демократии». Политический портрет Б. Н. Ельцина. Радикальные экономические реформы Е. Т. Гайдара, их достижения и просчеты. Либерализация цен: цели и последствия. А. Б. Чубайс и приватизация: замыслы и их реализация. Структурная перестройка экономики, изменение отношений собственности. Экономическая нестабильность в стране. Рост внешнего долга. Углубление социального расслоения российского общества. Дефолт 1998 г. и его последствия. Перегруппировка политических сил после августа 1991 г. Крах КПСС. Разработка новой Конституции. | 4/6 |
Итого: | 58/123 |
Методические рекомендации для самостоятельного изучения разделов «Древняя Русь», «Политическая раздробленность. Борьба за независимость и объединение русских земель в XIII – начале XVIвв.», «Русское единое государство в середине XVI-XVII вв.», «Социально-экономическое и политическое развитие России в период первой волны модернизации (XVIII в.)»
Древняя Русь
Развитие общественных отношений у восточных славян приводило к формированию новых социальных организмов – «союзов союзов» или «суперсоюзов» племён. Именно в политической организации этих сверхсоюзов многие современные историки находят ростки древнерусской государственности (И. Я. Фроянов).
На территории расселения восточных славян сложилось как минимум два таких центра – вокруг Новгорода, под влиянием варяжских князей, и в Среднем Поднепровье, вокруг Киева. Процесс объединения союзов племен в суперсоюз под властью киевских князей и привёл к возникновению на этой территории раннего государственного образования, получившего в исторической литературе название Киевская Русь.
Укрепление суперсоюза привело к активизации внешней политики и торговли. Большинство мирных договоров Руси с Византией включают в себя и тексты торговых соглашений. Важнейшим направлением во внешней политике древней Руси является также оборона южных рубежей от набегов кочевников (хазары, печенеги).
Следует иметь в виду при изучении этой темы, что Киевское или Древнерусское государство относится к типу архаических (древних) обществ – отсюда особенности его экономических, политических и социальных отношений.
С политической точки зрения ранняя Русь представляла федерацию отдельных земель-княжеств и непосредственно подчинённых великому князю территорий. С точки зрения социально-экономической она являлась совокупностью территориальных общин с элементами родовых отношений.
Зависимость покорённых племён от Киева выражалась в уплате дани. Яркую картину даннических отношений рисует «Повесть временных лет» в сюжете о походе князя Игоря к древлянам. В случае больших внешнеполитических акций местные князья обязаны были представить военное ополчение.
Древнерусские города возникают в VIII-IX вв. как центры племён и союзов племён. Они были центрами ремесла и торговли, но всё-таки их важнейшими функциями были политическая и оборонительная, они также являлись центрами сосредоточения религиозных святынь-«капищ».
В основе социального устройства городов лежала родовая община. В конце X – начале XI вв. происходит перестройка общества на территориальных началах, и родовую общину сменяет территориальная. Этот процесс нашёл отражение и в истории городской общины, которая тоже становится территориальной.
Ядро города-государства (Дворниченко А. Ю., Фроянов И. Я.)XI-XII вв. составлял старейший город – прежнее средоточие союза племён или крупного племени. Старейшим городам подчинялись пригороды («волости»), зависимость которых была следствием колонизации.
Основным органом самоуправления городской общины было вече – народное собрание всех свободных жителей города. Решениям веча должны были подчиняться и жители пригородов. Функции веча разнообразны, в его компетенции множество вопросов административного и военного значения. От веча зависят и выборы князя, который играет в жизни города немаловажную роль – это военный предводитель, важнейшее звено волостной администрации. Вече является проявлением непосредственной (первобытной) демократии, что доказывает архаичный характер древнерусского общества. В структуре города-государства историки находят множество аналогий с древнегреческим полисом с его традициями «народоправства».
Древнерусская экономика основывалась на комплексном развитии земледелия, скотоводства, разнообразных промыслов. По-прежнему спорным остаётся для историков вопрос о характере землевладения в ранний период нашей истории. То направление, которое признаёт наличие в Древней Руси крупной феодальной собственности (Греков Б. Д.), по-прежнему находит сторонников. Существует и гипотеза так называемой верховной феодальной собственности, согласно которой все первые известные нам князья были верховными собственниками всей русской территории (Черепнин Л. В. и др.). Школа петербургских историков (Фроянов И. Я. и др.) доказывает общинный характер землевладения в Киевской Руси, что подтверждает предположение об архаическом характере древнерусского общества. Основным источником богатства в этот период являются внеземельные доходы – дань, полюдье, кормления.
Яркое описание быта и нравов ранней Руси можно найти в древнейшем законодательном памятнике – «Русской Правде», которая тоже изобилует свидетельствами пережитков первобытных отношений в древнерусском обществе.