Требования к результатам освоения содержания дисциплины

3.1 Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки:

ОК-1, ОК-9, ОК-12, ПК-44

- способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, владением культурой мышления (ОК-1);

- способностью использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-9);

- способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-12);

- способностью участвовать в разработке программ учебных дисциплин и курса на основе изучения научной, технической и научно-методической литературы, а также собственных результатов исследований (ПК-44).

3.2. В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

- ключевые исторические события и явления социально-экономической и политической истории России;

- особенности исторического, историко-политологического, историко-культурологического анализа событий и явлений прошлой истории России;

- особенности современного экономического, политического и культурного развития России;

- общие положения и закономер­ности исторического процесса, исходя из требований объек­тивности, историзма, научной истины;

уметь:

- ориентироваться в историческом пространстве и времени;

- извлекать уроки из исторических событий, происходивших на почве российской действительности;

- экстраполировать полученные знания, понимать и критически оценивать факты, явления и процессы общественного развития;

- систематизировать сложный исторический материал; оперировать базовыми понятиями, теоретическими и ценностными конструктами учебного курса; решать познавательные задачи; логично выстраивать
устные и письменные тексты.

владеть:

-способностью к постановке цели, выбору путей её достижения, восприятию информации и её обобщению;

- навыками анализа и систематизации исторических источников;

- навыками научно-исследовательской и педагогической деятельности в области изучения истории России.

- навыками научного по­ знания истории, социального опыта, передающегося от по­коления к поколению.

Объем дисциплины и виды учебной работы (108 ч.)

Вид учебной работы Всего часов / зачетных единиц Семестр 1
       
Аудиторные занятия (всего) 6 ч. 6 ч.      
В том числе:          
Лекции (Л) 4 ч. 4 ч.      
Практические занятия (ПЗ) 2 ч. 2 ч.      
Семинары (С)          
Лабораторные работы (ЛР)          
Самостоятельная работа (всего) 102ч. 102ч.      
В том числе:          
Реферат 18 ч. 18 ч.      
Другие виды самостоятельной работы: Эссе, контрольная работа, самостоятельное изучение разделов, повторение лекционного материала и материала учебника 18 ч. 18 ч.      
         
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) Экзамен Экзамен      
Общая трудоемкость часы зачетные единицы 108 ч. 108 ч.      
     

Содержание дисциплины

Содержание разделов дисциплины

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела Форма текущего контроля
1. Теория и методология исторической науки.   Функции и методы исторического познания. Методология истории. Историография истории. Тестирование.
2. Древняя Русь и социально – политические изменения в русских землях в 12-15вв.   Киевская Русь: этапы развития. Социально – экономические и политические отношения в древней Руси. Иноземные нашествия в 13в. Борьба Руси с монгольским игом. Централизация русских земель. Возвышение Москвы. Деятельность Ивана III. Рефераты. Семинарские занятия. Тестирование. Беседа.
3. Образование и развитие Московского (Российского) централизованного государства. Образование Московского централизованного государства. Развитие Московского государства в 16в. Иван 4. Россия в конце 16- начале 17вв. «Смутное» время. Правление первых Романовых.   Рефераты. Семинарские занятия. Тестирование. Контрольная работа.
4. Российская империя в XVIII – I пол. XIX вв. Социально – экономические и политические преобразования Петра I. «Просвещённый абсолютизм» Екатерины II. Политическое и социально – экономическое развитие страны в I четверти XIX века. Россия в правлении Николая I. Рефераты. Семинарские занятия. Тестирование. Диспут.
5. Российская империя во II половине XIX – начале XXвв. «Великие реформы» Александра II и контрреформы Александра III. Аграрный вопрос в России XIXв. Общественные движения в России XIXв. Экономическая модернизация России на рубеже веков. Первая русская революция. Формирование многопартийности в России. Деятельность I-IV Государственных дум. Россия в условиях первой мировой войны и нарастания общенационального кризиса. Развитие революционных событий в феврале – октябре 1917г. Рефераты. Семинарские занятия. Тестирование. Диспут. Контрольная работа. Дискурс.
6. Советская Россия (1917-1922гг.). Вооружённое восстание в Петрограде. Взятие власти большевиками. Становление советской государственности. Социально – экономическая политика большевиков. Предпосылки нового политического и социально – экономического строя. Гражданская война в Советской России. Рефераты. Семинарские занятия. Тестирование. Эссе.
7. СССР в 1922-1991гг. Новая экономическая политика. Образование СССР. Советская модель национально – государственного устройства. Форсированное строительство социализма: индустриализация, коллективизация, культурная революция. Внешняя политика СССР в 1922-1930-х гг. СССР во Второй мировой и Великой Отечественной войнах. СССР в условиях «холодной войны». Социально – экономическое и общественно – политическое развитие СССР в послевоенный период. Общественно – политическое и социально – экономическое развитие СССР во второй половине 1950-х – середине 1960-х гг. Противоречивость общественного развития СССР в середине 1960 – сер. 1980-хх гг. Перестройка. Распад СССР. Рефераты. Семинарские занятия. Тестирование. Устное собеседование. Контрольная работа.
8. Становление новой российской государственности (1992г. – нач. XXIв.). Основные тенденции мирового развития в конце XXв. Политическое развитие России в 1992г. – нач. XXIв. Социально – экономическое развитие России в 1992г. – нач. XXIв. Новая Россия в системе международных связей на рубеже XX-XXI вв. Рефераты. Семинарские занятия. Тестирование. Диспут.

(Содержание указано в дидактических единицах.)

Наши рекомендации