Требования к результатам освоения содержания дисциплины
3.1 Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки:
ОК-1, ОК-9, ОК-12, ПК-44
- способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, владением культурой мышления (ОК-1);
- способностью использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-9);
- способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-12);
- способностью участвовать в разработке программ учебных дисциплин и курса на основе изучения научной, технической и научно-методической литературы, а также собственных результатов исследований (ПК-44).
3.2. В результате изучения дисциплины студент должен
знать:
- ключевые исторические события и явления социально-экономической и политической истории России;
- особенности исторического, историко-политологического, историко-культурологического анализа событий и явлений прошлой истории России;
- особенности современного экономического, политического и культурного развития России;
- общие положения и закономерности исторического процесса, исходя из требований объективности, историзма, научной истины;
уметь:
- ориентироваться в историческом пространстве и времени;
- извлекать уроки из исторических событий, происходивших на почве российской действительности;
- экстраполировать полученные знания, понимать и критически оценивать факты, явления и процессы общественного развития;
- систематизировать сложный исторический материал; оперировать базовыми понятиями, теоретическими и ценностными конструктами учебного курса; решать познавательные задачи; логично выстраивать
устные и письменные тексты.
владеть:
-способностью к постановке цели, выбору путей её достижения, восприятию информации и её обобщению;
- навыками анализа и систематизации исторических источников;
- навыками научно-исследовательской и педагогической деятельности в области изучения истории России.
- навыками научного по знания истории, социального опыта, передающегося от поколения к поколению.
Объем дисциплины и виды учебной работы (108 ч.)
Вид учебной работы | Всего часов / зачетных единиц | Семестр 1 | |||
Аудиторные занятия (всего) | 6 ч. | 6 ч. | |||
В том числе: | |||||
Лекции (Л) | 4 ч. | 4 ч. | |||
Практические занятия (ПЗ) | 2 ч. | 2 ч. | |||
Семинары (С) | |||||
Лабораторные работы (ЛР) | |||||
Самостоятельная работа (всего) | 102ч. | 102ч. | |||
В том числе: | |||||
Реферат | 18 ч. | 18 ч. | |||
Другие виды самостоятельной работы: Эссе, контрольная работа, самостоятельное изучение разделов, повторение лекционного материала и материала учебника | 18 ч. | 18 ч. | |||
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) | Экзамен | Экзамен | |||
Общая трудоемкость часы зачетные единицы | 108 ч. | 108 ч. | |||
Содержание дисциплины
Содержание разделов дисциплины
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела | Форма текущего контроля |
1. | Теория и методология исторической науки. | Функции и методы исторического познания. Методология истории. Историография истории. | Тестирование. |
2. | Древняя Русь и социально – политические изменения в русских землях в 12-15вв. | Киевская Русь: этапы развития. Социально – экономические и политические отношения в древней Руси. Иноземные нашествия в 13в. Борьба Руси с монгольским игом. Централизация русских земель. Возвышение Москвы. Деятельность Ивана III. | Рефераты. Семинарские занятия. Тестирование. Беседа. |
3. | Образование и развитие Московского (Российского) централизованного государства. | Образование Московского централизованного государства. Развитие Московского государства в 16в. Иван 4. Россия в конце 16- начале 17вв. «Смутное» время. Правление первых Романовых. | Рефераты. Семинарские занятия. Тестирование. Контрольная работа. |
4. | Российская империя в XVIII – I пол. XIX вв. | Социально – экономические и политические преобразования Петра I. «Просвещённый абсолютизм» Екатерины II. Политическое и социально – экономическое развитие страны в I четверти XIX века. Россия в правлении Николая I. | Рефераты. Семинарские занятия. Тестирование. Диспут. |
5. | Российская империя во II половине XIX – начале XXвв. | «Великие реформы» Александра II и контрреформы Александра III. Аграрный вопрос в России XIXв. Общественные движения в России XIXв. Экономическая модернизация России на рубеже веков. Первая русская революция. Формирование многопартийности в России. Деятельность I-IV Государственных дум. Россия в условиях первой мировой войны и нарастания общенационального кризиса. Развитие революционных событий в феврале – октябре 1917г. | Рефераты. Семинарские занятия. Тестирование. Диспут. Контрольная работа. Дискурс. |
6. | Советская Россия (1917-1922гг.). | Вооружённое восстание в Петрограде. Взятие власти большевиками. Становление советской государственности. Социально – экономическая политика большевиков. Предпосылки нового политического и социально – экономического строя. Гражданская война в Советской России. | Рефераты. Семинарские занятия. Тестирование. Эссе. |
7. | СССР в 1922-1991гг. | Новая экономическая политика. Образование СССР. Советская модель национально – государственного устройства. Форсированное строительство социализма: индустриализация, коллективизация, культурная революция. Внешняя политика СССР в 1922-1930-х гг. СССР во Второй мировой и Великой Отечественной войнах. СССР в условиях «холодной войны». Социально – экономическое и общественно – политическое развитие СССР в послевоенный период. Общественно – политическое и социально – экономическое развитие СССР во второй половине 1950-х – середине 1960-х гг. Противоречивость общественного развития СССР в середине 1960 – сер. 1980-хх гг. Перестройка. Распад СССР. | Рефераты. Семинарские занятия. Тестирование. Устное собеседование. Контрольная работа. |
8. | Становление новой российской государственности (1992г. – нач. XXIв.). | Основные тенденции мирового развития в конце XXв. Политическое развитие России в 1992г. – нач. XXIв. Социально – экономическое развитие России в 1992г. – нач. XXIв. Новая Россия в системе международных связей на рубеже XX-XXI вв. | Рефераты. Семинарские занятия. Тестирование. Диспут. |
(Содержание указано в дидактических единицах.)