Глава 13. Политическое сознание и современные политические идеологии. ему быть самостоятельным субъектом моральной воли и политических действий
ему быть самостоятельным субъектом моральной воли и политических действий. Исторически такая связь свободы, морали и частной собственности реализовывалась в образе самодеятельного мелкого производителя товаров и услуг (ремесленника, фермера, адвоката и т.п.). Вознося индивида, либерализм поддерживает его собственностью, обеспечивающей ему безопасность. Такое понимание имеет мало общего с капиталистическим определением собственности и экономическим видением жизни.
В рамках идеологии либерализма проявляется стремление минимизировать роль государства, свести ее к функции «ночного сторожа». Признавая за либералами приоритет в формулировании концепции минималистского государства, следует вместе с тем иметь в виду, что его представители, особенно умеренного крыла, отнюдь не отвергали позитивные функции государства в тех сферах общественной жизни, где без его участия невозможно обойтись. Для либералов с самого начала была аксиомой мысль об обязанности государства защищать права и свободы отдельного индивида. Симптоматично, что основатели либерализма прямо предписывали государству ответственность за материальное обеспечение неимущих слоев населения.
При анализе основных ценностных установок либерализма необходимо концептуально эксплицировать понятия — «демократия» и «либерализм». На разных этапах исторического существования либерализма сложилось два подхода: демократия — угроза либерализму и демократия — следствие либерализма. Как правило, в обыденном сознании эти два понятия воспринимаются как тождественные, однако их не следует полностью отождествлять. Либерализм по своему происхождению буржуазен: в эпоху своего формирования он означал защиту прав именно буржуа, стесненных оковами феодального общества. Этого нельзя сказать о демократии: ее приоритет — воля большинства, народный суверенитет, право и возможность каждого человека участвовать в принятии политических решений. В странах Запада вплоть до первой половины XIX в. либерализм был или враждебен, или автономен по отношению к демократии. В демократии либералы видели угрозу интересам и правам индивидуума, прежде всего праву на собственность. В течение XIX в., под давлением средних и низших общественных слоев, либерализм в значительной мере вобрал в себя концепцию демократии. А уже в XX в. проис-
13.4. Основные идеологические течения в современном мире 535
ходит его качественная эволюция: либерализм становится не только демократическим, но и социально ориентированным. Таким образом, можно говорить, что под демократией понимается форма власти, и с этой точки зрения она представляет собой форму легитимации власти большинства. Либерализм же подразумевает границы власти, с одной стороны; с другой — ценности либерализма выступают самодостаточной основой демократии.
Либерализм представляет собой гибкую систему, воспринимающую влияние других течений и реагирующую на изменения в общественной жизни. Вследствие чего, приспосабливаясь к новыми реальностям, либерализм видоизменяется, подтверждением этому является трансформация классического либерализма в неолиберализм.
Водоразделом, сделавшим классический либерализм достоянием истории, бесповоротно утвердившим принципы государственного вмешательства в экономику, стала Великая экономическая депрессия 1929—1934 гг., «перечеркнувшая» ряд важнейших постулатов классического либерализма. Западный либерализм XX в. рассматривает рыночную свободу и частную собственность как самостоятельные ценности и нацелен на поиск той меры в их взаимоотношениях, которая позволяла бы им сосуществовать, а не враждовать. В результате был сформулирован ряд новых важных принципов либерализма, получивших название «новый либерализм», или социальный либерализм. На формирование принципов неолиберализма сильное влияние оказали марксизм и социал-демократия (в частности, у них были «заимствованы» идеи социальной справедливости и солидарности). К основным элементам теоретической и практической доктрины неолибералов могут быть отнесены следующие:
— активная роль государства в решении экономических и социальных проблем: рынок как совокупность всех сделок должен определять цены и производство, а государство контролировать рынок посредством системы налогообложения;
— требование социальной ответственности бизнеса;
— перераспределение материальных благ в пользу наименее обеспеченных слоев населения;
— отказ от крайностей индивидуализма;
— новое решение проблемы «равенства стартовых возможностей».