Задачи изучения дисциплины
Департамент образования города Москвы
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Институт гуманитарных наук
Общеуниверситетская кафедра истории
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
Отечественная история
030900.62 «юриспруденция»
(квалификация (степень «бакалавр»)
Юридический факультет
Курс 1, семестр1, очное отделение
Москва 2011
Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден и утвержден на заседании ОУК истории № 5 от 18.03.11., утвержден на заседании Ученого совета Института гуманитарных наук, протокол № _____ от _______________.
Составители:
к.и.н. проф. Кириллов В.В.
д.и.н. проф. Лысенко Л.М.
д.и.н. проф. Музафарова Н.И.
к.и.н. доц. Аверьянова Г.И.
к.и.н. доц. Боева Л.А.
к.и.н. доц. Огородникова О.А.
к.и.н. доц. Порхова Т.М.
к.и.н. доц. Щулепникова Е.И.
к.и.н. доц. Чернова М.Н.
ст. преп. Махоткин А.В.
к.и. н. доц. Фирсова О.Г.
Рецензент
Проф., д.и.н. Девятов С.В.
Зам. зав. кафедрой
Доц. к.и.н. Кириллов В.В.
Часть 1.
Пояснительная записка
Подготовка высококвалифицированного специалиста немыслима без широкой эрудиции. Истории в этом отношении принадлежит громадная роль. Изучение многовекового опыта народов нашей страны помогает правильно оценить прошлое, осмыслить настоящее, понять место и роль России в системе мировой цивилизации.
Предлагаемый учебно-методический комплекс по Отечественной истории подготовлен авторским коллективом преподавателей общеуниверситетской кафедры истории Московского городского педагогического университета. Авторы стремились показать основные стороны исторического развития России, помочь студентам систематизировать полученные на занятиях знания, ориентируя их внимание на узловых проблемах отечественной истории.
Курс «Отечественной истории» разработан для общегуманитарной подготовки студентов в соответствии с основными квалификационными требованиями к выпускнику высшего учебного заведения по разделу «История».
Цель курса - сформировать у студентов основы теоретического и методологического подхода к анализу явлений социальной действительности на позициях этических норм и требований, предъявляемых к современному специалисту.
Задачи изучения дисциплины
Программа курса охватывает период истории России с зарождения государственности у восточнославянских племен до современности. В ее основу положен цивилизационный метод освоения истории с учетом генерализирующего подхода (традиционности и новаций в решении исторических задач общества). Содержание курса строится в соответствии с теорией модернизации, т.к. европейской цивилизации принадлежит со времен античности особая роль в становлении современного мира и именно оттуда шли импульсы, оказавшие воздействие на развитие всего человечества.
Разделы огромного по объему и растянутого по времени материала составлены в соответствии с проблемно - тематическим принципом. В программе концентрируется внимание на основных тематических пластах и узловых проблемах, составляющих каркас изучаемого раздела.
Такой подход позволяет обеспечить научность в преподавании курса и вариативность в освоении богатого исторического материала.
В помощь изучающим курс в программе предусматривается использование исторических источников, отечественной и зарубежной литературы как монографической, так и мемуарной. Рекомендательный перечень источников и литературы составлен в сжатом виде. Составители при этом руководствовались возможностью их расширения по мере выхода новых печатных изданий.
Содержание программы ориентирует преподавателей и студентов на творческий подход к изучению исторического материала, историко-сравнительный метод освоения исторической действительности. Особое значение при этом придается самостоятельной работе студентов с источниками и литературой. Выработка практических навыков историографического анализа, умение проникать в суть исторических явлений, познание закономерностей общественного развития - составляют важнейшую задачу исторического образования.
По итогам изучения курса студенты сдают зачет.