Методология научного познания
В своем сочинении "Об уме" К. Гельвеции определил метод как средство, употребляемое для достижения поставленной цели. Метод, отмечал Л. Д. Ландау, важнее открытия, ибо правильный метод исследования приведет к новым, еще более ценным открытиям. Методология - наиболее общая теория метода. В современном представлении под методологией подразумевается система исходных, основополагающих принципов, определяющих способ подхода к анализу и оценке явлений, характер и направленность познавательной и практической деятельности. Всякое познание и изобретение, полагал Бэкон, должны опираться на опыт, двигаться от изучения единичных фактов к общим положениям. Такой метод получил название индуктивного. Р. Декарт также выступал за науку, развивающуюся с помощью единого метода. Лучше совсем не помышлять об отыскании истин, считал Декарт, чем делать это без всякого метода, ибо беспорядочные занятия омрачают ум. Создание нового метода мышления требует прочного основания. Такое основание содержится в разуме, в его первоисточнике - самосознании. Весомый вклад в развитие метода исследования внесли представители сциентистских и антропологических направлений в философии. Они, разрабатывая принципы верификации, опровержения и подтверждаемости, гипотетико-дедуктивные, рациональные и интуитивные модели строения научного знания, показали роль языка в построении картины мира. В соответствии со структурой науки выделяются уровни: а) философской методологии, рассматривающей общие принципы познания и категориальный строй науки; б) общенаучных принципов и форм исследования (теоретическая кибернетика, системный подход), применяемых в различных отраслях науки; в) конкретнонаучной методологии, т. е. совокупность методов, принципов и процедур исследования, используемых в конкретix научных дисциплинах; г) методики и техники исследования, г. е. набор процедур, обеспечивающих получение достоверных >мпирических данных и их первичную обработку.К философским методам относятся, прежде всего, диалекти-1еский и метафизический.
53-54. Методы импирического и теоретического исследования.Косновным методам эмпирического исследования отно-|сятся наблюдение, измерение и эксперимент.Наблюдение - целенаправленное восприятие предметов и яв-|лений, постижение их смысла и значения, непосредственное и с помощью приборов, в их естественном виде. Измерение есть установле-ше одной величины с помощью другой, принятой за эталон, а 1кже описание этой процедуры.К постановке эксперимента прибегают тогда, когда необхо-[мо изучить некоторое состояние предмета наблюдения, естест-1енным образом не всегда присущее предмету. Современные эксперименты разнообразны: охватывают лабораторные опыты, области техники, технологии, экосистемы, демографии, включают научные методы организации труда и управления, экономические эксперименты. К общелогическим методам научного познания относятся взаимосвязанные между собой анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и обобщение. Анализ — мысленное или фактическое разделение предмета на его отдельные части, составные элементы. Синтез - процесс реального или мысленного объединения различных сторон, частей предмета в единое образование (систему). Индукция - метод исследования, связанный с движением мысли от единичного к общему. Дедукция - восхождение процесса познания от общего к единичному. Основные средства теоретического научного познания: идея, проблема, гипотеза, теория (концепция).Идея - понятие, обозначающее смысл, значение, сущность вещи. Проблемы вырастают из потребностей практической деятельности человека в ходе стремления к новому знанию.
55. Человек как предмет философского анализа.Расширение и углубление знаний о мире вызвали интерес и к проблеме человека. В древней мифологии и философии человек истолковывался как своеобразный ключ к разгадке тайн универсума. Природа, человек и божество в древнейшей картине мира слиты. Человек выступал как малый мир (микрокосмос) и большой мир (макрокосмос). Платон видел в человеке "существо бескрылое, двуногое, с плоскими ногтями; единственное из существ, восприимчивое к знанию, основанному на рассуждениях"170. Здесь выделены физический и духовный признаки человека. Аристотель полагал, что человек (свободный, рабы не считались гражданами государства) есть общественное животное, наделенное разумом, нравственно совершенствующееся в справедливом государстве. В средневековой философии человек рассматривался как образ и подобие Бога, как момент движения к Богу. (В то же время сохранялся взгляд, что человек — разумное животное,) В новое время внимание обращалось на внутренний мир человека. Субъективность, выраженная в формуле Р. Декарта "мыслю, следовательно, существую", стала наидостовернейшей реальностью и критерием всего сущего. По мнению Л. Фейербаха, сущность человека в значительной мере определяется его телом, а сам человек обладает разумом, сердцем и волей, способными к любви. Человек - предмет познания и вместе с тем познающий мир. Он есть существо, недовольное самим собой и способное себя перерастать. Современная концепция антропологического детерминизма не "сводит" историю только к закономерностям развития субъективного фактора, а объясняет общество взаимопроникающим единством объективного и субъективного в историческом процессе.
56. Совр.концепции антропогинеза. Становление человека (антропогенез) и формирование общества (социогенез) в совокупности составляют антропосоциогенез. Он длился 3-3,5 млн лет. Для поведения предка человека (гоминида) характерны: а) ограниченные индивидуальные вариации поведения, основанные на инстинктах; б) решающая роль генетической наследственности; Важную роль в становлении человека и общества сыграло производство людей самими людьми (демографический фактор), Для человека характерно наличие избыточной (по сравнению с животными) половой активности. В ходе антропосоциогенеза люди выступают как продукт и одновременно творцы обстоятельств. Отсюда следуют ряд подходов к человеку.1. Объектно-генезисный подход выявляет факторы формирования человека: а) космические, экологические, демофафические, социально-экономические, политические условия жизни, шире - макросреда; б) микросреда, т. е. непосредственное окружение, в первую очередь семья, трудовой коллектив; в) социальные общности людей, межличностное общение; г) общественные и политические организации, партии, формирующие общественное мнение, ценностные ориентации, морально-психологический климат; д) система обучения и воспитания; е) средства массовой информации и учреждения культуры.