V1: Методология научного познания

I:

S: Уровни научного познания

-: чувственный и рациональный

-: прикладной и фундаментальный

+: эмпирический и теоретический

-: обыденный и теоретический

I:

S: Объектом эмпирического познания выступают

+: реально существующие объекты

-: идеализированные объекты

-: внешние проявления сущности объекта

-: сущность объекта

I:

S: Объектом теоретического познания выступают

-: реально существующие объекты

+: идеализированные объекты

-: внешние проявления сущности объекта

-: сущность объекта

I:

S: К формам эмпирического знания относятся

+: факт

+: эмпирический закон

-: проблема

-: гипотеза

-: теоретический закон

-: теория

I:

S: К формам теоретического знания относятся

-: факт

-: эмпирический закон

+: проблема

+: гипотеза

+: теоретический закон

+: теория

I:

S: Предположение, нуждающееся в научном подтверждении

-: факт

-: эмпирический закон

-: проблема

+: гипотеза

-: теоретический закон

-: теория

I:

S: Внутренняя существенная и устойчивая связь явлений

-: факт

-: проблема

-: гипотеза

+: закон

-: теория

I:

S: Высшая, самая развития форма организации научного знания

-: факт

-: проблема

-: гипотеза

-: закон

+: теория

I:

S: К методам эмпирического исследования относятся

-: индукция

+: наблюдение

-: анализ

-: синтез

+: эксперимент

I:

S: Метод познания, при котором объект фактически или мысленно разделяется на части

-: индукция

-: дедукция

-: эксперимент

+: анализ

-: исторический метод

I:

S: Метод познания, при котором исследователь сознательно мысленно отвлекается от некоторых свойств изучаемого объекта и одновременно фокусирует внимание на других его свойствах

-: индукция

-: дедукция

-: эксперимент

-: анализ

+: абстрагирование

I:

S: Метод познания, при котором мысленно конструируются объекты, у которых в природе нет аналогов и которые в реальности неосуществимы

-: индукция

-: дедукция

-: эксперимент

-: анализ

+: идеализация

I:

S: Метод познания, при котором общий вывод делается на основе частных посылок

-: синтез

-: анализ

-: моделирование

+: индукция

-: дедукция

I:

S: Метод познания, при котором из общего знания выводится частное знание

-: синтез

-: анализ

+: дедукция

-: индукция

-: логический метод

I:

S: Метод познания, при котором на основе сходства объектов по одним признакам делается вывод об их сходстве и по другим признакам

-: синтез

-: анализ

-: дедукция

-: индукция

+: аналогия

I:

S: Метод познания, заключающийся в планомерном, систематическом восприятие объекта

-: анализ

-: синтез

-: эксперимент

+: наблюдение

-: измерение

I:

S: Метод познания, при котором объект исследуется в контролируемых условиях

-: наблюдение

+: эксперимент

-: дедукция

-: индукция

-: восприятие

I:

S: Метод исследования определенных объектов путем воспроизведения их свойств на другом объекте - образце

-: интерпретация

+: моделирование

-: формализация

-: классификация

-: анализ

I:

S: Метод познания, при котором различные объекты сопоставляются в целях выяснения их сходства и различия

-: наблюдение

-: эксперимент

-: дедукция

-: индукция

+: сравнение

I:

S: Метод познания, при котором устанавливаются общие свойства и признаки объектов

-: наблюдение

-: эксперимент

-: дедукция

-: индукция

+: обобщение

V1: Философия науки -1

I:

S: К основаниям науки относятся

+: идеалы и нормы научного познания

+: философские основания науки

-: этика науки

-: социология науки

+:научная картина мира

I:

S: Нормативные структуры, отличающие науку от других форм познания, составляют

+: идеалы и нормы научного познания

-: философские основания науки

-: этику науки

-: социологию науки

-:научную картину мира

I:

S: Основные системные характеристики изучаемой реальности составляют

-: идеалы и нормы научного познания

-: философские основания науки

-: этику науки

-: социологию науки

+:научную картину мира

I:

S: Функцию исследовательской программы выполняет

-: идеалы и нормы научного познания

-: философские основания науки

-: этика науки

-: социология науки

+:научная картина мира

I:

S: Функцию включения новых научнх знаний в культуру выполняют

-: идеалы и нормы научного познания

+: философские основания науки

-: этика науки

-: социология науки

-:научная картина мира

I:

S: Концепции развития научного знания

+: кумулятивизм и антикумулятивизм

-: рационализм и эмпиризм

-: гностицизм и агностицизм

-: реализм и номинализм

I:

S: Концепция, согласно которой развитие научного знания представляет собой процесс добавления новых положений и выводов к наполленной сумме знаний

+: кумулятивизм

-: рационализм

-: скептицизм

-: антикумулятивизм

I:

S: Наиболее яркие примеры кумулятивизма

+: эволюционная эпистемология Поппера

+: методология научно-исследовательских программ Лакатоса

-: концепция парадигм Куна

-: анархическая эпистемология Фейерабенда

I:

S: Концепция, согласно которой сменяющие друг друга научные теории не вытекают друг из друга

-: кумулятивизм

-: рационализм

-: скептицизм

+: антикумулятивизм

I:

S: Наиболее яркие примеры антикумулятивизма

-: эволюционная эпистемология Поппера

-: методология научно-исследовательских программ Лакатоса

+: концепция парадигм Куна

+: анархическая эпистемология Фейерабенда

I:

S: Автор теории развития научных знаний как смены парадигм

+: Кун

-: Лакатос

-: Поппер

-: Шлик

-: Айер

I:

S: Автор теории развития научного знания как непрерывного процесса конкуренции и смены научно-исследовательских программ

-: Фейерабенд

-: Кун

+: Лакатос

-: Поппер

-: Нейрат

I:

S: Автор концепции «научного анархизма»

-: Поппер

-: Лакатос

-: Кун

+: Фейерабенд

-: Карнап

I:

S: Автор эволюционной эпистемологии

+: Поппер

-: Лакатос

-: Кун

-: Фейерабенд

-: Карнап

I:

S: Кун является автором

+: теории развития научных знаний как смены парадигм

-: концепции «научного анархизма»

-: концепции научно-исследовательских программ

-: теории общественного договора

-: концепции «открытого общества»

I:

S: Лакатос является автором

-: теории развития научных знаний как смены парадигм

-: концепции «научного анархизма»

+: концепции научно-исследовательских программ

-: теории общественного договора

-: концепции «открытого общества»

I:

S: Фейерабенд является автором

-: теории развития научных знаний как смены парадигм

+: концепции «научного анархизма»

-: концепции научно-исследовательских программ

-: теории общественного договора

-: концепции «открытого общества»

I:

S: Поппер является автором

-: теории развития научных знаний как смены парадигм

-: концепции «научного анархизма»

-: концепции научно-исследовательских программ

+: эволюционной эпистемологии

I:

S: Набор предписаний, которыми руководствуется научное сообщество Кун назвал

-: жестким ядром

-: пролиферацией

-: консенсусом

+: парадигмой

I:

S: Не подвергающиеся сомнению и считающиеся неопровержимыми фундаментальные положения Лакатос назвал

+: жестким ядром

-: пролиферацией

-: консенсусом

-: парадигмой

V1: Философия науки -2

I:

S: Научной революцией называется

+: перестройка оснований науки

-: крупное научное открытия

-: внедрение научных достижений в практику

- : признание научных открытий обществом

I:

S: Исторические типы науки

+: классическая наука

-: метафизическая наука

-: диалектическая наука

+: неклассическая наука

+: постнеклассическая наука

I:

S: Классическая наука складывается:

-: в ХУ в.

+: в ХУ11-ХУ111 вв.

-: на рубеже Х1Х-ХХ вв.

-: в конце ХХ в.

I:

S: Неклассическая наука складывается:

-: в ХУ в.

-: в ХУ11-ХУ111 вв.

+: на рубеже Х1Х-ХХ вв.

-: в конце ХХ в.

I:

S: Постнеклассическая наука складывается:

-: в ХУ в.

-: в ХУ11-ХУ111 вв.

-: на рубеже Х1Х-ХХ вв.

+: в конце ХХ в.

I:

S: Механическая картина мира характерна для:

+: классической науки

-: неклассической науки

-: постнеклассической науки.

-: псевдонаучного познания.

I:

S: Динамическая картина мира характерна для:

-: классической науки

+: неклассической науки

-: постнеклассической науки.

-: псевдонаучного познания

I:

S: Глобальный эволюционизм является научной картиной мира:

-: классической науки

-: неклассической науки

+: постнеклассической науки.

-: псевдонаучного познания

I:

S: Основным объектом познания классической науки являются:

+: малые системы

-: сложные саморегулирующиеся системы

-: сложные исторически развивающиеся системы.

-: природа

I:

S: Основным объектом познания неклассической науки являются:

-: малые системы

+: сложные саморегулирующиеся системы

-: сложные исторически развивающиеся системы.

-: природа

I:

S: Основным объектом познания постнеклассической науки являются:

-: малые системы

-: сложные саморегулирующиеся системы

+: сложные исторически развивающиеся системы.

-: природа

I:

S: Наиболее ярко особенности классической науки проявились в

-: геометрии Евклида

+: физике Ньютона

-: квантовой физике

-: синергетике

I:

S: Наиболее ярко особенности неклассической науки проявились в

-: геометрии Евклида

-: физике Ньютона

+: квантовой физике

-: синергетике

I:

S: Наиболее ярко особенности постнеклассической науки проявляются в

-: геометрии Евклида

-: физике Ньютона

-: квантовой физике

+: синергетике

I:

S: Социальные функции науки

+: функция непосредственной производительной силы

-: интегративная функция

+: функция социальной силы

-: коммуникативная функция

+: культурно-мировоззренческая функция

I:

S: Промышленная революция произошла:

-: в эпоху Возрождения

+: в ХУ111 вв.

-: на рубеже Х1Х-ХХ вв.

-: в ХХ в.

I:

S: Научно-техническая революция произошла:

-: в эпоху Возрождения

-: в ХУ11-ХУ111 вв.

-: на рубеже Х1Х-ХХ вв.

+: в ХХ в.

I:

S: Философское учение, считающее научное знание наивысшей культурной ценностью и определяющим фактором ориентации человека в мире

+: сциентизм

-: фатализм

-: волюнтаризм

-: сенсуализм

-: антисциентизм

I:

S: Философское учение, отрицающее положение о том, что научное знание является наивысшей культурной ценностью и определяющим фактором ориентации человека в мире

-: сциентизм

-: фатализм

-: волюнтаризм

-: сенсуализм

+: антисциентизм

I:

S: По вопросу о месте науки в обществе в современной философии сложились такие учения, как

-: материализм и идеализм

-: номинализм и реализм

-: рационализм и сенсуализм

+: сциентизм и антисциентизм

V1: Социальная философия

I:

S: Социальная философия изучает

-: системные характеристики общества

-: особенности различных обществ

+: общество как особую разновидность бытия

-: историю человечества

I:

S: Сферы общественной жизни

-: религиозная сфера

-: научная сфера

+: экономическая сфера

+: духовная сфера

+: социальная сфера

+: политическая сфера

I:

S: Сфера общественной жизни, в которой осуществляется воспроизводство материальных условий существования общества

+: экономическая сфера

-: духовная сфера

-: социальная сфера

-: политическая сфера

I:

S: Сфера общественной жизни, в которой осуществляется производство социальных связей и отношений

-: экономическая сфера

-: духовная сфера

+: социальная сфера

-: политическая сфера

I:

S: Сфера общественной жизни, в которой осуществляется производство духовных ценностей

-: экономическая сфера

+: духовная сфера

-: социальная сфера

-: политическая сфера

I:

S: Сфера общественной жизни, в которой главным является вопрос о власти

-: экономическая сфера

-: духовная сфера

-: социальная сфера

+: политическая сфера

I:

S: Социально-философское учение, рассматривающее общество как самостоятельную и особую субстанцию

-: социологический номинализм

-: социологический оптимизм

-: социологический скептицизм

+: социологический реализм

I:

S: Социально-философское учение, отрицающее, что общество является самостоятельной и особой субстанцией

+: социологический номинализм

-: социологический оптимизм

-: социологический скептицизм

-: социологический реализм

I:

S: Исторический тип общества, для которого характерно циклическое восприятие времени

-: капиталистическое общество

+: традиционное общество

-: индустриальное общество

-: постиндустриальное общество

I:

S: Исторический тип общества, для которого характерно восприятие пространства как ограниченного и замкнутого

-: капиталистическое общество

+: традиционное общество

-: индустриальное общество

-: постиндустриальное общество

I:

S: Исторический тип общества, которое Дюокгейм характеризовл как общество механической солидарности

-: капиталистическое общество

+: традиционное общество

-: индустриальное общество

-: постиндустриальное общество

I:

S: Исторический тип общества, для которого характерно линейное восприятие времени

-: первобытное общество

-: традиционное общество

+: индустриальное общество

-: постиндустриальное общество

I:

S: Исторический тип общества, для которого характерно представление о пространстве как бесконечном, но при этом поддающемся познанию и освоению

-: первобытное общество

-: традиционное общество

+: индустриальное общество

-: постиндустриальное общество

I:

S: Исторический тип общества, которое Дюокгейм характеризовл как общество органической солидарности

-: первобытное общество

-: традиционное общество

+: индустриальное общество

-: постиндустриальное общество

I:

S: Исторический тип общества, в котором социальное пространство одновременно «сжимается» и бесконечно расширяется

-: первобытное общество

-: традиционное общество

-: индустриальное общество

+: постиндустриальное общество

I:

S: В философии античности господствует

+: идея органического единства общества (человека) и природы

-: образ природы как «творческой мастерской» человека

-: теория коэволюции

-: идея противостояния общества и природы

I:

S: В философии Нового времени утверждается

-: идея органического единства общества (человека) и природы

+: образ природы как «творческой мастерской» человека

-: теория коэволюции

-: идея гармонии общества и природы

I:

S: В современной философии утверждается

-: принцип космоцентризма

-: образ природы как «творческой мастерской» человека

+: теория коэволюции

-: идея противостояния общества и природы

I:

S: Биосфера - это

-: верхний слой атмосферы Земли

-: сфера распространения разума

-: космическое пространство

-: вся Земля, включая ее магму и ядро

+: оболочка Земли и слои атмосферы, «освоенные» живыми организмами

I:

S: По мнению Вернадского, под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние - в

-: атмосферу

-: стратосферу

-: гидросферу

+: ноосферу

V1: Философия истории

I:

S: Направление в философии истории, утверждающее, что философия должна стремиться постичь смысл истории и открыть законы исторического развития

+: спекулятивная философия истории

-: критическая (гносеологическая) философия истории

-: социологическая философия истории

-: политическая философия истории

I:

S: Направление в философии истории, доказывающее, что философия должна изучать логику и методологию исторического познания, а не стремиться постичь смысл истории и открыть законы исторического развития

-: спекулятивная философия истории

+: критическая (гносеологическая) философия истории

-: социологическая философия истории

-: политическая философия истории

I:

S: Направление в философии истории, рассматривающее исторический процесс как поступательное, последовательное, прогрессивное развитие человечества

+: линейная концепция философия истории

-: циклическая (цивилизационная) философия истории

-: социологическая философия истории

-: политическая философия истории

I:

S: Направление в философии истории, утверждающее, что история человечества есть совокупность историй замкнутых и локальных цивилизаций

-: линейная концепция философия истории

+: циклическая (цивилизационная) философия истории

-: социологическая философия истории

-: политическая философия истории

I:

S: Приверженцы линейной концепции философии истории

+: Гегель

+: Маркс

-: Шпенглер

-: Данилевский

I:

S: Приверженцы циклической концепции философии истории

-: Гегель

-: Маркс

+: Шпенглер

+: Данилевский

I:

S: Философское учение, доказывающее, что историчсекий процесс протекает в соответствии с объективными законами, которые человек не может ни обойти, ни отменить

+: исторический детерминизм

-: исторический объективизм

-: исторический субъективизм

-: исторический индетерминизм

-: исторический рационализм

I:

S: Философское учение, отрицающее предопределенность исторического процесса

-: исторический детерминизм

-: исторический объективизм

-: исторический субъективизм

+: исторический индетерминизм

-: исторический рационализм

I:

S: Впервые направленность исторического процесса была обоснована в учении

-: Платона

-: Аристотеля

+: Августина

-: Гегеля

-: Маркса

I:

S: Представление об истории как прогрессивном развитии человечества утверждается в философии

-: античности

-: средних веков

-: эпохи Возрождения

+: Нового времени

-: ХХ в.

I:

S: Направленное развитие от низшего к высшему, от простого к сложному

-: революция

-: реформа

+: прогресс

-: регресс

-: деградация

I:

S: Переход от сложного к простому, от высшего к низшему

-: революция

-: реформа

-: прогресс

+: регресс

-: деформация

I:

S: В философии под «концом истории» понимается

-: гибель человечества

-: гибель всего живого

-: завершение определенных этапов исторического процесса

+: достижение конечной цели исторического развития

-: гибель Вселенной

I:

S: Философ, который рассматривал исторический процесс как последовательную смену общественно-экономических формаций

-: Фейербах

-: Энгельс

+: Маркс

-: Плеханов

-: Ленин

I:

S: Философ, который разработал материалистическое понимание истории

-: Фейербах

-: Энгельс

+: Маркс

-: Плеханов

-: Ленин

I:

S: Философ, который считал, что человеческая история - это история самопознания абсолютного духа

+: Гегель

-: Фихте

-: Кант

-: Шеллинг

-: Фейербах

I:

S: Философ, который рассматривал культуру и цивилизацию как стадии в развитии общества

-: Данилевский

-: Гегель

-: Маркс

+: Шпенглер

-: Тойнби

I:

S: Для современной философии истории характерно признание

-: однофакторности исторического развития

+: многофакторности исторического развития

-: одновариантности исторического развития

+: поливариантности исторического развития

I:

S: Стадия в развитии общества, на которой, согласно Шпенглеру, оно раскрывается и расцветает

-: формация

+: культура

-: цивилизация

-: патриархат

I:

S: Стадия в развитии общества, на которой, согласно Шпенглеру, оно исчерпывает себя и постепенно приходит в упадок

-: формация

-: культура

-: цивилизация

-: патриархат

V1: Философия политики

I:

S: Под политическим бытием понимается

-: политический процесс

-: политические отношения

-: политические институты

+: политическая жизнь в целом

I:

S: К политическим институтам относятся

-: производство, обмен, потребление

+: государство, партии, конституция

-: семья, образование, воспитание

-: мораль, наука, искусство

I:

S: Античный философ, утверждавший, что человек – существо политическое (общественное)

-: Сократ

+: Аристотель

-: Платон

-: Гераклит

-: Эпикур

I:

S: Античный философ, утверждавший, что не бывает аполитических или дополитических обществ

-: Сократ

+: Аристотель

-: Платон

-: Гераклит

-: Эпикур

I:

S: Философ эпохи Возрождения, разработавший утопический проект переустройства общества (государства)

-: Бруно

-: Кузанский

+: Мор

-: Галилей

I:

S: Философы, разработавшие теорию договорного происхождения государства

-: Сократ, Платон, Аристотель

+: Локк, Руссо, Гоббс

-: Юм, Ницше

-: Маркс, Энгельс

I:

S: Философы, доказывавшие, что государство возникло в результате социально-классовой дифференциации общества

-: Сократ, Платон, Аристотель

-: Локк, Руссо, Гоббс

-: Юм, Ницше

+: Маркс, Энгельс

I:

S: Философы, рассматривавшие государство как машину подавления одних классов другими

-: Сократ, Платон, Аристотель

-: Локк, Руссо, Гоббс

-: Юм, Ницше

+: Маркс, Энгельс

I:

S: Философ, считавший характерным для естественного состония «войну всех против всех»

-: Бэкон

-: Декарт

-: Локк

+: Гоббс

-: Руссо

I:

S: Философ, доказывавший, что в процессе исторического развития государство неизбежно отомрет

-: Бэкон

-: Декарт

-: Локк

+: Маркс

-: Руссо

I:

S: Совокупность сфер общественной жизни, в которых люди реализуют свои неполитические интересы

-: политическое общество

-: общество

-: государство

+: гражданское общество

I:

S: Философы, разработавшие теорию правового государства

-: Платон, Аристотель

+: Локк, Монтексье

-: Юм, Ницше

-: Маркс, Энгельс

I:

S: Согласно Платону, в идеальном государстве должны править

-: народные массы

+: философы

-: ученые

-: специалисты

I:

S: Марксизм рассматривает государство как

-: безусловное благо

-: безусловное зло

-: неизбежное зло

+: машину для подавления одни классов другими

I:

S: Философ, считавший волю к власти высшим законом жизни

-: Бэкон

-: Декарт

+: Ницше

-: Гоббс

-: Руссо

I:

S: Автор теории коммунистического общества

-: Бэкон

-: Декарт

+: Маркс

-: Поппер

-: Хайек

I:

S: Автор концепции «открытого общества»

-: Бэкон

-: Декарт

-: Маркс

+: Поппер

-: Хайек

I:

S: Автор концепции «общества свободных»

-: Бэкон

-: Декарт

-: Маркс

-: Поппер

+: Хайек

I:

S: Характерные черты «открытого общества»

-: косность

-: магическое (иррациональное) отношение к социальным институтам

+: динамичность

+: рациональное, критическое отношение к социальным институтам

I:

S: Характерные черты «закрытого общества»

+: косность

+: магическое (иррациональное) отношение к социальным институтам

-: динамичность

-: рациональное, критическое отношение к социальным институтам

Наши рекомендации