Раздел 2. Структура научного познания. Методология научного исследования

Структура учебной дисциплины по видам и формам учебной работы

Таблица 3.1 – Объём и виды учебной работы

№ п.п. Виды учебной работы Трудоёмкость, ч / ЗЕ
По семестрам Всего
  Аудиторная работа
- в том числе в интерактивной форме    
Лекции (Л)
- в том числе в интерактивной форме
Практические занятия (ПЗ)
- в том числе в интерактивной форме - -
Семинары (С) - -
- в том числе в интерактивной форме - -
Контроль самостоятельной работы (КСР)
Самостоятельная работа
Самостоятельное изучение теоретического материала
Подготовка к аудиторным занятиям (конспектирование первоисточников, составление словарика философских категорий)
Реферат
Индивидуальное задание (философское эссе)
Промежуточная аттестация (итоговый контроль) по дисциплине:зачёт/экзамен -/36 -/36
Трудоёмкость дисциплины, всего: в часах (ч) в зачётных единицах (ЗЕ)   72/108 2/3   72/108 2/3

Содержание учебной дисциплины

4.1 Модульный тематический план

Таблица 4.1 – Тематический план по модулям учебной дисциплины

Номер учеб­ного мо­дуля Номер раз­дела дис-цип-лины Номер темы дисцип-лины Количество часов (очная форма обучения) Трудоём-кость, ч / ЗЕ
аудиторная работа само-стоя-тель-ная работа Промеж.атт.
всего ПЗ Л КСР
Введение ---        
       
0,5 0,5        
0,5 0,5 .  
       
0,5 0,5        
0,5 0,5 0,5   8,5
Итого по модулю: 0,5   21,5
       
       
       
       
0,5   19,5
Итого по модулю: 0,5   19,5
       
       
 
               
Итого по модулю:  
Реферат          
Индивидуальное задание          
Промежуточная аттестация          
Всего: 72 / 2 108/3

Содержание разделов учебной дисциплины

Введение

Основные понятия дисциплины «Философские проблемы науки и техники». Предмет и задачи дисциплины. Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры. Современная философия науки как изучение общих закономерностей научного познания в его историческом развитии. Проблема соотношения науки, техники и общества в историко-философской перспективе.

Раздел 1. История западноевропейской философии в ее связи с наукой

Тема 1. Античная философия в ее связи с наукой

Преднаука и наука в собственном смысле слова. Две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей, обеспечивающих выход за рамки наличных исторически сложившихся форм производства и обыденного опыта. Античная логика и математика. Techne и античная наука.

Тема 2. Средневековая христианская философия в ее связи с наукой

Соревнование реализма, номинализма и концептуализма в схоластике. Развитие логических норм научного мышления и организации науки в средневековых университетах.

Тема 3. Возникновение математизированного экспериментального естествознания в Новое время

Новоевропейский эмпиризм и рационализм (Ф. Бэкон, Р. Декарт). Знание (познание) как философская проблема (Кант, Гегель, марксисты и др.). Социокультурные предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединение с математическим описанием природы. Технологические применения науки. Роль техники в становлении опытной науки в новоевропейской культуре.

Раздел 2. Структура научного познания. Методология научного исследования

Тема 4. Структура эмпирического и теоретического знания.

Эмпирический и теоретический уровни, критерии их различения. Особенности эмпирического и теоретического языков науки. Эксперимент и наблюдение. Процедуры формирования факта. Проблема теоретической нагруженности факта Теоретические модели как элемент внутренней организации науки. Гипотеза vs аксиома. Роль конструктивных методов в дедуктивном развертывании теории. Математизация теоретического знания.

Тема 5. Логика и методология науки. Методы научного познания и их классификация

Анализ методологических концепций, оказавших наибольшее влияние на развитие научных программ от Античности до современности. Классификация методов (философские, общенаучные, частнонаучные, междисциплинарные, трансдисциплинарные, формальные, эвристические методы ит.д.). Соотношение естественно-научного и гуманитарного знания.

Тема 6. Методологический анализ технических наук.

Связь классических технических наук с естественными науками. Фундаментальные и прикладные исследования в технических науках: понятие технической теории. Структура технической теории. Три типа теоретических схем в структуре теоретической теории (функциональные, процессуальные, структурные). Отличия неклассических научно-технических дисциплин и методов от классических технических наук. Науки о проектировании и инженерная деятельность. Понимание с помощью «делания». Математическое моделирование в технических науках и инженерных разработках. Специфика инженерных методов на современном этапе научно-технологического развития.

Наши рекомендации