Связь исторического материализма с практикой

...В действительности и для практического материалиста, т. е. для коммуниста, все дело заключается в том, чтобы революционизировать существующий мир, чтобы практически выступить против существующего положения вещей и изменить его. Если у Фейербаха и встречаются подчас подобные взгляды, то все же они никогда не выходят за пределы разрозненных догадок и оказывают на его общее мировоззрение слишком ничтожное влияние, чтобы можно было усмотреть в них нечто большее, чем только способные к развитию зародыши.

Маркс К., Энгельс Ф. Фейербах. Противоположность

материалистического u идеалистического

воззрений. М., 1966, с. 33

Вся дедукция Фейербаха по вопросу об отношении людей друг к другу направлена лишь к тому, чтобы доказать, что люди нуждаются и всегда нуждались друг в друге. Он хочет укрепить сознание этого факта, хочет, следовательно, как и прочие теоретики, добиться только правильного осознания некоторого существующего факта, тогда как задача действительного коммуниста состоит в том, чтобы низвергнуть это существующее.

Маркс Η. , Энгельс Ф. Фейербах. Противоположность

материалистического и идеалистического

воззрений. М., 1966, с. 56

Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его.

Маркс Н. Тезисы о Фейербахе. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 42, с. 2вв

Материалистическое понимание истории и его специальное применение к современной классовой борьбе менаду пролетариатом и буржуазией стало возможно только при помощи диалектики.

Энгельс Ф. Предисловие к первому

немецкому изданию «Развития социализма

от утопии к науке». — Маркс К., Энгельс Ф. Соч.,

т. 19, с. 312—323

Наше учение — говорил Энгельс про себя и про своего знаменитого друга — не догма, а руководство для действия. В этом классическом положении с замечательной силой и выразительностью подчеркнута та сторона марксизма, которая сплошь да рядом упускается из виду. А упуская ее из виду, мы делаем марксизм односторонним, уродливым, мертвым, мы вынимаем из него его душу живу, мы подрываем его коренные теоретические основания — диалектику, учение о всестороннем и полном противоречий историческом развитии; мы подрываем его связь с определенными практическими задачами эпохи, которые могут меняться при каждом новом повороте истории.

Ленин В. И. О некоторых особенностях

исторического развития марксизма, —

Полн. собр. соч., т. 20, с. S4

Величайшее в мире освободительное движение угнетенного класса, самого революционного в истории класса, невозможно без революционной теории. Ее нельзя выдумать, она вырастает из совокупности революционного опыта и революционной мысли всех стран света. И такая теория выросла со 2-ой половины XIX века. Она называется марксизмом. Нельзя быть социалистом,

нельзя быть революционным социал-демократом, не участвуя по мере сил в разработке и применении этой теории...

Ленин В. И. Честный голос французского социалиста.— Полн. собр. соч., т. 27, с. 11

Первая обязанность тех, кто хочет искать «путей к человеческому счастью» — не морочить самих себя, иметь смелость признать откровенно то, что есть.

И когда идеологи трудящегося класса поймут это и прочувствуют,— тогда они признают, что «идеалы» должны заключаться не в построении лучших и ближайших путей, а в формулировке задачи и целей той «суровой борьбы общественных классов», которая идет перед нашими глазами в нашем капиталистическом обществе; что мерой успеха своих стремлений является не разработка советов «обществу» π «государству», а степень распространения этих идеалов в определенном классе общества; что самым высоким идеалам цена — медный грош, покуда вы не сумели слить их неразрывно с интересами самих участвующих в экономической борьбе, слить с теми «узкими» и мелкими житейскими вопросами данного класса, вроде вопроса о «справедливом вознаграждении за труд», на которые с таким величественным пренебрежением смотрит широковещательный народник.

Ленин В. И. Экономическое содержание

нарвОничеетва и критика его в книге г. Струве.—

Полн. собр. соч., т. 1, с. 407—408

Философия Маркса есть законченный философский материализм, который дал человечеству великие орудия познания, а рабочему классу — в особенности.

Ленин В. И. Три источника и три составные части марксизма.— Полн. собр. соч., т. 23, с. 44

Наши рекомендации