Глава 1. Предмет, цели, задачи, методы и принципы государственного регулирования экономики
Введение
Ликвидация административно-командной системы управления экономикой с всесторонней регламентацией хозяйственной деятельности серьезно поколебала основы сложившейся ранее управления экономикой, которая перестала отвечать потребностям общества, его социально-экономическим реалиям.
Как показывает зарубежный и отечественный опыт, методы государственного воздействия на экономику в условиях рынка и экономической свободы хозяйствующих субъектов отличают многоплановость целей и многогранность задач. В таких условиях государственное воздействие на отраслевую структуру экономики - это определение экономической стратегии развития государства, соблюдение финансово-хозяйственного законодательства. Государственное воздействие на экономику должно осуществляться на основании строгого наблюдения норм национального и международного прав заинтересованных лиц и организаций (в том числе и государства) с учетом экономических процессов, имеющих специальную целевую направленность, содержание и специфические способы осуществления.
Причинами вмешательства государства могут быть:
Необходимость компенсации, ликвидации или недопущения отрицательных внешних эффектов рынка;
Каждая страна имеет свои высшие национально-государственные интересы, гарантом и защитником которых выступает государство, т.е. существует комплекс проблем, решить которые может только государство и никто другой;
Необходимость государственного регулирования определяется задачами решения социальных проблем, влияющих на развитие экономики. Так государство устанавливает минимальные размеры заработной платы, продолжительность рабочего времени, гарантированного отпуска, величину прожиточного минимума. Оно регулирует отношения между трудом и капиталом, определяет направления социальных расходов, устанавливает пособия по безработице, осуществляет выплаты различных видов пенсий и других пособий;
Обеспечение экономики необходимым количеством денег, что может сделать только государство;
По мнению некоторых экономистов, государство должно играть огромную роль в выборе дальнейшего развития экономической системы. Вмешательство государства считается необходимым, так как стихийные начала рынка нацеливаю экономическое развитие, прежде всего на получение прибыли конкретным предприятием или отраслью, а не развитием экономики в целом.
При этом государство не должно подменять рынок и может действовать только в определенной системе координат. Эффективность рыночной экономики как системы является границей государственного регулирования.
Целью данной работы является рассмотрение сущности государственного финансового регулирования на отраслевую структуру экономики, а так же его необходимости в условиях рыночной экономики.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Дать понятие и классификацию государственного финансового регулирования экономики;
2. Определить направление, формы и методы государственного финансового регулирования экономики;
3. Провести анализ современного состояния государственного финансового регулирования экономики в России;
4. Выявить проблемы и перспективы государственного финансового регулирования экономики.
При написании курсовой работы, я опиралась на такие источники как Конституция РФ, Бюджетный и Налоговый кодексы РФ, , а также на труды известных экономистов.
Курсовая работа изложена на 40 страницах текста, состоит из введения, трех глав, заключения. Список используемой литературы включает 31 наименование.
Глава 1. Предмет, цели, задачи, методы и принципы государственного регулирования экономики
Глава 2. Государственное регулирование экономики
Глава 3. Пути повышения эффективности государственного регулирования
Заключение
Успешное проведение политики, направленной на развитие экономического потенциала страны и решение на этой базе острейших социальных проблем современной России, реальное повышение благосостояния российского народа, укрепление государственности Российской Федерации и утверждение незыблемости ее демократических основ невозможны без эффективного государственного регулирования.
В существовании системы государственного регулирования экономики в целом и ее отдельных отраслей заинтересованы и общество, и все хозяйствующие субъекты, поскольку такая система позволит эффективно защитить интересы общества, государства, частных собственников и потенциальных инвесторов и поможет привлечь для его развития средства частных инвесторов, в том числе и иностранных.
Создание на территории Российской Федерации единой системы финансового контроля необходимо для цивилизованного развития российской экономики в условиях рынка, поскольку в правовом государстве не может и не должно быть зон, свободных от финансового контроля.
Особое место в этой системе должны занять органы государственного финансового контроля, которым необходимо возглавить и повести за собой всю систему финансового контроля в стране, определить все направления деятельности в этой области: от разработки необходимых законопроектов до создания и внедрения соответствующих стандартов и методик. При этом, естественно, повышенное внимание органы государственного финансового контроля должны уделять государственным финансам, и прежде всего бюджетной сфере, где конечным итогом их деятельности должно стать принятие таких управленческих решений, которые позволили бы оградить бюджетную сферу от преступных посягательств и повысить эффективность использования государственных средств.
Большую работу по созданию в стране единой системы жесткого всеобъемлющего государственного финансового контроля проводит Счетная палата Российской Федерации. В частности, Счетная палата Российской Федерации выступила инициатором создания Всероссийской ассоциации контрольно-счетных органов, главными целями которой являются оказание помощи региональным и местным органам государственного финансового контроля в законодательном обеспечении их организации и функционирования, методологическая и консультационная помощь в их деятельности, а также совместный поиск механизмов реализации эффективного взаимодействия контрольно-счетных органов различных уровней путем четкого закрепления координационных и субординационных связей, выработки единой методологии контроля и совместной деятельности.
Необходимо разработать целостную Концепцию развития системы государственного финансового контроля в России и, в частности, развития контрольно-счетных органов Российской Федерации. В рамках концепции можно было бы разработать единые контрольно-ревизионные стандарты и нормативы; проанализировать типовые нарушения и пути их предотвращения; детализировать трехуровневый контроль за федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации (отчет об исполнении, текущий период, проект); предложить методологические подходы для проведения анализа контрольных мероприятий, поиска причин, обобщения последствий выявленных отклонений и нарушений, оценки эффективности использования бюджетных средств...
Лишь эффективно функционирующая единая система государственного финансового контроля позволит с наибольшей отдачей использовать всю имеющуюся в стране массу финансистов, считающих, контролирующих финансы, анализирующих правильность их расходования.
Только с помощью единой методологии контроля, согласованного законодательства, качественной финансово-экономической экспертизы можно совместными усилиями всех заинтересованных органов перекрыть все поле, благоприятствующее хищениям.
Введение
Ликвидация административно-командной системы управления экономикой с всесторонней регламентацией хозяйственной деятельности серьезно поколебала основы сложившейся ранее управления экономикой, которая перестала отвечать потребностям общества, его социально-экономическим реалиям.
Как показывает зарубежный и отечественный опыт, методы государственного воздействия на экономику в условиях рынка и экономической свободы хозяйствующих субъектов отличают многоплановость целей и многогранность задач. В таких условиях государственное воздействие на отраслевую структуру экономики - это определение экономической стратегии развития государства, соблюдение финансово-хозяйственного законодательства. Государственное воздействие на экономику должно осуществляться на основании строгого наблюдения норм национального и международного прав заинтересованных лиц и организаций (в том числе и государства) с учетом экономических процессов, имеющих специальную целевую направленность, содержание и специфические способы осуществления.
Причинами вмешательства государства могут быть:
Необходимость компенсации, ликвидации или недопущения отрицательных внешних эффектов рынка;
Каждая страна имеет свои высшие национально-государственные интересы, гарантом и защитником которых выступает государство, т.е. существует комплекс проблем, решить которые может только государство и никто другой;
Необходимость государственного регулирования определяется задачами решения социальных проблем, влияющих на развитие экономики. Так государство устанавливает минимальные размеры заработной платы, продолжительность рабочего времени, гарантированного отпуска, величину прожиточного минимума. Оно регулирует отношения между трудом и капиталом, определяет направления социальных расходов, устанавливает пособия по безработице, осуществляет выплаты различных видов пенсий и других пособий;
Обеспечение экономики необходимым количеством денег, что может сделать только государство;
По мнению некоторых экономистов, государство должно играть огромную роль в выборе дальнейшего развития экономической системы. Вмешательство государства считается необходимым, так как стихийные начала рынка нацеливаю экономическое развитие, прежде всего на получение прибыли конкретным предприятием или отраслью, а не развитием экономики в целом.
При этом государство не должно подменять рынок и может действовать только в определенной системе координат. Эффективность рыночной экономики как системы является границей государственного регулирования.
Целью данной работы является рассмотрение сущности государственного финансового регулирования на отраслевую структуру экономики, а так же его необходимости в условиях рыночной экономики.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Дать понятие и классификацию государственного финансового регулирования экономики;
2. Определить направление, формы и методы государственного финансового регулирования экономики;
3. Провести анализ современного состояния государственного финансового регулирования экономики в России;
4. Выявить проблемы и перспективы государственного финансового регулирования экономики.
При написании курсовой работы, я опиралась на такие источники как Конституция РФ, Бюджетный и Налоговый кодексы РФ, , а также на труды известных экономистов.
Курсовая работа изложена на 40 страницах текста, состоит из введения, трех глав, заключения. Список используемой литературы включает 31 наименование.
Глава 1. Предмет, цели, задачи, методы и принципы государственного регулирования экономики