Субъекты, цели и методы государственного регулирования экономики

Вмешательство государства в экономику преследует определенные функции. Как правило, оно корректирует те "несовершенства", которые присущи рыночному механизму и с которыми он сам либо справиться не в состоянии, либо это решение неэффективно

Независимо от специфики экономического, культурного, нацио­нально-исторического развития разных стран, в которых более или менее успешно функционирует смешанная экономика, независимо от эко­номических теорий, которым отдается предпочтение в этих странах, экономическая роль государства в них может быть представлена следу­ющими важнейшими экономическими функциями:

· разработка хозяйственного законодательства, обеспечение пра­вовой основы и социального климата, способствующих эффек­тивному функционированию рыночной экономики;

· поддержка конкуренции и обеспечение сохранности рыночного механизма;

· перераспределение доходов и материальных благ, направленное прежде всего на обеспечение социальных гарантий и защиту нуж­дающихся в ней различных общественных групп;

· регулирование распределения ресурсов для изменения структуры национального продукта;

· стабилизация экономики в условиях колебания экономической конъюнктуры, а также стимулирование экономического роста;

· предпринимательская деятельность.

Роль государства в удовлетворении потребностей в общественных товарах и услугах отнюдь не сводится к тому, чтобы их обязательно производить в государственном секторе.

Особенно возрастает в современных условиях роль государства в связи с необходимостью обеспечения экологической безопасности общества

Стабилизационная функция государства.Она предполагает обеспече­ние сохранности рыночного механизма и условий его нормальной ра­боты

Существует достаточно много конкретных способов как демонопо­лизации экономики, так и борьбы с инфляцией и безработицей.

Субъекты, цели и методы государственного регулирования экономики - student2.ru Демонополизация экономики.Решение перечисленных выше задач возможно лишь при условии, что государство определит в качестве своей важнейшей функции деятельность по демонополизации экономики. Без вмешательства государства она на­носит огромный ущерб рыночным структурам, подрывая основы их существования.

Среди функций, выполняемых государ­ством во всех без исключения странах с рыночной экономикой, боль­шое место занимает распределительная функция. Она направлена на ликвидацию большого разрыва в доходах различных социальных групп населения, который может возникать и возникает в результате дей­ствия механизмов саморегулирования, присущих рыночной экономи­ке.

Как известно, существуют две группы методов государственного регулирования: прямые (административные) и косвенные (экономические).

При всем многообразии как тех, так и других методов специфика административных методовсостоит в том, что они представляют собой комплекс обязательных для исполнения требований и распоряжений государства по отношению к субъектам экономической деятельности. Косвенные методыпредполагают воздействие государства на экономи­ческие интересы товаропроизводителей, создание таких рамок их дея­тельности, в которых она может быть выгодной или невыгодной

Государственное регулирование призвано координировать экономические процессы и увязывать частные и общественные интересы. Оно осуществляется в законодательной, налоговой, кредитной и субвенционной формах

Законодательная форма регулирования регламентирует деятельность предпринимателей. Примером могут служить антимонопольные законы. Налоговая и кредитная формы регулирования предусматривают использование налогов и кредитов для воздействия на национальный объем производства. Изменяя налоговые ставки и льготы, правительство воздействует на сужение или расширение производства в частном секторе. При изменении условий кредитования государство влияет на уменьшение или увеличение объема производства.

Субвенционная форма регулирования предполагает предоставление государственных субсидий или налоговых льгот отдельным отраслям либо предприятиям. К их числу обычно относят отрасли, формирующие общие условия для формирования общественного капитала (инфраструктуры). На основе субсидий может оказываться поддержка и в сфере науки, образования, подготовки кадров, и в решении социальных программ. Существуют также и специальные, или целевые субсидии, которые предусматривают расходование средств бюджета по строго определенным программам. Доля субвенций в ВНП развитых стран составляет 5-10 процентов. Выделяя субсидии, снижая налоговые ставки, государство тем самым изменяет распределение ресурсов, и субсидируемые отрасли получают возможность возмещать издержки, которые невозможно покрыть по рыночным ценам.

Формы по инструментам:

1. Бюджетно-налоговое регулирование экономики

2. Денежно-кредитная политика

3. Регулирование рынка труда

4. Экологическое регулирование

5. Регулирование образовательной и инновационной деятельности

Наши рекомендации