Основные экономические модели взаимоотношениях экономики и государства

Коренная проблема любой социальной организации нуждается в решении вопросов координации экономической деятельности большого числа людей, чтобы они производили материальные блага и оказывали услуги, нужные им. Наилучшая социальная организация – это та, которая максимально обеспечивает людей тем, в чем они больше всего нуждаются. Субъектом социальной организации выступает государство, а объектом – народ. Добавим также, что оптимальная роль государства в социальной организации прямо содействует ее успешному развитию. Отсюда суть проблемы: какой же должна быть роль государства, чтобы обеспечить процветание нации?

Согласно классической модели система функционирует в соответствии с теми правилами, которые диктует рынок, а следовательно, потребитель. В тех случаях, когда по той или иной причине ответная реакция на это воздействие оказывается недостаточной или несовершенной, может возникнуть необходимость в том, чтобы государство скорректировало такое воздействие или дополнило ответную реакцию таким образом, чтобы она лучше соответствовала общим интересам.

Подобный подход впервые сформулировал А. Смит. Он выступал как явный сторонник рыночного саморегулирования. По мнению А. Смита, рынок частных товаропроизводителей должен быть полностью освобожден от тирании государственного контроля. Именно в этом случае потребители смогут приобрести на рынке то, что им нужно. По образному выражению А. Смита, «невидимая рука» рыночной самонастройки без всякого внешнего вмешательства заставит производителя действовать в интересах всего общества.

Определяя роль государства в экономике, классическая модель подчеркивает, что большинство экономических задач должно выполняться в соответствии с требованиями рыночного механизма. Государству отводится лишь дополняющая роль. Иначе говоря, задачи, выполняемые государством, второстепенны по своему значению, нежели задачи, которые выполняются частными фирмами в ответ на требование рынка.

За последние 70–80 лет в образ государства, воплощенный в классической модели, были внесены новые черты, отражающие потребности общества в осуществлении государством регулирующего воздействия на экономику, что привело к появлению неоклассической модели. Этот подход был обусловлен прежде всего тем, что экономическая система, вплоть до Великой депрессии 30-х гг., рассматривалась всеми неоклассическими направлениями как саморегулирующаяся, точнее, самокорректирующаяся. Основная тенденция системы состояла в использовании всех имеющихся в наличии и желающих добросовестно трудиться работников, чтобы достигнуть нужного объема производства. Полученный доход расходовался на приобретение всей вновь созданной стоимости. Возможные сбережения будут в конце концов израсходованы в виде инвестиций. Если бы сбережения вдруг оказались чрезмерными, это привело бы к падению процентных ставок, что в свою очередь стимулировало бы использование сбережений в виде инвестиций. В случае снижения спроса цены падают, а недостаток платежеспособного спроса может обеспечивать стабилизацию рынка. Таким образом, равновесие сбережений и инвестиций – главное условие саморегулирующейся экономики неоклассической модели. К 30-м гг. XX в. господствовала идея о том, что производство само создает достаточный для себя спрос.

Экономический кризис конца 20-х – начала 30-х гг. текущего столетия похоронил иллюзии самокорректирующейся экономики. После работ Дж. Кейнса было признано, что в экономике может быть хронический недостаток платежеспособного спроса и что ни снижение номинальной заработной платы, ни понижение ставки процента не пригодны для его устранения. Сокращение заработной платы может лишь снизить платежеспособный спрос и тем самым только ухудшить положение. Если нет достаточного спроса, то, как показал опыт Великой депрессии, даже самые низкие процентные ставки не будут стимулировать нужного уровня инвестиций и тем самым увеличивать спрос. Стагнация будет продолжаться. Единственным ответом остается вмешательство государства. В условиях стагнирующей экономики государство должно отойти от роли «ночного сторожа», охраняющего и поддерживающего самые общие условия функционирования хозяйственной системы. Ему надлежит осуществлять активную бюджетную, кредитно-финансовую, социальную политику.

Итак, сама жизнь внесла серьезные коррективы в бытовавшее многие десятилетия представление о доминирующей роли рынка в экономике. Стало очевидно, что необходима еще одна серьезная структура, способная придавать новые импульсы рыночным отношениям. Такой структурой призвано стать государство. Современных экономистов не надо убеждать в том, насколько велико значение экономической роли государства. Проблема состоит лишь в определении оптимальных границ вмешательства государства, при которых законы рынка смогут полнее раскрываться и эффективно использоваться.

Было бы идеально, если бы государство и рынок уравновешивали друг друга. Но рынок, как и государство, относительно самостоятельная структура со своими собственными, специфическими проблемами. Цель государства не в том, чтобы подавить рынок. Напротив, государство призвано обеспечивать нормальное функционирование всех элементов рынка. Прежде всего, в гарантиях государства нуждается конкуренция. Без нее, как убедительно доказала практика бывших социалистических стран, полноценный рынок невозможен.

Таким образом, государственное регулирование обусловлено появлением новых экономических потребностей, с которыми рынок по своей природе не может справиться.

И, хотя подобное регулирование в современной рыночной экономике осуществляется в намного меньших масштабах, чем в административно-командной системе, все же экономическая роль государства велика, особенно по сравнению с системой свободной конкуренции.

Объективная возможность государственного регулирования появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. Необходимость, превращающая эту возможность в действительность, заключается в нарастании проблем, трудностей, с которыми и призвано справиться государственное регулирование экономики.

Наши рекомендации