Русская политическая мысль XIX- начала XX вв.
В середине этого века (1861) было отменено крепостное право, стал развиваться капитализм. Основные направления русской политической мысли:
– либерализм (ранний). Ориентир-ся на идеологич принципы соотв западных учений. Выр-ет интересы зарождающейся буржуазии - западники М.М.Сперанский, П.Я.Чаадаев, Н.В.Станкевич, П.В.Анненков); политико-правовой либерализм сер – кон 19 в. (Б.Н. Чичерин, С.А. Муромцев, Н.М. Коркунов);
– радикализм, выражающий интересы угнетенных слоев населения, использующий революционные методы борьбы (А.Н.Радищев, декабристы (Пестель, Рылеев, Муравьев); с сер 40-х гг. – революционеры-демократы (Белинский, Герцен, НА. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский.) в 60–80-е гг. – революционное народничество (П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев); анархизм (М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин, С.Г. Нечаев); в 80–90-е гг. – социал-демократическое движение (Г.В. Плеханов, В. И. Ленин и др.);
– консерватизм (часто в лице славянофильства) отражал интересы помещиков, части бюрократии и интеллигенции, отстаивал самобытный путь развития России: проимператорское направление – Н.М. Карамзин, С.С. Уваров, К.П. Победоносцев, общинно-романтическое – А.С. Хомяков, Н.Я. Данилевский, В.С. Соловьев.
М.М. Сперанский (либерализм), составил план гос преобразований – “Введение к Уложению гос-ных законов”, руководил созданием “Полного собрания Законов Рос империи”. Предлагал конституционную монархию: учреждение выборной ГосДумы, сис-мы представительных органов. Основа - принц разделения властей.
“Русская Правда” – офиц программа - ликвидация крепостнич-ва, уничтожение сословных перегородок и установление “единого сословия – гражданского”.
Конституционный (политико-правовой) либерализм. Б.Н. Чичерин, Н.М. Коркунов –разработка проблем правового гос-ва, защита прав и свобод личности, теории власти. Б.Н. Чичерин- критиковал самодержавие и социализм. Если свобода личности зависит от самодержавия или абсолютисткого народоправия, то личность находится во власти произвола. Гражданская свобода должна быть закреплена свободой политической. Н.М. Коркунов развивал социально-психологическое толкование права. В книгах “Русское гос-ное право” и “Лекции по общей теории права” рассматривал право как подверженное изменениям общественное явление. Полагал, что “как бы ни была широка автономия какой-либо подчиненной области, законодательная власть российского монарха стоит выше этой автономии”.
Н.М. Муравьев (радикализм – декабристы). Гос устройство России д.б. федеративным, сост из 13 держав и 2 областей – Московской и Донской. Высшим представительным и законодательным органом д.б. двухпалатное Народное Вече, состоящее из Палаты народных представителей и Верховной Думы, как органа, представляющего территории. Исполнит власть вручалась императору – “верховному чиновнику рос правительства”. Выступал за равенство всех перед законом, неприкосновенность личности, жилища и собственности, политический плюрализм.
В 40 – 60-е гг. формируется революционно-демократическая политическая идеология. В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, выражавшие идеи утопического крестьянского социализма. А.И. Герцен призывал крестьян к активным действиям, считал, что после отмены крепостного права Россия пойдет по пути конституционных преобразований, будущее России видел в “русском крестьянском социализме”, Н.Г. Чернышевский передовой формой правления считал республику.
В конце 19в., в связи с развитием рабочего и революционного движения, важную роль стали играть социалистические идеи марксистского направления. Г.В. Плеханов(1856–1918) – основоположник первой русской марксистской орг-ции “Освобождение труда”, В.И.Ленин (1970-1924) –лидеро социал-демократического движения, В работах были преодолены иллюзии народников о крестьянской общине, показана неизбежность капиталистического развития России и социалистическая революция.
Идеологию консерваторов, отстаивавших интересы императорского дома, отразил Н.М. Карамзин“История гос-ва российского”. Знаменитая формула: “Дворянство Духовенство, Сенат и Синод как хранитель законов, над всеми – Государь – единственный законодатель, источник власти, освобождение крестьян гибельно”.
Сущность славянофильства – православие, самодержавие, народность – сформулировал граф С.С. Уваров . Рус народ религиозен, покорен царю, помещику.
Представители общинно-романтического направления в славянофильстве (К.С.Аксаков, Н.Я.Данилевский, А.С.Хомяков, В.С. Соловьев) высказывались за путь развития России, ее мессианскую роль в истории человечества, славянских народов. Русская “особость” - в патриархальной крестьянской общине. Считали необходимой отмену крепостничества, защищали нравственность, свободу совести. Н.Я. Данилевский, автор “Россия и Европа”, обосновал идею о культурно-исторических типах (цивилизациях), их пространственных и временных пределах. Культура конкретного исторического типа может проникать в культуру другого типа только отдельными элементами.
В нач 20в. в истории Рос произошли: первая рус революция (1905–1907) и создание думской монархии; революции 1917 г. (февральская и октябрьская).
Революция 1905 г привела к созданию думской монархии и многопарт сис-мы, активизировала идеологическую и духовную жизнь рос общества.
Манифест импер-ра Николая II “Об учрежд ГосДумы” был опубл-ван 6 авг 1905 г., но революционные события лета–осени 1905 г. не позволили начать выборы в Думу. По поруч Николая II проект нов указа о Думе подг С.Ю. Витте. 17 окт 1905 г. вышел царский Манифест “Об усовершенствовании гос-ного порядка”, в кот – усоверш-ная формула ГосДумы. Она наделялась законодательными ф-ями и превращ в высшее закон-ное учреждение страны. Распад системы был связан с нач 1 Мир войны и повышением роли либерально-промышленных кругов, заявлявших о необх-ти установления в Рос конституционной монархии. 6 окт 1917 г. Временное правит-во постановило Думу распустить в связи с подготовкой к выборам в Учредит собрание.
До 1917 г. политическая мысль в России продолжала развиваться в традиционных направлениях: консерватизм, либерализм, социализм.
Реформы П.А. Столыпина (1862–1911) не выходили за рамки модернизации строя. Был автором политич курса освобождения крестьян от общинной зависимости, предоставления желающим бесплатной земли в личную собственность в Сибири, создания кулаческих хозяйств. Всего за 10 лет из общины вышло более 1 млн. крестьян. Реформа стимулировала внедрение прогрессивных методов обработки земли. Районы с переселенцами стали крупными поставщиками зерна и мяса.
В либерально-консервативном направл выделяются работы С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, П.Б. Струве. Бердяев вместе с Булгаковым, Струве и Франком был соавтором манифестов русских философов-идеалистов первой четверти века: "Проблемы идеализма", “Вехи”, “Из глубины”.
Ключевой в ленинской теории явл-ся концепция партии нового типа, ее роли и места в Советах – органах власти трудящихся. Именно II Съезд Советов, в октябре 1917 г. принял решение о переходе к нему государственной власти, а В. И. Ленин был избран Председателем Совета народных комиссаров.5 января 1918 г. было распущено Учредительное собрание, отказавшееся признать декреты Советской власти. Руководство страной было полностью сконцентрировано в Советах и создаваемых ими органах, через которые партия большевиков руководила страной.