Русская социологическая мысль XIX – начала ХХ века

2.1. Классическая западная социология XIX – начала ХХ века.

2.2. Исторический материализм К. Маркса. 2.3. Социологическая мысль

в России XIX – начала ХХ века

Основные понятия: позитивизм, органическая теория, теория социального реализма, социальный факт, научный метод, понимающая социология, социальное действие, исторический материализм, общественно-экономическая формация (ОЭФ), анархизм, социология народничества, субъективный метод, солидарность, психологическая социология, плюралистическая социология, социологический неопозитивизм

Во 2-й половине XIX – начале ХХ в. в европейской, в частности русской социо-логической мысли, были сформулированы фундаментальные общесоциологические теории, которые наложили заметный отпечаток на всё последующее развитие этой науки. Знакомс-тво с ними позволит вам в дальнейшем более глубоко и обстоятельно понять сущность основных социологических идей современности.

2.1. Классическая западная социология XIX – начала ХХ века

Позитивизм О. Конта основывается на представлении о том, что исследование общества должно базироваться на данных науки, а не на воображении и догадках.

О. Конт сформулировал "Основной закон интеллектуальной эволюции человечества", суть которого сводится к тому, что общественное сознание, познавательная деятельность людей в своём развитии прошли три стадии – теологическую, метафизическую и позитив-ную. На последней позитивной стадии общественное сознаниеосновывается преимуществен-но на строго научных наблюдениях, позволяющих выявлять и формулировать законы при-роды и общества. Общество, по мнению О. Конта, представляет собой целостный организм, определяющий развитие и деятельность составляющих его индивидов. При этом человек по отношению к обществу выступает как социальный субъект, но не как автономная личность. О. Конт ввёл в научный оборот понятия "социальная динамика" (механизм функ-ционирования и развития общества) и "социальная статика" (социальная структура общества и взаимоотношения между её элементами). Основными законами, которым, по его мнению, подчиняется развитие общества, являются: биологические, астрономические (зако-ны движения небесных тел), климатические и расовые.

Органическая теория Г. Спенсера стала логическим развитием идеи О. Конта об обще-стве как целостном организме. Общество, по мнению Г. Спенсера, представляет собой цело-стную систему взаимодействия природных (главным образом биологических) и социальных факторов. При этом все стороны социальной жизни органично связаныдруг с другом и не могут существовать вне этой связи.

Г. Спенсер разработал теорию социальной эволюции, в соответствии с которой прог-рессивное развитие общества связано с его усложнением и совершенствованием деятель-ности социальных институтов, прежде всего политических. Важнейшими проявлениями социальной эволюции общества, по Г. Спенсеру, являются: 1) интеграция – переход от про-стого к сложному; 2) дифференциация – переход от однородного к разнородному; 3) возра-стание порядка – переход от неопределённого к определённому. Важнейшим условием стабильности общества он считал социальное равновесие, достигаемое путём приспособи-тельных действий, гармонии личных и общественных интересов, взаимных компромиссов в действиях людей и социальных институтов.

Теориясоциального реализма Э. Дюркгейма также связана с идеями О. Конта. Однако научные взгляды этого исследователя существенно отличаются от взглядов основополож-ника социологии.

Сущность социального реализма, по мнению Э. Дюркгейма, состоит в том, что природу социальных явлений следует объяснять социальными фактами, под которыми он понимал идеи, нормы, ценности, вырабатываемые коллективным сознанием людей и принудительно воздействующие на их поведение. Важнейшими признаками социальных фактов являются: 1) их объективное существование по отношению к отдельным индивидам; 2) их принуди-тельное воздействие на индивидов, которое осуществляется через социальные институты (семья, религия, право и т.д.). Э. Дюркгейм также является основоположником научного методав социологии, сущность которого состоит в рационалистическом, то есть, строго логическом объяснении всех явлений общественной жизни.

Понимающая социология М. Вебера основана на его идее о том, что важнейшей задачей науки является понимание социальных процессов и их научное объяснение. Суть "понима-ния", по М. Веберу, состоит в умении исследователя интерпретировать объективные моти-вы индивидуального действия.Это предполагает понимание следующего: 1) при помощи каких осмысленных действий люди осуществляют свои намерения, как и почему им это удаётся; 2) какие последствия имеют их действия для осмысленногоповедения других людей; 3) каковы субъективные мотивы их деятельности.

Логическим развитием концепции понимания стала разработанная М. Вебером "Теория социального действия". Социальное действие, по его мнению, есть элементарная частица человеческого поведения, которая характеризуется: 1) осмысленностью с точки зрения целей и средств их достижения; 2) ориентацией на других людей, учитывающей влияние на них и их ответную реакцию. М. Вебер выделил четыре идеальных типа социального действия: 1) целерациональное – направленное на достижение какой-либо рациональной цели; 2) цен-ностнорациональное – основанное на вере в этическую, общественную, религиозную и иную ценность данного действия; 3) аффективное – эмоциональное, основанное на чувствах, а не разуме; 4) традиционное – обыденное, производимое в силу традиции, обычая, привычки.

2.2. Исторический материализм К. Маркса

Социологическая теория К. Маркса и его многочисленных последователей, известная как марксизм, занимает особое положение среди общесоциологических теорий XIX в. Это связано со следующим: 1) с глубиной и масштабностью охвата социальной реальности (всё человечество на протяжении всей его истории); 2) со своеобразием диалектико-матери-алистического метода исследования; 3) с попыткой практической реализации основных положений теории в СССР и некоторых других странах мира. И хотя в последние годы научные идеи К. Маркса подвергаются основательной критике, его вклад в становление и развитие социологии бесспорен.

Марксистская социология, более известная как исторический материализм, основана на материалистическом понимании истории. Её важнейшие принципы: 1) признание законо-мерности общественного развития, то есть признание того, что в обществе действуют общие, устойчивые, повторяющиеся, существенные связи и отношения между процессами и явлениями; 2) принцип детерминизма, означающий признание существования причинно-следственных связей и зависимостей, важнейшей из которых является связь между произво-дительными силами и производственными отношениями, определяющая способ производ-ства материальных благ; 3) признание своеобразия развития общественных процессов (их качественного отличия от процессов природы, состоящего в диалектической взаимосвязи между объективными закономерностями и субъективной, сознательной деятельностью лю-дей); 4) утверждение о поступательном прогрессивном развитии общества, которое легло в основу учения об общественно-экономических формациях.

Общественно-экономическая формация(ОЭФ, см. рисунок 1) – это "общество, находя-щееся на определённой ступени исторического развития, общество со своеобразным отличи-тельным характером"[1]. Основными характеристиками той или иной ОЭФ являются: 1) спо-соб производства; 2) социальная структура ([ 4.1); 3) экономический базис; 4) политическая надстройка; 5) духовная жизнь. Важнейшее место среди них принадлежит способу производ-ства – материальной основе жизни общества, опосредующей все остальные общественные процессы (социальные, политические, духовные). При этом основное противоречие каждой эпохи, заключающееся в возрастающем несоответствии между уровнем и характером разви-тия производительных сил и производственными отношениями, приводит к качественному изменению способа производства и соответственно к смене ОЭФ. По мнению К. Маркса, в истории человечества произошла последовательная смена четырёх ОЭФ: первобытнооб-щинной, рабовладельческой, феодальной и капиталистической. На смену капиталисти-ческой формации должна прийти коммунистическая.

 
  Русская социологическая мысль XIX – начала ХХ века - student2.ru

Марксистская социология сформулировала четыре основных объективных закона разви-тия общества: 1) об определяющей роли способа производства; 2) о соответствии производ-ственных отношений характеру и уровню развития производительных сил; 3) об опреде-ляющей роли экономического базиса по отношению к надстройке; 4) о первичности обще-ственного бытия и вторичности общественного сознания.

2.3. Социологическая мысль в России XIX – начала ХХ века

Социология в России начала развиваться приблизительно в то же время, что и на Западе. Однако в нашей стране эта наука приобрела некоторое своеобразие, состоящее в следующем: 1) большинство теорий, созданных русскими исследователями, имели явную идеологическую направленность: они служили теоретическим обоснованием тех или иных политических идеологий; 2) их создатели стремились осмыслить и теоретически обосновать социокуль-турное своеобразие России.

Анархизм М. Бакунина и П. Кропоткина основывается на идее свободы личности как её естественного состояния, которое не должно нарушаться никакими общественными инсти-тутами. М. Бакунин полагал, что свобода имеет социальный характер: она может быть осуществлена только через общество при самом строгом равенстве и солидарности каждого со всеми. Он сформулировал теорию социализма и федерализма, согласно которой: 1) со-циализм как общественный строй должен быть основан на личной и коллективной свободе, на деятельности свободных ассоциаций; 2) государство должно быть устранено; 3) отноше-ния между субъектами должны строиться на принципах федерализма (их свободного и равного союза).

П. Кропоткин разработал теорию "анархического коммунизма", который, по его мнению, мог возникнуть на основе личной и коллективной свободы трудящихся, общества равных между собой людей, целиком основанного на самоуправлении. Идеология анархизма не выдержала проверки временем, однако его центральные представления о справедливости, равенстве, свободе личности, самоуправлении и федерализме в общественной жизни и сего-дня имеют немало сторонников и последователей.

Социология народничества представлена трудами П. Лаврова и Н. Михайловского, которые полагали, что важнейшей задачей социологии является изучение мотивов деятель-ности людей и их нравственных идеалов. Их исследования основывались на субъективном методе, суть которого сводится к изучению "критической мысли в человечестве", а также субъективной позиции самого социолога.

Развитием идеи о субъективном методе стало учение о двуединой правде: правде-истине, представляющей собой объективный анализ явлений общественной жизни, и правде-спра-ведливости – субъективном анализе общественной жизни, открывающем путь к гармоничес-кому сочетанию интересов всех людей.

П. Лавров сформулировал теорию солидарности, которая, по его мнению, представляет собой общность интересов, убеждений и привычек людей, осознание ими того, что личный интерес совпадает с общественным. Из этого следует задача социологии – изучить и понять формы солидарности, условия её упрочения или ослабления при разном уровне разви-тия людей и различных формах их общежития.

Н. Михайловский плодотворно исследовал проблемы взаимодействия личности и обще-ства, героя и толпы. Он разработал теорию общественного прогресса, движущими силами которого, по его мнению, являются: 1) разделение труда; 2) борьба нового уклада общест-венной жизни со старым; 3) борьба передовых и реакционных идей; 4) борьба передовых и реакционных общественных идеалов ([14.4).

Психологическая социология в России представлена работами Е. Де Роберти и Н. Каре-ева. Эти исследователи подходили к изучению общественных процессов с позиций психоло-гического детерминизма, который опирается на следующие принципы: 1) проблемы общественного развития основываются на индивидуальной и групповой психологии людей; 2) общественные явления всегда имеют психологическую основу; 3) психические взаимодей-ствия индивидов являются основой всей общественной жизни; 4) общество есть система психических и практических взаимодействий индивидов.

Е. Де Роберти разработал концепцию, получившую название "робертизм". Суть концеп-ции сводится к следующему: 1) социология должна быть тесно связана с психологией; 2) психическая деятельность людей развивается под воздействием биологических факторов и социальной деятельности; 3) существует индивидуальная и коллективная психика (причём последняя, воплощаясь в групповом поведении людей, проявляется в морали, нравственных нормах и принципах).

Н. Кареев сформулировал представление о трех основных сторонах духовного бытия лю-дей: 1) интеллектуальной (ум); 2) эмоциональной (чувства); 3) волевой.

Плюралистическая социология М. Ковалевского основана на представлении о том, что 1) не следует придавать постоянного определяющего значения тем или иным факторам общественного развития (экономическим, политическим, культурным и т.д.) – каждый из них в зависимости от ситуации может стать решающим на протяжении какого-то времени; 2) для объяснения фактов социальной реальности желательно использовать различ-ные теории и подходы: позитивный, историко-сравнительный, органический, психологи-ческий и т.д.

М. Ковалевский разработал теорию общественного прогресса, согласно которой осно-вным законом социологии является закон прогресса, а задача социолога состоит в выявлении причин, которыми обусловлен прогресс и сущности перемен, им вызываемых. По мнению исследователя, участие всех народов планеты в мировом прогрессе в конце концов приведёт их к объединению в "мировое солидарное общество" ([14.4).

Социологический неопозитивизм П. Сорокина основывается на следующих основопо-лагающих принципах: 1) социология как наука должна строиться по образцу естественных наук; 2) социология должна изучать мир таким, каков он есть (субъективизм в науке недо-пустим); 3) социология должна изучать только такие взаимодействия людей, которые дос-тупны для объективного измерения; 4) социологическое исследование не допускает умо-зрительных, не доказанных наукой построений; 5) социологический плюрализм (любое социальное явление или процесс детерминируются не каким-либо одним, а многими фак-торами).

П. Сорокин разделил социологию на теоретическую (включает социальную аналитику, изучающую структуру социального явления, социальную механику, изучающую процессы взаимодействия людей, социальную генетику, изучающую развитие социальной жизни) и практическую (прикладную дисциплину, опирающуюся на выводы и законы теоретической социологии) ([1.3). Наиболее значительный вклад в современную социологию внесли разработанные П. Сорокиным теории социальной стратификации и социальной мобиль-ности ([4.2, 4.4).

* * *

Краткие выводы. В XIX – начале ХХ в. в европейской (и в том числе русской) социологии шёл активный процесс формирования теоретических основ новой науки. Этот период в её истории характеризовался стремлением исследователей глубоко осмыслить феномен общественной жизни и создать фундаментальные теории, описывающие процесс возникновения, функционирования и развития общества. И хотя в дальнейшем эти теории подвергались обоснованной критике, именно они легли в основу современной социоло-гической мысли.

Общество

3.1. Общество как социологическая категория. 3.2. Общество как система.

3.3. Типология обществ.

Основные понятия: общество, структура, социальный институт, социальная система, типология.

Как вы уже знаете, общество является и объектом, и предметом изучения социологии. Возникнув на заре цивилизации, оно постоянно изменялось, становилось всё более сложным и противоречивым. Ваше знакомство с современными взглядами на сущность, структуру и типологию общества позволит приобрести необходимую теоретическую основу для дальней-шего изучения процессов и явлений, в нём происходящих.

3.1. Общество как социологическая категория.

Понятие общества, представления о нём возникли гораздо раньше появления науки об обществе – социологии. Ещё Аристотель в IV в. до н.э. характеризовал общество как совокупность человеческих индивидов, объединяющихся для удовлетворения "социальных инстинктов". Т. Гоббс (XVII в.) рассматривал его как важнейший инструмент контроля над действиями людей.

Среди основоположников социологии также не было единого мнения о сущности цент-ральной категории этой науки. Так, О. Конт понимал под обществом функционирующую систему, основанную на разделении труда. Г. Спенсер считал общество композицией всякого рода идей, верований и чувств, реализующихся через посредство индивидов. Английский философ Б. Мандевиль понимал под обществом сферу необходимого межчеловеческого взаимодействия, соединяющего насущные потребности и интересы каждого с потребно-стями и интересами всех.

По мнению К. Маркса, общество следует рассматривать в широком и узком смыслах. В широком смысле это есть обособившаяся от природы часть материального мира, пред-ставляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей. В узком смысле – определённый этап человеческой истории (та или иная ОЭФ ([2.2))или отдельное индивидуальное общество (французское, российское и т.д.).

В современной социологии также существуют различные, нередко диаметрально проти-воположные взгляды на сущность, структуру и типологию общества. При этом наличие различных трактовок не означает верность одних и ложность других определений, но отражает сложный, противоречивый характер этого социального феномена.

Так, представители структурного функционализма (Т. Парсонс, Р. Мертон) ([17.2) рассматривают общество как объективную реальность, новое социальное качество, возни-кающее в процессе пространственного соединения составляющих его индивидов (первым указал на это Э. Дюркгейм). Общество включает подсистемы, выполняющие определённые функции и находящиеся в сложном взаимодействии как между собой, так и с другими систе-мами (обществами) ([3.2).

Иначе трактуется общество в феноменологии (А. Шюц) ([17.6) и символическом инте-ракционизме (Дж. Мид, Х. Блумер) ([17.7), берущих своё начало в понимающей социологии М. Вебера. В соответствии с так называемой номиналистической (индивидуалистической) концепцией общество вообще – это абстрактная сущность, которую познать невозможно. Реальны только индивиды, их деятельность, межличностные и межгрупповые взаимодейст-вия (интеракции), которые, прежде всего, и должна изучать социология.

Ещё один оригинальный взгляд на общество представлен в теории социальных систем (Н. Луман), согласно которой общество рассматривается как система, состоящая не из инди-видов, а из интеракций, организаций, групп, то есть тех аспектов, которые могут быть выде-лены с помощью символов. Человек в данной теории не система или часть системы, а окру-жающая среда системы, поскольку он всегда сложнее, чем любая система, в том числе и общество.

Ниже мы рассмотрим некоторые аспекты социологической теории общества преимущест-венно с позиций структурного функционализма, исходящего из посылки, что общество – это реально существующий объект. Одна из серьёзных научно-практических проблем, связан-ных с изучением и управлением общественными процессами – выявление признаков обще-ства – таких особенностей, которые отличают его от сообществ более низкого порядка (общностей, групп, организаций и т.д.).

Важнейшими признаками любого общества являются: 1) территория, на которой проис-ходит объединение социальных связей (материальная основа общества); 2) целостность и устойчивость – способность поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность внутренних взаимодействий; 3) универсальность – всеобъемлющий, разносторонний харак-тер (общество включает в себя всё многообразие социальных связей и отношений, все общ-ности, сложившиеся на данной территории ([4.1)); 4) автономность и высокий уровень саморегуляции, то есть самодостаточность общества, его способность длительное время существовать во времени и пространстве без взаимодействия с другими обществами; 5) большая интегрирующая сила, побуждающая индивидов стремиться к сохранению целостности данного общества, дорожить принадлежностью к нему, транслировать от поколения к поколению его базовые ценности и нормы.

Американский исследователь Э.Шиллз выделил признаки, позволяющие отличать одно общество от другого. По его мнению, каждое общество характеризуется следующим: 1) не входит в качестве составной части в более крупное общество; 2) пополняется преимущест-венно за счёт детей, которые родились в браках, заключённых между представителями дан-ного объединения людей; 3) имеет территорию, которую считает своей собственной; 4) об-ладает собственной системой правления; 6) имеет собственное название; 7) собственную историю; 8) собственную культуру.

Структура общества (наиболее устойчивые, повторяющиеся социальные связи и взаимо-действия ([13.1), каркас) слагается из следующего: 1) статусно-ролевых позиций ([4.2), составляющих основу социальных взаимодействий; 2) социальных институтов – истори-чески сложившихся устойчивых форм организации совместной деятельности людей, выпол-няющих общественно-значимые функции (семья, образование, религия и т.д.); 3) культу- ры ([9), формирующей социокультурное пространство; 4) властных отношений, обеспечи-вающих его функциональную целостность и наиболее полно проявляющихся в деятельности государства.

3.2. Общество как система наиболее основательно рассматривается в структурном функционализме ([17.2). Исходное понятие концепции – социальная система – подра-зумевает: 1) регулярно повторяющиеся явления и взаимоотношения между индивидуальны-ми деятелями и коллективами, воспроизводимые во времени и в пространстве;2) целостный социальный организм, состоящий из элементов, объединённых специфическими связями и выполняющих характерные для них функции. Подобным образом рассматривали общество ещё О. Конт и Г. Спенсер ([2.1). К. Маркс выделял в обществе экономическую и политичес-кую подсистемы, составляющие, по его мнению, его экономический базис и духовную надстройку ([2.2).

По мнению Т. Парсонса, общество – это "тип социальной системы среди любого универсума социальных систем, который достигает самого высокого уровня самодостаточ-ности как система к своему окружению". Общество включает подсистемы: экономическую, политическую, социальную, культурную и др. При этом целостность общества обеспечива-ется тем, что все подсистемы органично связаны друг с другом и выполняют следующие важные функции: 1) адаптации – приспособления к изменению окружающей среды и возрас-тающим материальным потребностям людей; 2) целеполагания – способности к постановке общезначимых целей и их достижению; 3) интеграции – включению в систему новых поколений; 4) поддержания устойчивости – способности к воспроизводству структуры и снятию напряжённости в системе (разрешение конфликтных, кризисных ситуаций).

Р. Мертонвводит понятия явных и латентных функций социальной системы. Явные функции – те, которые известны участникам данной деятельности или события (например, обряд бракосочетания узаконивает сексуальные отношения между мужчиной и женщиной). Латентные функции – такие последствия деятельности или события, которые людьми не осознаются (обряд бракосочетания способствует сближению родственников по линии жениха и невесты, повышая ответственность молодых людей за прочность брачного союза). При этом большая часть социологического понимания и объяснения конкретного социально-го явления или процесса должна заключаться в выявлении именно скрытых, неявных функ-ций социального отношения или института.

Иной взгляд на общество как систему изложен в теории социальных систем. Основное понятие теории – комплексность. По мнению Н. Лумана, множество элементов являются комплексными, если вследствие ограниченной возможности сочетаний каждый элемент не может быть больше соединён с любым другим. Социальный мир (общество) является комплексным, если его нельзя больше рационально реконструировать. Важный элемент социальной системы – коммуникация, которая состоит из информации, сообщения и пони-мания как единого целого. Их триединство составляет смысл.

Н. Луман указывает на трудности познания общества, связанные: 1) с гуманистическим предубеждением, что общество состоит из людей и отношений между ними; 2) с предубеж-дением о территориальном многообразии обществ, различающихся по государственной организации, языку, культуре, традициям, в то время как это различия внутри общества, а не между обществами; 3) с теоретико-познавательным предубеждением, состоящем в различе-нии субъекта и объекта познания и признающим познание как таковое, лишь когда ему удается избежать переплетения со своим предметом (якобы лишь субъекты обладают привилегией самопознания, а объекты являются такими, каковы они есть). Общество в данном случае исключение, оно является самоописывающимся, поэтому общественные тео-рии – это теории общества в обществе.

3.3. Типология обществ.

Типология(от греч. τύπος – отпечаток, форма, образец и λόγος – слово, учение) – метод научного познания, в основе которого лежит расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщённой, идеализированной модели или типа. В социологии сложилось несколько подходов к типологии обществ.

Одной из наиболее известных является типология, основанная на теории "трех волн" А. Тофлера. По мнению исследователя, человечество в своём развитии пережило три волны радикальных преобразований: 1) аграрную революцию, превратившую кочевников в кресть-ян; 2) индустриальную революцию, превратившую аграрное общество в индустриальное; 3) технологическую революцию, связанную с началом компьютерной эры и переходом к информационному обществу. Третья волна радикальных преобразований должна привести к непрерывному обновлению социальных отношений и созданию сверхиндустриальной цивили-зации. В соответствии с этой теорией А. Тофлер выделил три типа обществ: 1) тради-ционное (аграрное); 2) капиталистическое (индустриальное); 3) современное (информацион-ное). Современное общество характеризуется: 1) готовностью и стремлением к развитию, изменению ([14); 2) высоким уровнем социальной мобильности ([4.4); 3) рыночным механизмом регулирования поведения индивида в обществе; 4) рациональным развитием, основанным на научных знаниях и информации; 5) доминированием в общественном миро-воззрении критицизма, рационализма и индивидуализма; 6) отсутствием конкретных пред-писаний и запретов, эрозией морали и права.

Д. Белл предложил типологию, основанную на эволюции технологии и знания. Он выде-лил доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общества. Последнее, по его мнению, характеризуется: 1) широкими торговыми отношениями между странами; 2) боль-шим излишком товаров, доступных среднему человеку; 3) "информационным взрывом" (рез-ким возрастанием роли и значения знаний и информации в обществе); 4) возникновением "глобальной деревни" ("сближением" стран и народов благодаря мгновенным всемирным коммуникациям) ([16.1).

Оригинальную историческую типологию обществ, основанную на господствующем виде производящей деятельности, предложили Г. Ленски и Дж. Ленски. Они выделили общества,живущие:1) охотой и собирательством; 2) огороднические; 3) аграрные; 4) промышленные.

Немецкий социолог Ф. Тённис противопоставлял современное и традиционное общества, в зависимости от выраженного в них типа воли. Традиционное общество (гемайншафт – об-щина) характеризуется естественной (инстинктивной) волей, направляющей поведение людей как бы сзади (например, материнская любовь), в нём господствуют инстинкты, чувства, органические отношения. Напротив, современное общество (гезельшафт) основано на рассудочной воле, предполагающей возможность выбора и сознательно поставленной цели деятельности, в нём господствуют расчетливый разум и механические отношения. В ходе истории, по мнению Ф. Тённиса, первый тип общества всё более уступает место обществу второго типа.

* * *

Краткие выводы. Проблема возникновения и функционирования общества привлекала внимание исследователей ещё в глубокой древности. Современная социология выработала несколько подходов к изучению общества и интерпретации процессов, происходящих в нём. Важнейшим итогом социологического исследования общества стала его типология, позво-лившая нам не только точнее охарактеризовать предыдущие этапы его развития, но и уви-деть контуры будущего.

Наши рекомендации