РУССКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ XIX – НАЧАЛА ХХ ВВ.

Особенности развития русской политической мысли XIX – начала ХХ в.

1. Россия - огромное богатое ресурсами пространство, которое нужно было защищать, и на котором изначально сосуществовали различные народы с весьма несхожими типами культур. Отсюда - культ сильного гос-ва (державы), сильной персонифицированной власти.

2. Россия – «часть света» между Востоком и Западом. Поэтому всегда в «русскую душу» вносились еще два начала – восточное и западное.

3. Экспансия западной культуры:

- Крещение Руси.

- «Москва – третий Рим»!?

- церковные реформы Никона (раскол Церкви)

- реформы Петра I (раскол социальный, с тех пор элита и народ уже никогда не были вместе!).

В русской политической мысли выделяют несколько направлений:

- либерализм,который в своем историческом развитии в России прошел три этапа:

- «правительственный» либерализм, инициируемый «сверху» и уповающий на самоограничение просвещенной монархии (конституционные проекты М.М. Сперанского);

- консервативный либерализм - проект умеренной интеллигенции, стремившейся закрепить и расширить общественные преобразования на основе диалога с властью, программы просвещения народа и участия в местном самоуправлении Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин, П.Б. Струве);

- «новый» (социальный) либерализм начала ХХ в. Защищая идею правового государства, создаются концепции, в которых осмысливаются основные принципы и перспективы развития конституционализма и правовой государственности, но в российском контексте.

5. Движение декабристов не было однородным в идейно-политическом плане.

- умеренное Северное общество (Н.М. Муравьев) - за бурж. конституц. монархию, устроенную по федеративному принципу, как в США.

- радикальное Южное общество (рук. П.И. Пестель) за республиканское правление в форме представительной демократии в единой и неделимой России.

6. Славянофилы (И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, К.А. Аксаков, Ю.Ф. Самарин, Н.Я.Данилевский, К.Н.Леонтьев и др.) исходили из идеи самобытности России: уникальное образование – крестьянская поземельная община, отсутствие традиций классовой (сословной) борьбы, и наконец, православие - как духовно-мировоззренческая доминанта русского народа, весьма критичны к реформам Петра 1.

7. «Западники» (В.Г. Белинский, Т.Н. Грановский, А.И. Герцен, Н.П. Огарев, В.П. Боткин и др.) реформы Петра считали положительными, зап.европейскую культуру считали образцом для России, будущее которой связывали с усвоением достижений европейской либеральной цивилизации, ее социально-экономических и политических институтов (частной собственности, парламентаризма и др.).

8. Народничество – в котором выделяют три основных направления:

-пропагандистское(П.Л. Лавров).

- заговорщеское(П.Н.Ткачев)

- анархистское (М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин)

9. Консервативно-монархическоенаправление, как реакция на радикализацию русского общества, на увеличение масштабов и влияния революционного движения в пореформенной России (М.Н. Катков, К.П. Победоносцев, Л.А. Тихомиров).

10. Русский духовный ренессанс (В.С. Соловьев - идеи «свободной теократии», с принципом верховенства церкви и духовенства над государством, подчинения человеческого божественному. Он наполняет идею государства религиозно-нравственным содержанием.)

11. Марксизм (Г.В. Плеханов), Легальный марксизм, которым«переболели» многие представители русской интеллигенции Н.А. Бердяев,Л С.Н. Булгаков, П.Б. Струве С.Л. Франк, М.И. Туган-Барановский и др.

12 Основные направления политической мысли русского зарубежья:

- евразийство ( Н.С.Трубецкой, П.Н. Савицкий, П.П. Сувчинский, Л.П. Карсавин);

- социальный иерархизм (Н.А. Бердяев, С.Л. Франк);

- неомонархизм (И.И. Ильин, П.А. Флоренский);

- христианский социализм (С.Н. Булгаков, Г.П. Федотов).

Наши рекомендации