Формирование политических элит.

Возможны два основных варианта формирования политической элиты. Первый радикальный, связанный с кардинальным обновлением персонального состава правящей группы. В этом случае фактически речь идет о смене элит. Второй – постепенный, связанный с естественными непрерывным замещением освободившихся статусных позиций в политической иерархии новыми людьми. В этом случае речь идет о персональном, частичном обновлении элит, или, об индивидуальной политической мобильности. Этот способ формирования элиты называют рекрутированием( от фр. вербовать).

Радикальное обновление политической элиты происходит в периоды социальных катаклизмов, коренного изменения социально – политических структур.

Главным показателем радикального обновления политической элиты является не столько замена ее персонального состава, сколько изменение институциональных условий ее существования. Типичным началом процесса радикального обновления политической элиты является создание инициативными группами параллельных структур власти. Это могут быть временное правительство, революционный комитет, советы трудящихся, которые начинают искать поддержку либо у восставших масс, либо у армии, либо у тех и других одновременно. Если искомая поддержка обеспечивается, то параллельные структуры власти просто вытесняют официальные как утратившие свою легитимность и лишившиеся важных ресурсов своего влияния. Вместе со старыми структурами вытесняются и люди, таким образом происходит смена политических элит.

В стабильно развивающемся обществе имеет место постепенное обновление элиты, когда перемещение на высшие позиции политической иерархии носит не групповой, а индивидуальный характер. Это движение человека по ступеням политической иерархии называется политической индивидуальной мобильностью. При этом сами институциональные структуры, конституирующие политическую элиту, не изменяются, а индивид, стремящийся подняться на вершину политической иерархии, действует в соответствии с правилами, установленными этими структурами и нормами политической культуры. Данное обстоятельство надо подчеркнуть, так как оно указывает на одну важную особенность вхождения в политическую элиту – это вхождение не является свободным, оно зависит не столько от желания индивида, сколько от его умения действовать в соответствии с определенными правилами.

В современных демократических странах сложились свои устойчивые каналы, обеспечивающие постоянный приток подготовленных кадров на освободившиеся статусные позиции в политической иерархии. Такими каналами («лифтами») являются: выборы в органы государственной власти, политические партии и институт государственной службы.

Сложившаяся в современных демократических странах практика выборов основных должностных лиц государства основана на участии в избирательных кампаниях политических партий и организаций. Только опираясь на организующую силу партии, кандидат, как правило, добивается успеха. Так называемые независимые кандидаты вынуждены тоже создавать свои группы поддержки, которые в случае его успеха обычно превращаются в политические партии, а в случае провала быстро распадаются. В любом случае кандидат на высокий государственный пост должен опираться на организованную поддержку, и чем влиятельнее поддерживающая его политическая партия, тем больше у него шансов попасть в политическую элиту. Таким образом, крупная политическая партия обеспечивает своим кандидатам выход в политическую элиту.

Однако воспользоваться партийным «лифтом» для подъема в политическую элиту может далеко не каждый желающий. Необходимо выдержать своеобразную внутрипартийную конкуренцию, пройти через многочисленные ступени внутрипартийного отбора, проявить свои лидерские качества.

Еще одним « лифтом», обеспечивающим человеку попадание в политическую элиту, является государственная служба. С помощью этого канала формируется в основном высшее чиновничество. Но поскольку в современных странах есть возможности для чиновника переходить с государственной службы в публичную политику и обратно, то с помощью этого канала идет подготовка в том числе и публичных государственных деятелей.

Каналы, обеспечивающие подъем желающих в политическую элиту, действуют только в стабильных обществах с устоявшейся институциональной структурой власти, укоренившимися политическими ценностями. Однако действуют каналы не автоматически, а на всем пути движения канала от индивида требуются собственные усилия, участие в конкурентной борьбе, соблюдение правил политического нормативного порядка.

В обществах с тоталитарным режимом складываются особые механизмы рекрутирования политической элиты. В СССР, например, этот механизм получил название номенклатуры. Эта система заключалась в том, что назначение на все ключевые государственные должности осуществляется партийными организациями. В этом случае важнейшим фактором продвижения по номенклатурной лестнице становится личная преданность, личная зависимость.

Наши рекомендации