Об особом режиме управления до преодоления кризиса власти

Из указа Президента РФ

20 марта 1993 г.

Подтверждая принесенную мною 10 июля 1991 года присягу Президента Российской Федерации;

сохраняя верность своей клятве добросовестно исполнять возложенные на меня обязанности;

принимая во внимание, что Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика конституционным образом сменилась Российской Федерацией — Россией, и легитимность федеральных органов власти требует подтверждения;

исходя из того, что институт Президента республики введен по прямому волеизъявлению народа Российской Федерации;

отмечая, что восьмой Съезд народных депутатов Российской Федерации своими постановлениями заблокировал полнообъемное действие Конституции Российской Федерации, исключив механизмы прямого народоправства и приступив к свертыванию системы разделения властей;(…)

учитывая подстрекательские действия руководства Верховного Совета Российской Федерации против Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и в связи с усиливающейся политической конфронтацией между органами федеральной власти,

считаю необходимым предпринять ряд неотложных мер, направленных на стабилизацию обстановки, создание условий для эффективного проведения реформ, и в этой связи устанавливаю особый режим деятельности главы исполнительной власти, осуществления, защиты и подтверждения полномочий федеральных государственных органов. Постановляю:

1. Назначить на 25 апреля 1993 г. голосование о доверии Президенту и вице-президенту Российской Федерации. (…)

6. Решения государственных органов и должностных лиц, направленные на отмену или приостановление указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Совета Министров — Правительства Российской Федерации, реализующих свои законные полномочия, не имеют юридической силы и не подлежат исполнению.

Российская газета. 1993. 23 марта.

«О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации»

Из указа Президента РФ

21 сентября 1993г.

В Российской Федерации сложилась политическая ситуация, угрожающая государственной и общественной безопасности страны.

Прямое противодействие осуществлению социально-экономических реформ, открытая и повседневно осуществляемая в Верховном Совете, обструкция политики всенародно избранного Президента Российской Федерации, попытки непосредственного осуществления функций исполнительной власти вместо Совета Министров со всей очевидностью свидетельствуют о том, что большинство в Верховном Совете Российской Федерации и часть его руководства открыто пошла на прямое попрание воли российского народа, выраженной на референдуме 25 апреля 1993 года. (…) Выражаю надежду, что все, кому дороги судьба России, интересы процветания и благополучия ее граждан, поймут необходимость проведения выборов в Государственную Думу Федерального Собрания для мирного и легитимного выхода из затянувшегося политического кризиса.

Прошу граждан поддержать своего Президента в это переломное для судьбы страны время.

САПП РФ. 1993. № 39. Ст. 3597.

«О прекращении полномочий Президента Российской Федерации Ельцина Б. Н.»

Постановление Верховного Совета РФ

22 сентября 1993 г.

В связи с грубейшим нарушением Президентом Российской Федерации Ельциным Б. Н. Конституции Российской Федерации — России, выразившимся в издании им Указа от 21 сентября 1993 г. № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», приостанавливающего деятельность законно избранных органов государственной власти, Верховный Совет Российской Федерации постановляет:

В соответствии со статьей 121 (6) Конституции Российской Федерации — России полномочия Президента Российской Федерации Ельцина Б. Н. прекращаются с 20 часов 00 минут 21 сентября 1993 г.

Москва. Осень-93: Хроника противостояния. М., 1994. С. 24.

«К гражданам России!»

Обращение X (Чрезвычайного) Съезда народных депутатов РФ

4 октября 1993 г.

Соотечественники!

Десятый (Чрезвычайный) Съезд народных депутатов Российской Федерации сегодня, 4 октября 1993 года, закончил свою работу. Народные депутаты России, сотрудники аппарата Верховного Совета Российской Федерации, все защитники Дома Советов России покидают охваченное пожаром здание побежденными, но не сломленными. Мы выполнили свой гражданский долг по защите конституционного строя Российской Федерации до конца. Не наша вина, что Министерство безопасности, Министерство внутренних дел, Министерство обороны, большинство структур исполнительной власти поддержали государственный переворот 21 сентября 1993 года и силой подавили сопротивление защитников Конституции. (…)

Остановимся! Постараемся понять друг друга. Россия не имеет права на гражданскую войну. Миллионы наших соотечественников, погибшие в ходе революций и войн XX века, взывают об этом. Сегодня как никогда от мудрости и мужества каждого жителя России зависят жизни миллионов и мир в нашем Отечестве. И тогда возродится Закон.

Съезд народных депутатов, Верховный Совет Российской Федерации не избежали в своей деятельности ошибок. Но все наши мысли были направлены во благо России. Мы сделали все, что могли. Пусть те, кто сменят нас, преуспеют больше.

Соотечественники! Опираясь, на многовековые политические экономические, культурные традиции многонациональной России, прежде всего на демократические и патриотические традиции великого русского народа, защитим будущее России, сохраним ее единство и территориальную целостность.

Лукьянова Е. А. Российская государственное и конституционное законодательство в России (1917-1993). М., 2000. С. 186-187.

«Основы законодательства Российской Федерации о культуре»

Из закона РФ

9 октября 1992 г.

Руководствуясь Конституцией (Основным Законом) Российской Федерации, Федеративным Договором, нормами международного права,

признавая основополагающую роль культуры в развитии и самореализации личности, гуманизации общества и сохранении национальной самобытности народов, утверждении их достоинства,(…)

Верховный Совет Российской Федерации принимает настоящие Основы законодательства о культуре (далее — Основы) в качестве правовой базы сохранения и развития культуры в России.

Статья 1. Задачами законодательства Российской Федерации о культуре являются:

создание правовых гарантий для свободной культурной деятельности объединений граждан, народов и иных этнических общностей Российской Федерации (…)

Статья 8. Неотъемлемость права каждого человека на культурную деятельность. В Российской Федерации культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина независимо от национального и социального происхождения, языка, пола, политических, религиозных и иных убеждений, места жительства, имущественного положения, образования, профессии или других обстоятельств.

Статья 9. Приоритетность прав человека по отношению к правам государства, организаций и групп. Права человека в области культурной деятельности приоритетны по отношению к правам в этой области государства и любых его структур, общественных и национальных движений, политических партий, этнических общностей, этноконфессиональных групп и религиозных организаций, профессиональных и иных объединений. (…)

Статья 20. Право на сохранение и развитие культурно-национальной самобытности народов и иных этнических общностей. (…)

Статья 31. Обязанности государства по обеспечению свобод и самостоятельности всех субъектов культурной деятельности. Органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления не вмешиваются в творческую деятельность граждан и их объединений, государственных и негосударственных организаций культуры за исключением случаев, когда такая деятельность ведет к пропаганде войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной, классовой и иной исключительности или нетерпимости, порнографии.

Запрет какой-либо культурной деятельности может быть осуществлен только судом и лишь в случае нарушения законодательства. (…)

Зорин В. Ю., Аманжолова Д. А., Кулешов С. В. Национальный вопрос в Государственных Думах России. С. 449-453.

Наши рекомендации