Методы преодоления финансового кризиса в организации

В российских компаниях антикризисные мероприятия часто сводятся к мерам финансового оздоровления, проведению реструктуризации кредиторской задолженности. Однако предприятия, имеющие значительную кредиторскую задолженность, не всегда могут выйти из долговой ямы.

Особенность антикризисного управления организацией заключается в повышенной сложности управленческих процессов. Финансовый кризис проявляется в нехватке денежных средств, росте просроченной кредиторской задолженности, падении продаж, недовольстве персонала и других неблагоприятных факторах. Уровень требований к руководителям, принимающим наиболее важные, стратегические решения, возрастает в геометрической прогрессии. Организация, испытывающая финансовый кризис, может прекратить свое существование, а может возродиться вновь после проведения кардинальных перемен (реорганизация, реструктуризация компании и т. д.). Успех преодоления кризиса зависит от умения ведущих менеджеров своевременно предпринять адекватные действия.

Основные методы преодоления финансового кризиса в организациивключают следующее:

  • сокращение затрат;
  • увеличение поступления денежных средств в организацию;
  • проведение реструктуризации кредиторской задолженности;
  • определение стратегии развития организации;
  • проведение реорганизации или реструктуризации предприятия.

Основные направления деятельности по снижению затрат:

  • сокращение фонда оплаты труда;
  • сокращение затрат на сырье и материалы за счет использования более дешевых компонентов изделий, горизонтальной интеграции с поставщиками, работы с местными производителями, внедрения ресурсосберегающих технологий;
  • сокращение производственных расходов, затрат на ремонт и обслуживание оборудования, затрат на рекламу, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, исследование рынка, поддержание определенного качества услуг.

Важно определить наиболее затратные статьи баланса, которые подлежат сокращению (капитальное строительство, дорогостоящие стажировки для работников, проведение масштабных маркетинговых исследований, опытно-конструкторские работы), и направить высвобожденные ресурсы на проведение реструктуризации и на проекты, предусматривающие получение быстрой прибыли.

Привлечение денежных средств в организацию в условиях кризиса осуществляется в основном по трем главным направлениям:

  • продажа и сдача в аренду активов компании;
  • оптимизация продаж;
  • изменение кредитной политики для ускорения оборачиваемости дебиторской задолженности.

Любые активы (здания, сооружения, машины, оборудование, облигации, акции, в том числе и других предприятий, векселя банков), находящиеся в собственности компании, могут быть проданы или использованы для погашения долга в ходе проведения реструктуризации. Это возможно, если данные активы не являются обеспечением задолженности по другим обязательствам (залоговые требования). Если затраты предприятия на хранение и обслуживание активов велики, выгоднее их продать. Ценные бумаги можно предложить приобрести кредиторам, которые заинтересованы в расширении сферы своей деятельности за счет приобретения пакетов акций.

Оптимизация продаж требует проведения ряда важных мероприятий:

  • ценового регулирования;
  • привлечения новых заказчиков;
  • внедрения программы торговых скидок и льгот для потребителей, которые платят быстрее;
  • заключения стратегических союзов и альянсов;
  • оценки дополнительных затрат, связанных с внедрением в производство и продвижением на рынок новой продукции.

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности определяется как отношение годового объема реализации к среднегодовому объему дебиторской задолженности. Этот коэффициент показывает, насколько быстро организация собирает деньги с заказчиков за поставленные товары или услуги. Увеличение коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности является позитивным признаком.

Структурирование дебиторской задолженности по срокам используется для оценки возможных неплатежей. Счета классифицируются по срокам давности дебиторской задолженности. Для каждого срока определяется некоторый процент дебиторской задолженности, который останется неуплаченным. Резерв на списание безнадежных долгов должен быть достаточно большим, чтобы покрыть всю дебиторскую задолженность, которая просрочена.

Реструктуризация задолженности — это процесс подготовки и исполнения ряда последовательных сделок между предприятием и его кредиторами, основной целью которого является получение различного рода уступок со стороны кредиторов: сокращение общей суммы задолженности, освобождение от уплаты процентов, сокращение процентной ставки, отсрочки платежа.

Алгоритм разработки плана реструктуризации долговых обязательств

1. Инвентаризация кредиторской и дебиторской задолженности:

  • выделение основных групп задолженности;
  • проверка правильности отражения задолженности по счетам, фактурам и платежным требованиям;
  • определение суммарной кредиторской и суммарной дебиторской задолженности.

2. Определение приоритетных направлений реструктуризации:

  • выделение задолженности, имеющей наибольшую долю в суммарной величине обязательств;
  • выделение ряда приоритетных статей задолженности — перед кредитным учреждением, фондами, фискальной системой, контрагентами;
  • представление этих данных в форме таблицы с указанием названий организаций-кредиторов, сумм задолженности, величины издержек, их доли в общем объеме обязательств.

3. Построение финансового плана в форме прогноза движения денежных средств:

  • построение подекадного графика поступлений денежных средств на основе планов продаж и поступлений дебиторской задолженности;
  • построение подекадного графика оттока денежных средств на основе планов закупок, производственных затрат, заработной платы, налогов с учетом задержки и погашения текущей кредиторской задолженности;
  • формирование чистого денежного потока;
  • поиск источников дополнительного финансирования в случае получения отрицательного накопленного сальдо (проведение ассортиментных сдвигов, оптимизация производственной программы на следующий период, привлечение краткосрочных займов).

4. Построение оптимального графика погашения кредиторской задолженности с неизменными условиями(задолженности, которая может быть погашена только в соответствии с предлагаемыми кредиторами условиями).

5. Анализ вариантов реструктуризации с оговариваемыми условиями, то есть условиями погашения задолженности, которые могут быть изменены и на это согласны кредиторы. Данный этап включает:

Наши рекомендации