Механизмы преодоления кризиса

1. Принцип единства целей управления на разных уровнях иерархии (федерация, субъект федерации и муниципальное образование).

2. Принцип адекватности. Методы разработки и принятия решений в кризисной ситуации должны быть адекватны реальной ситуации.

3. Принцип системного подхода к решению поставленных задач.

4. Принцип целенаправленности.

5. Принцип ведущего звена - необходимо выбирать и реализовывать реально достижимые цели. Как правило, при наличии двух равновеликих целей приоритет принадлежит ближайшей из них. 6. Принцип оптимальности. В процессе разработки и принятия управленческих решений необходимо определить некоторые критерии оптимальности. Каждое решение принимается таким образом, чтобы выбранный критерий оптимальности имел экстремальное значение при некоторых ограничительных условиях.

19.Социальная политика в системе государственного управления. Важнейшей формой государственного управления является социальная политика. Экономической основой её является промышленное производство, а социально основой – рабочее движение. Социальная политика– это сознательное воздействие государства на социальную сферу с целью её изменения в интересах человека и создание в конечном итоге благоприятных условий для развития личности социальных групп и общества в целом.В узком смысле слова социальная политика равнозначна понятию социальная защита, что предполагает помощи со стороны государства людям в наиболее сложные периоды их жизни.Государство реализует социальную политику по следующим направлениям:

§ Политика в сфере доходов населения.

§ Политика в сфере труда и трудовых отношений.

§ Социальная поддержка малоимущих и слабо защищенных слоев населения (пенсионное обеспечение, социальная гарантия и т.д.).

§ Развитие основных отраслей социальной сферы (здравоохранение, сфера образования, сфера спорта, культуры и туризма и т.д.).

§ Политика в области современной инфраструктуры (жилье, общественный транспорт и т.д.).

§ Политика в отношении отдельных социальных групп.

Основные функции социальной политики является:

§ Функция социального производства и социального развития, что ориентировано на развитие человеческого капитала (здоровье, образование, уровень культуры и т.д.).

§ Функция социальной защиты (помощь тем, кто не может обеспечить себя самым необходимым).

В современном мире характер социальной политики зависит от характера самого государства и его базовых основных ценностях, отраженных в идеологии. Под социальной структурой общества от ресурсов социальной экономики, которые позволяют выделять средства на социальную защиту.

Социальная политика РБ на современном этапе. Социальная направленность нашего государства закреплена в Конституции. На современном этапе социальная политика имеет ряд особенностей, которые обусловлены:переходным периодом страны;наличием трудностей в экономике, что снижает возможности реализации социальной политики;изменением демографической ситуации.С учетом этих обстоятельств были осуществлены на уровне государства изменения в социальной политике. Они выразились в упорядочении социальных льгот и усилении адресной социальной помощи. Социальная политика связана прежде всего с реализацией функций социальной защиты. Она выражается в помощи одиноким гражданам пожилого возраста, которая осуществляется территориальными центрами обслуживания населения:Создание сети интернатов для престарелых и инвалидов.Поддержка ветеранов войны и труда.Поддержка инвалидов.Политика в сфере занятости населения.Развитие пенсионной системы.

В нашей стране реализуется и функция социального развития, которое находит свое выражение в совершенствовании здравоохранения, дошкольных учреждений, системе образования, культуры, науки, спорта. Социальная политика - государственная политика в области социального развития и социального обеспечения; система проводимых государством мероприятий, направленных на улучшение качества и уровня жизни определённых социальных групп. Социальная политика Республики Беларусь: Стратегической целью социальной политики государства, обозначенной в НСУР-2030 является обеспечение достойного качества жизни и высоких стандартов благосостояния белорусских граждан. Главным критерием эффективности социальной политики является улучшение позиции страны (не ниже 40 места) в 2030 году в мировом рейтинге по индексу человеческого развития. Приоритетные направления социальной политики в Республике Беларусь:· создание условий для качественного воспроизводства населения; · содействие развитию рациональной структуры занятости населения, повышение эффективности использования рабочей силы и ее качества; · повышение реальных доходов как основного фактора улучшения качества жизни и формирования среднего класса в стране; · обеспечение стабильной, финансово устойчивой пенсионной системы;· совершенствование социальной защиты населения на основе обеспечения адресности оказания социальной помощи, повышения эффективности и доступности социального обслуживания;· внедрение системы менеджмента качества во всех учреждениях социальной сферы (образование, здравоохранение, соц. обслуживание, культура), независимо от форм собственности.

20.Под социальной политикой понимается проводимая государственными структурами, общественными организациями, органами местного самоуправления политика мероприятий и акций, направленных на достижение социальных целей и результатов, связанных с повышением общественного благосостояния, улучшением каче​ства жизни народа, обеспечением социальной и политической стабильности, социального партнерства и социального согласия в обществе. Приоритетом социальной политики Беларуси является защита интересов простых граждан и поддержка людей, находящихся в сложной жизненной ситуации. Семья и дети под защитой государства.В стране функционирует доказавшая свою эффективность система правовых гарантий и льгот семьям с детьми. Она включает выплату пособий в связи с рождением и воспитанием детей, обеспечение бесплатным питанием детей первых двух лет жизни и предоставление других видов государственной адресной социальной помощи, единовременных выплат при рождении двоих и более детей, гарантий в сфере пенсионного, трудового, налогового и жилищного законодательства. Несмотря на общемировые тенденции, суверенной Беларуси удалось сохранить бесплатное образование и бесплатное медицинское обслуживание. Каждый гражданин может рассчитывать на пенсию, каждая мать – на финансовую поддержку при рождении детей, каждый ребенок – на бесплатное образование.

Социальная защита пожилых людей и инвалидов.Конституцией Республики Беларусь гражданам гарантировано право на пенсионное обеспечение. Сегодня в Беларуси пенсии получает почти треть населения (более 27 процентов).

В республике назначаются и выплачиваются трудовые пенсии по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца (в том числе сиротам), за выслугу лет, за особые заслуги перед республикой.

Государственная адресная социальная помощь С 2001 года в республике создана система, которая направлена на оказание временной материальной поддержки малообеспеченным гражданам и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, и призвана обеспечить поддержание доходов малообеспеченных граждан на уровне бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения).В стране функционирует доказавшая свою эффективность система правовых гарантий и льгот семьям с детьми. Она включает выплату пособий в связи с рождением и воспитанием детей, обеспечение бесплатным питанием детей первых двух лет жизни и предоставление других видов государственной адресной социальной помощи, единовременных выплат при рождении двоих и более детей, гарантий в сфере пенсионного, трудового, налогового и жилищного законодательства. Социальное обслуживание.В каждом административном районе республики созданы и динамично развиваются территориальные центры социального обслуживания населения – что соответствует государственному социальному стандарту в области социального обслуживания.

Социальная реабилитация инвалидов.Важнейшей составной частью системы социальной защиты инвалидов является поддержание уровня их материального обеспечения (пенсионные и страховые выплаты), проведение медицинской, профессиональной и социальной реабилитаций, обеспечение занятости на рынке труда, обеспечение техническими средствами социальной реабилитации, оказание материальной помощи. Особое место в области социальной реабилитации инвалидов занимает вопрос обеспечения их техническими средствами социальной реабилитации.

21.В совр-м белорусском обществе социально-негативные девиации имеют достаточно широкое распространение и являются серьезной социальной проблемой, которая заслуживает научного исследования и нуждается в проведении активной и эффективной государственной антидевиантной политики. Наиболее эффективной государственной политикой является стратегия комплексного социального и индивидуального предупреждения и противодействия негативным социальным девиациям. Именно такая стратегия должна лежать в основе формирования и функционирования системы современной антидевиантной политики. Эта политика должна иметь системный характер, учитывать сложную природу и сущность, а также закономерности этиологии социально-негативных девиаций и проводиться по следующим основным направлениям. 1. Создание экономических, социальных и культурных условий, обеспечивающих устойчивое и гармоничное развитие личности и социальных общностей, включая развитие нравственной и правовой культуры, формирование
ценностных ориентаций на социально-позитивное поведение. Это - общая социальная антидевиантная политика. 2. Смягчение, нейтрализация и постепенное преодоление основных социальных и личностных факторов, причин и условий, детерминирующих социально-негативное девиантное поведение. Это - профилактическая анти-девиантная политика.
3. Противодействие и борьба с преступностью и другими правонарушениями с целью устойчивого снижения их уровня, а также уменьшения физического, морального, материального и другого ущерба, причиняемого ими. Это - административная, уголовная и другая правовая политика.
4. Предупреждение и устойчивое снижение уровня виктимизации граждан, защита прав и оказание реабилитационной помощи жертвам преступлений и других негативных социальных девиаций. Это - виктимологическая политика.
5. Соц-реабилитационная и соц-восстановительная работа с преступниками и другими правонарушителями, а также жертвами социальнонегативного девиантного поведения. Это - социально-реабилитационная политика. В настоящее время в стране реализуется главным образом стратегия активной и достаточно жесткой уголовной и другой правовой ответственности и наказания правонарушителей. Каждый второй преступник осуждается к лишению свободы или ограничению свободы. Широко используется практика изоляции и принудительного лечения алкоголиков, наркоманов, бомжей, принудительного труда родителей, бросивших детей. Такая политика, очевидно, была оправданной в кризисные 90-е годы, но не сегодня и, тем более, в будущем. Настало время на законодательном и практическом уровнях постепенно изменить приоритеты в государственной антидевиантной политике. А именно - осуществить переход от доминирования запретительной и наказательно-правовой деятельности к активной социальной, профилактической, а также виктимоло-гической и реабилитационной работе. Это относится прежде всего к социальноправовому контролю преступности несовершеннолетних, пьянства, наркомании, бродяжничества и других правонарушений, в происхождении которых доминируют социальные, культурные и социально-психологические причины и условия, связанные с процессами дезорганизации общества, а также культурно-нравственными деформациями в образе жизни и развитии личности.
Все эти концептуальные положения должны составлять теоретическую основу закона об антидевиантной политике в Республике Беларусь, который следует безотлагательно разработать и принять. Нуждается в совершенствовании и система управления и координации деятельности правоохранительных и других государственных органов по социально-правовому контролю и противодействию преступности и других правонарушений. Прежде всего в плане развития уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного, криминологического и виктимологического законодательства, ювенальной антидевиантной политики, а также активизации социальной профилактики преступлений и создания специализированных государственных и общественных социальных структур, профессионально занимающихся профилактической, виктимологической и социально-реабилитационной работой. Значительно больше внимания следует уделять совершенствованию уголовной, административной и соц-мед*ой статистики, проведению научных иссл*й преступности, других правонарушений и негативных социальных девиаций. Научные исследования должны иметь междисциплинарный характер и осуществляться совместно социологами, экономистами, культурологами, юристами, психологами, педагогами, социальными работниками и другими специалистами.

22. Понятие семьи в социологии: сущность, признаки, особенности.Семья - это социально санкционированное и относительно постоянное объединение людей, связанных родством, браком или усыновлением, живущих вместе и эк-ки зависящих др о друга.Сущность семьи выраж через такие понятия, как функция семьи, ее структура и ролевое поведение ее членов.признаки семьи:1)брачные или кровно родственные связи между всеми ее членами2)совместное проживание в одном помещении;3)общий семейный бюджет.Особенности семьи:уменьшение колич-го состава семьи; активное формирование семьи нуклеарного типа;высокий удельный вес неполных семей; форм т. называемого «гражданского» брака и «гражданской» семьи;уменьшение количества детей в семье; изменение социальных норм рождаемости и детности в семье;подвижки в ценностных ориентациях молодых семей в сторону приоритета внесемейных ценностей по сравнению с семейными;уменьшение значимости такой ценности, как много- и среднедетность; дискриминационное положение детей, особенно до 6-летнего возраста, по сравнению с другими группами населения по уровню располагаемых ресурсов;изменение гендерных представлений о внутрисемейном ролевом распределении; высокая потенциальная разводимость семей;зависимость стабильности семей от обеспеченности жильем и материального положения;устойчивость семейных отношений в зависимости от занятости супругов.

23.Семья и общество: историческое разнообразие организации семей. Семья– неотъемлемая ячейка общества.Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи. Для каждого человека семья – начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме.Семья — это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью. Семья–ячейка общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Основное назначение семьи — удовлетворение общественных, групповых и индивидуальных потребностей. Являясь социальной ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд его важнейших потребностей, в том числе и в воспроизводстве населения. В то же время она удовлетворяет личностные потребности каждого своего члена, а также общесемейные потребности.Семья является одним из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка.Одна из первых попыток определить характер брачно-семейных отношений принадлежит древнегреческому философу Платону. Патриархальную семью он считал неизменной, исходной общественной ячейкой, поскольку государства возникают в результате объединения семей. Древнегреческий историк Геродотв своей знаменитой «Истории» отмечает, что общность женщин была отличительной чертой у ряда племен..Аристотель, критикуя проекты «Идеального государства», развивает идею Платона о патриархальной семье как исходной и основной ячейке общества. При этом семьи образуют «селения», а соединение «селений» – государство.Философы античности, средневековья и отчасти даже нового времени выводят общественные отношения из семейных отношений, обращают основное внимание на отношение семьи к государству, а не на характеристику ее как особого социального института. В определенной мере эти взгляды разделяли даже немецкие философы Кант и Гегель.Основу семьи Кант видел в правовом порядке, а Гегель – в абсолютной идее. Утверждение исторического взгляда на брак и семью происходило двумя путями:1) при помощи исследования прошлого семьи, в частности, брачно-семейного уклада так называемых примитивных народов;2) путем изучения семьи в различных социальных условиях.

Наши рекомендации