Возможные пути преодоления экологического кризиса

Для того чтобы справиться с экологическим кризисом, для начала необходимо, чтобы каждый житель нашей планеты осознал, что преодоление проблемы экологии зависит от каждого конкретного человека. Главную роль в решении этой задачи играет экологическое просвещение и формирование экологической культуры всего населения планеты и, прежде всего, подрастающего поколения. Особая роль здесь должна отводиться образованию, которое является приоритетным направлением в решении проблемы экологического кризиса, так как оно будет способствовать преодолению негативных последствий антропогенного воздействия на окружающую среду и созданию гармоничных отношений в системе «человек – общество – окружающая среда».

Следующий шаг – создание эффективного природоохранного законодательства. Помимо национальных законов, регулирующих отношения между предприятиями, государством и его жителями в области ответственности за загрязнение природной среды, большое значение имеют межгосударственные правовые отношения. Действительно, глобальный экологический кризис касается всей планеты. Экосистема Земли едина, и последствия экологических катаклизмов не ограничатся рамками одного региона: уничтожение тропических лесов повысит содержание углекислого газа во всей атмосфере, кислотные тучи не знают национальных границ, загрязнение мирового океана также отразится на судьбе всего мира. Общая цель национального и международного природоохранного законодательства достаточно ясна: ни отдельному человеку, ни государству в целом не должно быть выгодно загрязнять планету сверх заранее согласованной международным сообществом меры и каждый случай сверхнормативного загрязнения должен преследоваться законом.

Следует особо подчеркнуть бессмысленность постановки вопроса о преодолении экологического кризиса без решения проблемы финансирования природозащитных мероприятий. Мы должны привыкнуть к тому, что охрана Земли от загрязнений – дело дорогое, и, планируя бюджет – государственный, общественный или личный, - предусматривать немалые расходы на экологические нужды.

Ключевым элементом в борьбе с экологическим кризисом является поиск грамотных и действенных научно-технических решений. Это означает, что на экологию должны работать многочисленные институты, лаборатории, университеты, фирмы. Природоохранной экспертизе должно подвергаться любое действующее или реконструируемое предприятие, каждый проект нового строительства независимо от его социальной направленности. И, наконец, экологический компонент среднего, специального и высшего образования должен стать неотъемлемой частью подготовки любого специалиста в области техники, естественных наук, медицины, экономики и даже гуманитарных наук. Особое значение имеет экологическая подготовка учителей.

В июне 1992 года на Всемирной Конференции на уровне глав правительств по окружающей среде и развитию, состоявшейся в Рио-де-Жанейро, были вынесены основные принципы устойчивого развития человечества:

1. Необходимо отказаться от политики безграничного роста потребления.

2. В природоохранной политике следует ориентироваться на борьбу с причинами, а не со следствиями неблагоприятных воздействий на природу.

3. Необходимо ограничить прирост населения Земли, иначе природа решит эту задачу гораздо более жестким способом.

4. Экология, технология и развитие должны рассматриваться в едином комплексе.

5. Следует повсеместно ориентироваться на использование и развитие экологически чистых, ресурсосберегающих безотходных или малоотходных технологий и видов деятельности.

6. Отказ от применения или резкое сокращение применения токсичных веществ во всех производствах.

7. Выбор оптимальных решений на основании анализа экологических и экономических характеристик любого вида деятельности в его полном жизненном цикле, начиная с производства сырья и энергоресурсов и кончая утилизацией завершившей свой жизненный цикл продукции.

8. Проведение природоохранной политики в условиях неопределенности и неполной информации.

9. Проведение экономической и административной политики, направляющей на проведение в жизнь вышеперечисленных принципов.

Экологический кризис является наибольшей опасностью, стоящей перед человечеством сегодня. И у жителей Земли нет альтернативы: либо они справятся с загрязнением, либо загрязнение расправится с большей частью землян.

Литература

1. «Экология. Учебное пособие» Колесников С.И. – 3-е издание. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко»; Ростов н/Д: Академцентр, 2009. – 384с.

2. http://www.prinas.org/article/2370

3. http://www.komtek-eco.ru/ust_razvitie.html

4. http://works.tarefer.ru/98/100503/index.html#

5. http://bibliofond.ru/view.aspx?id=30300

6. http://www.pereplet.ru/obrazovanie/stsoros/686.html

7. http://www.bestreferat.ru/referat-58684.html

8. http://www.bestreferat.ru/referat-2925.html

9. http://za.zubr.in.ua/2009/03/26/2617/

Тема 2."Токсикологическое нормирование химических веществ. ПДК. Трансформация химических соединений в окружающей среде"(2 часа)

Цель занятия:изучение и классификация различных видов лимитирующих показателей вредности в различных средах

Основные вопросы: токсичность, степень токсичности, ЛПВ, характеристика.

Токсичность – способность веществ вызывать нарушения физиологических функций организма, что в свою очередь приводит к заболеваниям (интоксикациям, отравлениям) или, в тяжелых случаях, к гибели. Фактически токсичность приблизительно мера несовместимости вещества с жизнью.

Степень токсичности веществ принято характеризовать величиной токсической дозыприблизительно количеством вещества (отнесенным, как правило, к единице массы животного или человека), вызывающим определенный токсический эффект. Чем меньше токсическая доза, тем выше токсичность.

Различают среднесмертельные (ЛД50), абсолютно смертельные (ЛД100), минимально смертельные (ЛД0-10) и др. дозы. Цифры в индексе отражают вероятность (%) появления определенного токсического эффекта приблизительно в данном случае, смерти, в группе подопытных животных. Следует иметь в виду, что величины токсических доз зависят от путей поступления вещества в организм. Доза ЛД50(гибель половины подопытных животных) дает значительно более определенную в количественном отношении характеристику токсичности, чем ЛД100 или ЛД0. В зависимости от типа дозы, вида животных и пути поступления, выбранных для оценки, порядок расположения веществ на шкале токсичности может меняться. Величина токсической дозы не используется в системе нормирования.

Наши рекомендации