Диалог культур как средство преодоления их кризиса

Кризисные черты современной культуры нашли свое наиболее яркое выражение в различных симптомах распада социальной коммуникабельности. Эта тема получила художественное во­площение в современном искусстве в различных формах (в сюр­реалистических живописи и поэзии, неореалистических прозе и кинематографе, «абсурдистском театре» и т. д.) у большого кру­га авторов: Т. Уильямса, С. Дали, И. Бергмана, С. Беккета и мно­гих и других.

Начало теоретического рассмотрения проблемы человечес­кого общения в 20-е годы XX столетия было положено немецким философом М. Хайдеггером в его книге «Бытие и время» и фран­цузским исследователем Г. Марселем в «Метафизическом дневни­ке», Ж.-П. Сартром и А. Камю в работах 40—60-х годов. Ситуацию философской полемики вокруг поставленной проблемы помогли создать работы М. Бубера и X. Ортеги-и-Гассета.

Под общением принято понимать отношения, возникающие между двумя индивидами, связанными между собой социальными связями, но сохраняющими свои индивидуальные черты. Умения понимать его сторону, вступать в диалог лишилось современное об­щество, привив человеку неприятие культурных ценностей различ­ного характера.

По мнению российского философа В. С. Библера, заканчива­ющееся столетие породило немыслимый синтез культур, поставив тем самым проблемы их диалога. «Типологически различные «куль­туры» (целостные кристаллы произведений искусства, религии, нравственности...) втягиваются в одно временное и духовное «про­странство», странно и мучительно сопрягаются друг с другом, почти по-бороски «дополняют», то есть исключают и предполагают, друг друга» (см.: Библер В. Культура. Диалог культур // Вопросы фи­лософии. — 1989. № 6). И потому очень важно хаос различных куль­тур преобразовать в осмысленный и заинтересованный диалог.

Двадцатый век заставил многих ученых рассматривать культуру как противоположное цивилизации образование. Если цивилизация всегда стремится к неуклонному движению вперед, ее путь — восхождение по лестнице прогресса, то культура осуще­ствляет свое развитие, отказавшись от однонаправленного линей­ного движения вперед. Культура не использует предшествующее духовное наследие как трамплин для новых достижений по той при­чине, что она не может отказаться целиком или частично от куль­турного фонда. Напротив, огромное значение в культурном процес­се имеет сопричастность с различными воплощениями традиции. Культура может строиться только на основе духовной преемствен­ности, только с учетом внутреннего диалога культурных типов. Та­кой принцип B.C. Библер называет «драматическим произведени­ем», а Г. Померанц— «концертом».

Культура — Это огромное полифоническое пространство, по­добное произведению искусства. В нем различимы «голоса» раз­личных культурных персонажей, значимость которых не умаляет­ся ни возрастом, ни национальной принадлежностью, ни какими-либо иными обстоятельствами. Формирование художественного мира любого философа или композитора, архитектора или модель­ера всегда протекает с опорой на целый комплекс культурно-худо­жественных традиций.

В нынешнем столетии стало ясно, что диалог культур пред­полагает взаимопонимание и общение не только между различ­ными культурными образованиями в рамках больших культур­ных зон, но и требует духовного сближения огромных культурных регионов, сформировавших на заре цивилизации свой комплекс отличительных черт. Говоря о союзе средиземноморской культур­ной группы и индийско-дальневосточной, Г. Померанц выдвигает следующий вариант диалога. «Европа дала пример единства нацио­нального многообразия, Китай — пример единства духовного мно­гообразия. Можно представить себе будущее как сочетание евро­пейского плюрализма этнических культур с китайским плюрализ­мом духовных культур» (см.: Померанц Г. Диалог культурных миров // Лики культуры: Альманах. Том первый. — М., 1995).

Диалог — это вопрос не только о гуманитарных контактах больших культур, но и о способе приобщения отдельно взятой личности к духовному миру этих культурных образований.По вы­ражению М. Бахтина, культура может существовать только на гра­ницах: между днем сегодняшним и прошлым, между различными формами культурной деятельности, между произведениями раз­личных авторов.

Диалог как принцип культурного развития позволяет не толь­ко органично заимствовать лучшее из мирового наследия, но и вы­нуждает человека подать «свой» голос, совершить личностное пере­осмысление «чужой» культуры. Только внутреннее переосмысле­ние культурных ценностей, только активный диалог с культурными фигурами делает человека культурным, приобщенным к большому космосу культуры. Диалоговая форма позволяет проявиться амби­валентной природе культуры.

Трудно не согласиться с В. Библером: «Каждая культура есть некий «Двуликий Янус». Ее лицо столь же напряженно обращено к иной культуре, к своему бытию в иных мирах, сколь и внутрь, вглубь себя в стремлении изменить и дополнить свое бытие».

Сегодня развитие принципа диалога культур — реальная возможность преодолеть глубочайшие противоречия духовного кризиса, избежать экологического тупика и атомной ночи. Реаль­ным примером консолидации различных культурных миров яв­ляется союз, сформировавшийся к исходу XX века в Европе меж­ду европейскими нациями. Возможность аналогичного союза меж­ду огромными культурными регионами может возникнуть только при условии диалога, который сохранит культурные различия во всем их богатстве и многообразии и приведет к взаимопониманию и культурным контактам.

ЛИТЕРАТУРА_____________________________________

Бердяев Н- Человек и машина: Проблема социологии и метафизики техники // Вопросы философии. — 1989. № 2.

'Библер В. Культура. Диалог культур // Вопросы философии. —• 1989. № 8. Гуревич П. Философия и культура. — М., 1994. Культурология XX век: Антология. — М., 1995. Сноу Ч. П. Две культуры-. — М., 1973.

Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. — М., 1992.

Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность: Лекции и интервью. — М., 1992. Хейзинга И. Homo luclens. — М., 1992.

глава 10

Художественная культура XX века:

модернизм и постмодернизм

Наши рекомендации