Политическая культура общества, её структура и типология.
Политическая культура – система исторически сложившихся, типичных для общества стереотипов, политических представлений, установок и ценностей; ориентаций, установок и символов, политического поведения. Определяет политическое сознание и политическое поведение основной массы населения. Имеет тотальный характер; фиксирует устойчивые повторяющиеся связи и отношения между элементами политического процесса; закрепляет политический опыт.
Структура политической культуры состоит из следующих элементов.
1. Общезначимые политические знания, которые складываются из теоретических (научных) и практических
2. Культура политического мышления включает способности анализировать сведения и события, давать им правильную оценку и формировать свое отношение к ним, принимать решение об участии в политических действиях.
3. Культура политических чувств. Она предполагает у субъектов политики наличие не только хладнокровия, настойчивости, выдержки, но и жестокости, грубости. В конкретной политической деятельности постоянно складываются ситуации, в которых такие чувства служат механизмом поведения, регулятором деятельности групп и лидеров.
4. Культура политического поведения складывается в целом на основе политических традиций, господствующих в данном обществе. Она, в определяющей степени, зависит от культуры политического мышления, политических знаний и чувств, а также особенностей их воплощения в индивиде в форме политических ориентации.
Функции: 1).Ориентация, позволяет осмыслить политические явления, собственные возможности при реализации прав и свобод в политической системе. 2).Идентификация, обеспечивает человека пониманием своей групповой принадлежности (Я – как все). раскрывающая постоянную потребность человека в понимании своей групповой принадлежности и определении приемлемых для себя способов участия в выражении и отстаивании интересов данной общности 3).Адаптация, помогает человеку приспособится к изменяющейся политической среде, условиям осуществления его прав и свобод. 4).Социолизация, даёт возможность человеку выработать определённые навыки для реализации своих прав и интересов. приобщение субъекта политического процесса к определенной социальной общности посредством усвоения определенных норм и ценностей. 5).Коммуникация, осуществляет взаимодействие субъектов и институтов власти на базе общепринятых норм и правил. 6).Интеграция, представляет группам возможности сосуществования в рамках определённой политической системы; сохранение целостности государства. Типы: 1).По масштабности: А)общая или доминирующая, основная масса населения придерживается норм коллективного поведения и убеждений; Б)субкультура, совокупность политических ориентаций и моделей политического поведения определённой соц.группы. 2).По отношению к власти - господствующая и контркультура. 3).По Алманду и Вербаху, три типа: А)патриархальная - ориентирована на местные ценности, местный патриотизм, семейственность, коррупция. Индивид не выполняет роль избирателя, не интересуется политикой; Б)подданническая – индивид ориентируется на традиции, хотя предан существующей политической власти. Но опасается диктата этой власти; В)участия – отличается гражданской активностью вовлечению в политику. Граждане стремятся воздействовать на власть с помощью законных средств влияния. Все эти типы в чистом виде не встречаются, они сосуществуют не вытесняя друг друга. Алманд и Вербах выделяют: 4). Гражданственность (для Запада) – положительная оценка деятельности правительства; гордятся политическими институтами своей нации. Желание публично обсуждать проблемы политики. Чувство удовлетворения от общенациональных политических мероприятий. Вера в ценности, нормы и принципы демократии.
Политическая культура - ценностно-нормативной система, которой п ридерживается большинство населения. Ценностно-нормативная система существует в виде общераспространённых и общепринятых фундаментальных поведенческих, политических ценностей и идеалов. Политическая культура представляет собой совокупность ценностей, установок, убеждений, ориентаций и выражающих их символов, которые являются общепринятыми и служат упорядочению политического опыта и регулированию политического поведения всех членов общества. Она включает в себя не только политические идеалы, ценности, установки, но и действующие нормы политической жизни. Тем самым политическая культура определяет наиболее типичные образцы и правила политического поведения, взаимодействия власти - индивида - общества. Политической культуре свойственны определенные функции в политической жизни. К важнейшим из них можно отнести следующие:
- идентификации, раскрывающей постоянную потребность человека в понимании своей групповой принадлежности и определение приемлимых для себя способов участия в выражении и отстаивании интересов данной общности;
- ориентации, характеризующей стремление человека к смысловому отображению политических явлений, пониманию собственных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе;
- адаптации, выражающей потребность человека в приспособлении к изменяющейся политической среде, условиям осуществления его прав и властных полномочий;
- социализации, характеризующей обретение человеком определенных навыков и свойств, позволяющих ему реализовывать в той или иной системе власти свои гражданские права, политические функции и интересы;
- интеграции (дезинтеграции), обеспечивающей различным группам возможность сосуществования в рамках определенной политической системы, сохранения целосности государства и его взаимоотношений с обществом в целом;
- коммуникации, обеспечивающей взаимодействие всех субъектов и институтов власти на базе использования общепринятых терминов, символов, стереотипов и других средств информации и языка общения.
Многообразные связи политической культуры с различными социальными и политическими процессами предопределяют ее сложное строение и организацию. Разнообразные внутренние структуры политической культуры отображают технологию формирования политического поведения субъектов, этапы становления культурного целого( т.е. политической культуры отдельно взятой страны, региона), наличие разнообразных субкультурных образований и т.д.
Одна из структур раскрывает различные способы ценностной ориентации человека на мировоззренчкским (где он встраивает представления о политике в свою индивидуальную картину мировосприятия), гражданском (где, осознавая возможности органов государственной власти и, в соответствии с этим, собственные возможности защищать свои права и интересы, человек вырабатывает качественно новый уровень понимания своего политического статуса), а также на собственно политическом уровне ценностных представлений (где человек вырабатывает отношение к конкретным формам правления режима, своим союзникам и оппонентам и т.д.).
В целом же наибольшим значением для жизни и политического развития общества обладает субкультура лидеров и элит, определяющая характер исполнения ее носителями специализи- рованных функций по управлению политической системой. В этом смысле наиболее важными элементами данной субкультуры являются способности лидеров и представителей элиты выражать интересы рядовых граждан (и прежде всего не превращать свое общественное положение в способ достижения сугубо индивидуальных целей), их профессиональные управленческие качества, а также те черты и свойства, которые позволяют им приобрести и поддерживать авторитет, убедить общественность во мнении, что занимаемое высокое место во властной иерархии принадлежит им по праву. Г. Алмонд и С.Верба выделили три идеальных "чистых" типа политической культуры: патриархальную, подданническую политические культуры и культуру участия. Патриархальная политическая культура характеризуется ориентацией на местные ценности (ценности клана, племени, рода) и может проявляться в форме местного патриотизма, семейственности, коррупции.(молодые независимые государства) Подданническая политическая культура предполагает пассивное и отстранённое отношение индивида к политической системе. Культура участия отличается политической активностью, вовлечённостью и рациональностью. Граждане стремятся активно воздействовать на политическую культуру, направлять её деятельность с помощью законных средств влияния (выборов, демонстраций и т.д.).