Политическая система общества: структура и функции. Типология политических систем.

Термин «политическая система» часто используется в таких значениях:

· абстрактная модель, отражающая политические явления, вне реальной действительности (например, авторитарная и тоталитарная системы, редко существуют в чистом виде, в основном, в теоретической проекции);

· реальный механизм формирования и функционирования власти в обществе.

 
 
 
 
 
 
Политическая системасостоит из пяти подсистем: институциональной, нормативной, коммуникативной, культурной и функциональной.

1.Институциональная подсистема включает в себя многообразные политические институты: государство, партии, движения, СМИ и др. В общем, они образуют политическую организацию общества. Ключевое место в этой подсистеме занимает государство. Внутри политической системы можно выделять собственно политические организации (государство, политические партии и некоторые общественные объединения) и несобственно политические организации (профсоюзные, кооперативные и иные организации).

2.Нормативная подсистема включает в себя правовые и политические нормы, обычаи и традиции, с помощью которых происходит взаимодействие политических институтов, определяется поведение граждан.

3.Коммуникативная подсистема сводится к политическим отношениям, то есть формам взаимодействия внутри самой системы (взаимодействие власти, общества и индивида) и за ее пределами (взаимодействие системы с другими политическими системами).

4.Культурная подсистема определяется политическими и нравственными принципами (ценностными ориентациями), которые используют личность в процессе политической деятельности (менталитет, религия и т.п.).

5.Функциональная подсистема лежит в основе политического режима (политического порядка). Включает в себя методы реализации власти (насилие, авторитет и т.п.).

Функции политической системы

Функции политических систем многообразны, что вызвано сложностью и многослойностью политической жизни. Выделим следующие из них:

· определение целей и задач общества;

· выработка программ его жизнедеятельности;

· мобилизация ресурсов общества в соответствие с данными интересами;

· контроль за распределением ценностей;

· сглаживание противоречий и преодоление конфликтов

Типы политических систем

Классификация политических систем отличается большим многообразием, основана на значительном числе различных критериев. Единой типологии политических систем не существует:

§ в зависимости от вида политических отношений системы делят на открытые и закрытые;

§ по характеру политического режима определяется авторитарная, тоталитарная и демократическая системы;

§ по типу политической культуры Г. Алмонд разделил политические системы на англо-американскую, континентально-европейскую, доиндустриальную и тоталитарную.

Г. Алмонд выделяет четыре типа политических систем, существующих в современном мире. Это англо-американская, континентально-европейская, доиндустриальная и частично индустриальная, тоталитарная система. Данная типология опирается на различные политические культуры.

1. Англо-американская система характеризуется гомогенной политической культурой. Она гомогенна в том смысле, что политические цели и средства их достижения разделяют практически все. Для данной политической культуры свойственна специализация политических отношений (партий, групп интересов и др.) на выполнении особых функций. Власть и влияние внутри политической системы разделены, структура ролей в этой группе политических систем глубоко дифференцирована, четко выражена, организована и бюрократизирована. (США, Англия, Канада, Австралия).

2. Континентально-европейскиесистемы отличаются фрагментарностью политической культуры, имеющей в целом общие корни и общее наследие. Для них характерно сосуществование старых и новых культур. Политические системы такого типа существуют прежде всего во Франции, Германии, Италии. Страны Скандинавии и Бельгии занимают промежуточное положение между континентально-европейской и англо-американской системами.

3. Доиндустриальные и частично индустриальныеполитические системы имеют смешанную политическую культуру. Трудности коммуникации и координации, резко расходящиеся политические ориентации, слабая степень диверсификации ролей всех звеньев системы порождают необходимость в применении насилия. (Азия, Африка, Латинская Америка).

4. Политические системы тоталитарного типа. Тоталитарная политическая культура создает принудительный тип политической активности. В ней отсутствуют добровольные объединения, а политическая коммуникация контролируется монолитной партией. (Фашистская Италия, франкистская Испания, нацистская Германия, блок бывших социалистических стран).

Небезынтересна позиция Ж. Блонделя, который делит политические системы мира на пять категорий, отталкиваясь от ставшего почти традиционным деления политических систем в зависимости от политического режима: 1) либеральные демократии с опорой на либерализм в принятии решений; 2) коммунистические системы с приоритетом равенства социальных благ и пренебрежением к либеральным средствам его достижения; 3) традиционное государство, обычно управляемое олигархией и консервативное по своему характеру, поскольку распределение социальных и экономических благ, как правило, весьма неравномерно; 4) популистские системы, сложившиеся в развивающихся странах в послевоенные годы и стремящиеся к большому равенству в области экономических и социальных благ. Они в известной степени авторитарны, так как для достижения большего равенства порой требуются авторитарные средства; 5) авторитарно-консервативная система,характерной чертой которой является проведение активной внешней политики по сохранению сложившегося неравенства, противостоящая углублению равенства и политического участия.

Как мы видим, типология политических систем весьма разнообразна, обусловлено это, несомненно, многообразием политического мира. Сложность политических систем такова, что ни один, взятый в отдельности подход или метод, не является достаточным, чтобы дать нам более или менее полную картину. Лишь взятые в совокупности, проанализированные синкретично (во взаимосвязи), модели политических систем могут адекватно отразить существующую политическую ситуацию.

Наши рекомендации