Понятие экономической политики и государственного регулирования экономики. Роль общественного сектора в экономике.

Политика — это управленческая деятельность государст­венных и общественных органов, которая ставит перед со­бой общезначимые цели. Последние сочетаются со стремле­нием удержать или завоевать власть.Политика в широком смысле включает разные аспекты дея­тельности (оборону, социальную поддержку, экологию и др.), однако именно экономическая политика занимает среди них ключевое положение. Экономическая политика — это по­ведение государства в экономике, она призвана обозначить и ясно выразить совокупную волю общества; она находит свое воплощение в решениях и действиях правительства; может корректировать экономические процессы.

В качестве перспективной модели развития экономики наше государство избрало социально ориентированную рыночную экономику. Модель социально ориентированной рыночной экономики в ее завершенном виде - это такая экономика, которая позволяет сочетать свободную частную инициативу, конкуренцию, с активной ролью государства, эффективность с высоким уровнем социальной защиты населения.

Белорусская модель экономической политики включает в себя как традиционные принципы функционирования рыночной экономики, так и специфические черты, которые отражают историю страны, традиции народа, его менталитет с преобладанием таких черт, как коллективизм и взаимопомощь, социальная справедливость.

Важнейшими чертами экономической политики Республики Беларусь являются следующие:

· сильная и эффективная государственная власть, обеспечивающая политическую стабильность, безопасность, социальную справедливость и общественный порядок;

· развитие частного сектора в сочетании с государственным и не в ущерб национальным интересам;

· приватизация, выступающая не как самоцель, а как средство найти заинтересованного инвестора, создать эффективного собственника;

· интеграция с Россией и другими странами СНГ, прежде всего в экономической сфере;

· сильная социальная политика государства, инвестиции в здоровье, образование, профессиональное и культурное развитие личности, а также адресная социальная помощь.

Стратегической целью устойчивого социально-экономического развития Рес­публики Беларусь является приближение благосостояния белорусского народа к уров­ню экономически развитых европейских государств на основе инновационно-струк­турного технологического обновления и повышения конкурентоспособности наци­ональной экономики при сохранении окружающей природной среды для нынеш­них и будущих поколений. Эта цель учи­тывает новые, качественные характеристи­ки триады устойчивого развития «человек-экономика-природа», где человек выступа­ет не только как цель развития, носитель новых знаний, генератор новых идей, но одновременно и как важнейшая движущая сила, воплощающая их в инновации, где экономика индустриального типа трансфор­мируется в экономику знаний, базирующу­юся на новейших информационных техно­логиях, технологических укладах V и VI поколений, а рациональное использование и сохранение окружающей природной сре­ды рассматривается как средство выжива­ния и дальнейшего развития современных и будущих цивилизаций.

Главные пути достижения цели – переход на инновационное развитие наци­ональной экономики, модернизация ее на базе современных технологий и техники, повышение уровня конкурентоспособнос­ти на основе максимального использования имеющихся и потенциальных конкурентных преимуществ страны - выгодного эко­номико-географического положения; разви­той системы транспортных коммуникаций и производственной инфраструктуры; вы­сокого качества человеческого капитала; макроэкономической стабильности; разви­того научно-технического потенциала и многоотраслевого промышленного комплек­са; значительных земельных, водных и лес­ных ресурсов, наличия ряда полезных ис­копаемых (калийных солей, цементного и другого сырья для промышленности стро­ительных материалов) и культурно-истори­ческих ценностей.

Повышение конкурентоспособности экономики Беларуси во многом будет за­висеть также от наращивания таких укруп­ненных слагаемых конкурентоспособности, которые определяются Всемирным эконо­мическим форумом (ВЭФ), как качество общественных институтов (институцио­нальная среда); эффективность рынков то­варов и услуг, рынка труда; развитость фи­нансового рынка; оснащенность новыми технологиями; конкурентоспособность биз­неса.

Основные принципы реализации - вза­имосвязанное, согласованное развитие со­циальной, экономической и экологической сфер деятельности, обеспечение качествен­ного экономического роста, эффективное использование всех видов ресурсов, сни­жение энергоемкости ВВП и материалоем­кости производства, концентрация ресур­сов на приоритетных направлениях устой­чивого развития.

Общественный сектор охватывает ту часть национальной экономики, за которую ответственность несет правительство. Экономисты изучают деятельность общественного сектора потому, что решения правительства оказывают влияние на жизнь людей и организаций.

Наиболее ощутимое воздействие порождают решения, относящиеся к общественным расходам, налогам и различным правилам ведения бизнеса. От этих решений зависит благосостояние общества. Рассмотрим коротко вопросы, которыми занимается общественный сектор.

Прежде всего, ответим на вопрос: зачем нужен общественный сектор?

Рыночный механизм не может выполнить всех тех функций национальной экономики, которые призваны обеспечить эффективное и справедливое распределение ресурсов. Назовем основные функции, ради которых существует общественный сектор.

1. Поддерживать конкуренцию. Ценовая система ведет к эффективному распределению ресурсов только при условии, что существует конкуренция и на рынке ресурсов, и на рынке готовых товаров. Это значит, что надо создавать максимально благоприятные условия для открытия фирмами производств, для того чтобы у фирм была полная информация о ценах и возможностях прибыльной деятельности. Для того чтобы поддерживать конкуренцию и защититься от возможной власти монополий, правительство может устанавливать специальные правила ведения бизнеса, использовать такие средства, как налоги и субсидии.

2. Обеспечивать снабжение товарами, которое не осуществляется в нужных пропорциях частным сектором. Даже если работают рынки с совершенной конкуренцией, есть определенные виды товаров, поставка которых в удовлетворительных количествах не может гарантироваться частными фирмами. Например, если бы естественные монополии находились целиком в руках частного сектора, то нельзя было бы гарантировать снабжение населения водой, газом, электроэнергией.

3. Решать проблемы, порождаемые внешними факторами. Частный сектор не принимает по своей инициативе достаточных мер для борьбы с такими факторами, как шум или загрязнение. Он не в полной мере учитывает вредное воздействие своих производств на других членов общества или на будущие поколения.

4. Защищать права продавцов и покупателей. Частный сектор не занимается защитой прав продавцов и покупателей и не устанавливает соответствующих правил взаимодействия между ними.

5. Распределять доходы и богатство. Достижение максимально достижимого уровня благосостояния общества является задачей правительства. Для решения этой задачи оно может принимать решения по справедливому распределению доходов и богатства.

6. Способствовать достижению макроэкономических целей. Вмешательство правительства в рыночную экономику требуется и в тех случаях, когда функционирование рынка может привести к высокому уровню безработицы, к недопустимой инфляции, к нарушению платежного баланса страны.

Главная задача правительства заключается в достижении максимального уровня общественного благосостояния. Для решения этой задачи правительство должно оказывать влияние на размещение ресурсов в разных секторах экономики и на распределение ресурсов между людьми.

Наши рекомендации