Понятие экономической политики и государственного регулирования экономики. Роль общественного сектора в экономике.
В качестве перспективной модели развития экономики наше государство избрало социально ориентированную рыночную экономику. Модель социально ориентированной рыночной экономики в ее завершенном виде - это такая экономика, которая позволяет сочетать свободную частную инициативу, конкуренцию, с активной ролью государства, эффективность с высоким уровнем социальной защиты населения.
Белорусская модель экономической политики включает в себя как традиционные принципы функционирования рыночной экономики, так и специфические черты, которые отражают историю страны, традиции народа, его менталитет с преобладанием таких черт, как коллективизм и взаимопомощь, социальная справедливость.
Важнейшими чертами экономической политики Республики Беларусь являются следующие:
· сильная и эффективная государственная власть, обеспечивающая политическую стабильность, безопасность, социальную справедливость и общественный порядок;
· развитие частного сектора в сочетании с государственным и не в ущерб национальным интересам;
· приватизация, выступающая не как самоцель, а как средство найти заинтересованного инвестора, создать эффективного собственника;
· интеграция с Россией и другими странами СНГ, прежде всего в экономической сфере;
· сильная социальная политика государства, инвестиции в здоровье, образование, профессиональное и культурное развитие личности, а также адресная социальная помощь.
Стратегической целью устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь является приближение благосостояния белорусского народа к уровню экономически развитых европейских государств на основе инновационно-структурного технологического обновления и повышения конкурентоспособности национальной экономики при сохранении окружающей природной среды для нынешних и будущих поколений. Эта цель учитывает новые, качественные характеристики триады устойчивого развития «человек-экономика-природа», где человек выступает не только как цель развития, носитель новых знаний, генератор новых идей, но одновременно и как важнейшая движущая сила, воплощающая их в инновации, где экономика индустриального типа трансформируется в экономику знаний, базирующуюся на новейших информационных технологиях, технологических укладах V и VI поколений, а рациональное использование и сохранение окружающей природной среды рассматривается как средство выживания и дальнейшего развития современных и будущих цивилизаций.
Главные пути достижения цели – переход на инновационное развитие национальной экономики, модернизация ее на базе современных технологий и техники, повышение уровня конкурентоспособности на основе максимального использования имеющихся и потенциальных конкурентных преимуществ страны - выгодного экономико-географического положения; развитой системы транспортных коммуникаций и производственной инфраструктуры; высокого качества человеческого капитала; макроэкономической стабильности; развитого научно-технического потенциала и многоотраслевого промышленного комплекса; значительных земельных, водных и лесных ресурсов, наличия ряда полезных ископаемых (калийных солей, цементного и другого сырья для промышленности строительных материалов) и культурно-исторических ценностей.
Повышение конкурентоспособности экономики Беларуси во многом будет зависеть также от наращивания таких укрупненных слагаемых конкурентоспособности, которые определяются Всемирным экономическим форумом (ВЭФ), как качество общественных институтов (институциональная среда); эффективность рынков товаров и услуг, рынка труда; развитость финансового рынка; оснащенность новыми технологиями; конкурентоспособность бизнеса.
Основные принципы реализации - взаимосвязанное, согласованное развитие социальной, экономической и экологической сфер деятельности, обеспечение качественного экономического роста, эффективное использование всех видов ресурсов, снижение энергоемкости ВВП и материалоемкости производства, концентрация ресурсов на приоритетных направлениях устойчивого развития.
Общественный сектор охватывает ту часть национальной экономики, за которую ответственность несет правительство. Экономисты изучают деятельность общественного сектора потому, что решения правительства оказывают влияние на жизнь людей и организаций.
Наиболее ощутимое воздействие порождают решения, относящиеся к общественным расходам, налогам и различным правилам ведения бизнеса. От этих решений зависит благосостояние общества. Рассмотрим коротко вопросы, которыми занимается общественный сектор.
Прежде всего, ответим на вопрос: зачем нужен общественный сектор?
Рыночный механизм не может выполнить всех тех функций национальной экономики, которые призваны обеспечить эффективное и справедливое распределение ресурсов. Назовем основные функции, ради которых существует общественный сектор.
1. Поддерживать конкуренцию. Ценовая система ведет к эффективному распределению ресурсов только при условии, что существует конкуренция и на рынке ресурсов, и на рынке готовых товаров. Это значит, что надо создавать максимально благоприятные условия для открытия фирмами производств, для того чтобы у фирм была полная информация о ценах и возможностях прибыльной деятельности. Для того чтобы поддерживать конкуренцию и защититься от возможной власти монополий, правительство может устанавливать специальные правила ведения бизнеса, использовать такие средства, как налоги и субсидии.
2. Обеспечивать снабжение товарами, которое не осуществляется в нужных пропорциях частным сектором. Даже если работают рынки с совершенной конкуренцией, есть определенные виды товаров, поставка которых в удовлетворительных количествах не может гарантироваться частными фирмами. Например, если бы естественные монополии находились целиком в руках частного сектора, то нельзя было бы гарантировать снабжение населения водой, газом, электроэнергией.
3. Решать проблемы, порождаемые внешними факторами. Частный сектор не принимает по своей инициативе достаточных мер для борьбы с такими факторами, как шум или загрязнение. Он не в полной мере учитывает вредное воздействие своих производств на других членов общества или на будущие поколения.
4. Защищать права продавцов и покупателей. Частный сектор не занимается защитой прав продавцов и покупателей и не устанавливает соответствующих правил взаимодействия между ними.
5. Распределять доходы и богатство. Достижение максимально достижимого уровня благосостояния общества является задачей правительства. Для решения этой задачи оно может принимать решения по справедливому распределению доходов и богатства.
6. Способствовать достижению макроэкономических целей. Вмешательство правительства в рыночную экономику требуется и в тех случаях, когда функционирование рынка может привести к высокому уровню безработицы, к недопустимой инфляции, к нарушению платежного баланса страны.
Главная задача правительства заключается в достижении максимального уровня общественного благосостояния. Для решения этой задачи правительство должно оказывать влияние на размещение ресурсов в разных секторах экономики и на распределение ресурсов между людьми.