Предпосылки возникновения гражданского общества

Исторически гражданское общество пришло на смену традиционно­му, сословно-кастовому. При сословном строе государство практически совпадало с имущими классами и было обособлено от основной массы населения. В традиционных обществах древнего мира и средних веков социальное неравенство было выражено и закреплено в праве: господ­ствующая социальная группа была организована в государство, поддержи­вавшее сословные границы и охранявшее привилегии высших сословий, от имени которых и осуществлялась власть. В сословных обществах госу­дарство регламентировало многие стороны экономической, хозяйствен­ной, бытовой, религиозной, духовной жизни. Однако феодальная сослов­ная система не была абсолютно чуждой природе гражданского общества. Несмотря на то что политическим выражением средневекового способа производства являлись привилегии, неравное для каждого из феодальных сословий право, сословный социальный порядок позволяли обществу сохранять определенную независимость от государства.

На смену вертикальным феодальным структурам, открыто выражав­шим и закреплявшим социальное неравенство, пришли преимуществен­но горизонтальные невластные связи, основанные на юридическом равен­стве и договорных началах свободных личностей.

Гражданское общество по сути своей является буржуазным. Его осно­вой является юридически свободный индивид. Обособление гражданского общества от государства происходило в процессе ликвидации сословного неравенства и разгосударствления общественных отношений.

Начало данному процессу положило формирование представительно­го государства, выступающего от имени всего населения. Для этого необ­ходимо было законодательное признание юридического равенства людей на основе наделения их правами и свободами. Замена сословного нера­венства всеобщим юридическим равенством определила качественно но­вое социальное положение личности. Теперь индивиды независимо от их социального происхождения и имущественного положения были призна­ны равными и полноправными участниками общественной жизни, наде­ленными свободной волей.

Обособление общества от всепроникающей власти государства происхо­дило в ходе конфликта государства и общества, который разрешился в ходе европейских революций XVII - XVIII вв. и последующих реформ. Этот кон­фликт был следствием естественноисторического перехода от абсолютистс­ких властных систем к конституционным, представительным. Сам же пере­ход отражал формирование новых социально-экономических, политических и культурных реальностей. Они были вызваны к жизни товарно-денежными отношениями, промышленной революцией, появлением слоя самостоятельных товаропроизводителей, кризисом легитимности абсолю­тистских режимов, секуляризацией (освобождением от церковного влия­ния) индивидуального и массового сознания, возникновением политичес­ких партий, которые стали важным каналом трансляции разнородных интересов различных групп.

Реальное функционирование гражданского общества началось с приня­тия биллей о правах в Англии и США и Декларации прав человека и граж­данина во Франции. Конечно, юридическое равенство не предполагает фактического равенства, оно означает всего лишь равенство возможнос­тей. Однако это создало условия для проявления талантов, способностей и инициативы личности.

Свобода человека органически связана с его материальным благопо­лучием, наличием собственности, свободой частного предпринимательст­ва. А частная собственность является не только экономической основой гражданского общества, но и фактором политического, нравственного и культурного прогресса.

Значение института частной собственности в формировании гражданского самосознания человека, в становлении гражданского общества раскрыл русский философ И.А. Ильин. Он полагал, что частная собственность со­ответствует индивидуальному способу бытия, который дан человеку от природы. Кроме этого, она развязывает хозяйственную предприимчи­вость и личную инициативу; дает собственнику чувство уверенности; научает человека творчески относиться к труду и любить Родину; закреп­ляет его оседлость, без которой невозможна культура; единит семью, вовлекая ее в отношения собственности; питает государственный инстинкт человека; пробуждает и воспитывает в человеке правосознание; взращи­вает в нем чувство гражданской самостоятельности; развивает правиль­ный подход к политической свободе.

Итак, главным признаком и основой гражданского общества является законодательное закрепление юридического равенства людей на основе наделения их правами и свободами. Критерием же зрелости гражданского общества служит степень реализации и гарантий прав человека и гражда­нина со стороны государства. Автономность личности от общества способ­ствует созданию механизмов саморегуляции и саморазвития, формирова­нию сферы невластных отношений свободных индивидов, обладающих способностью и реальной возможностью осуществлять свои естественные права, свободу политического выбора, а также выступать в качестве единственно законного источника власти.

Наши рекомендации