Как формируется социальный институт?
В целях совместного удовлетворения общезначимой потребности, в социальных группах стремятся найти приемлемые способы. Метода проб и ошибок происходит отбор тех стандартов имоделей поведении, которые в большей мере способствуют эффективному осуществлению социальной потребности.
Например, выбор партнера (по потенциальному браку) происходит путем назначения свидания, которое является элементом института ухаживания. Образцы поведения мужчины женщины в рамках данного института первоначально поддерживались силой общественного мнения, а затем в результата многократного повторения стали обычаем, традицией.
На этой основе формируется система санкций. Таким образом, происходит образование социального института, то есть процесс институционализации. Его содержанием является формирование устойчивых, регулярных, самообновляющихся иупорядоченных социальных связей. Институционализацияпредставляет собой процесс выработки и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения определенной общественной потребности. В процессе институционализации происходит мена спонтанного, хаотичного, спорадичного поведения на предсказуемое, которое ожидается, регулируется.
Российский социолог С. С. Фролов выделяет в процессе институционализации 7 стадий:
1) возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;
2) формирование общих целей членов социальной группы;
3) формирование социальных норм и правил в ходе стихийного соци-ильноГО взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;
4) появление процедур (стандартизированных образцов поведения), пшзанных с нормами и правилами;
5) институционализация норм, правил и процедур, то есть их приня-ше, практическое применение;
6) установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференциация их применения в отдельных случаях;
7) создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института и посредством которых их поведение регулируется в определенных рамках.
Итогом процесса институционализации является создание в соответствии с нормами и правилами четкой статусноролевой структуры, социально одобряемой большинством участниковэтого социального процесса.
Эффективность функционирования социальных институтов предполагает наличие ряда условий. Прежде всего, необходимо четкое определение целей иобъема функций, реализуемых каждым социальным институтом во избежание конфликтов, которые могут быть обусловлены дублированием несколькими институтами одних и тех же компетенций и полномочий.
Кроме этого, функционирование любого института должно быть деперсонифицировано, то есть быть независимым от личных интересов тех людей, которые выполняют данные институциональные роли. Институциональная роль- это наиболее постоянная в данном институте совокупность поведенческих ожиданий, отступление от которых наиболее жестко наказывается. (Например, монархи вынуждены действовать в рамках институциональных ролей, иначе даже они могут потерять доверие населения.) Благодаря устойчивости институциональных ролей происходит выравнивание индивидуальных различий при их исполнении. Так, один профессор умен и инициатинен, а другой - глуп и пассивен, однако в рамках институциональных ролей (чтение лекций, проведение семинаров, прием экзаменов) индивидуальные различия в известной мере сглаживаются ролевыми требованиями.
Наряду с этим, эффективность социального института в немалой степени зависит от его общественного признания, возможности повышения своего влияния и престижа в глазах всей социальной группы. Например, институт политических партий в современной России не пользуется общественным признанием в силу их направленности на решение не обще-шачимых, а групповых, часто личных интересов их лидеров.
Лекция №7
Религия в современном обществе
Понятие религии
Присутствие религии так очевидно в нашей жизни, что вряд ли найдется человек, которому незнакомо этот слово. Проявления религии встречаются повсюду. Это - устремленные в небо купола церквей и шенки минаретов, и малиновый перезвон колоколов, и торжественны духовные песнопения и немеркнущая красота икон и т. д.
Однако значительно сложнее определить, что такое религия. Впервые это слово возникло у древних римлян. Им обозначали все, что было связан с почитанием богов. По разъяснениям Цицерона (106 - 43 гг. до н. э.), известного римского оратора и философа, слово "религия" означает "относится с особым почтением". Иногда его производят от другого лат. глагола religare. И тогда оно приобретает несколько иной смысл. Religare означает - "связывать", "соединять" (бога и человека, священное и мирское).
Понятие религии также неоднозначно. Обычно религия воспринимается, во-первых, как особая область, связанная с духовной жизнью людей отраженная в душе человека. Во-вторых, религия понимается как определенная картина мира - целый набор представлений о причинах возникновения и природе Вселенной (вероучение). В-третьих, религия трактует как комплекс ритуалов, обрядов, традиций (культ). В-четвертых, к религий относят и сообщества людей, придерживающихся той или иной религиозной традиции (церкви, конфессии, деноминации).
Глубинная суть религии связана с духовной жизнью человека, с вечным человеческим стремлением максимального раскрытия внутреннего потенциала. В науке нет единства мнений о сущности религии и ее происхождении.
Одна из точек зрения была высказана в конце XIX в. американским философом Вильямом Джеймсом, который определил религию как "есть видимого положения вещей с невидимым". Ни одна религия не могла существовать без "невидимого", то есть сверхъестественной, священно Силы, лежащей в основе всего существующего мира. Вера в реальность такой Силы, стремление познать Ее и обрести связь с этой таинственной неведомой областью - это главное в религии.
Другая концепция исходит из того, что религия является порождением человеческих инстинктов, особой формой реагирования организма на окружающую среду. Французский социолог Э. Дюркгейм относил к религии общественные идеи, представления и верования, которые носят обязательный характер для всех членов общества и тем самым связывают индивида с обществом, подчиняют его последнему. Зигмунд Фрейд с позиций психоанализа определил религию как коллективный невроз навязчивости, как массовую иллюзию, в основе которой лежит неудовлетворительное вытеснение бессознательных влечений.
Еще ранее немецкий философ Людвиг Фейербах рассматривал религию как отражение человеческого бытия. Он считал, что не Бог создал человека, а человек создал Бога в своем воображении по своему образу и подобию. Марксистская философия считает, что религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, - отражением, в котором земные силы принимают форму неземных. Эта философия подчеркивает социальные причины существования религии.
Современный американский социолог Герхард Ленски определяет религию как "систему верований о сущности сил, которые управляют в конечном счете судьбой человека, и связанных с ними ритуалов, исполняемых членами определенной группы".
Богословы же в вопросе о происхождении религии опираются на Священные Писания. Так, в Библии, священной книге христиан, в первой , книге Моисеевой "Бытие" дается следующее представление о сотворении мира и человека.
Структура религии
В содержании религии американский социолог Рональд Джонст< выделяет следующие элементы: 1) группа верующих; 2) понятие священного; 3) совокупность верований; 4) ритуалы; 5) представления о npai ном образе жизни (заповеди).
Существуют и иные точки зрения. Так, большинство исследователей выделяют три основных элемента:
- религиозное сознание;
- религиозный культ;
- религиозные организации.
Религиозноесознание - система верований, чувств, представлений, держанием которой является вера в сверхъестественное. Верующий убежден, что сверхъестественное не просто существует, оно может повлиять на его жизнь и судьбу. Поэтому он эмоционально переживает свое отношение к сверхъестественному, верит, что с помощью особых действ можно оказать положительное влияние на него, "задобрить" его. Так» образом, религиозная вера предполагает, что существуют особые отношения между человеком и сверхъестественным, которые реализуют верующими в культовых действиях.
Религиозное сознание включает в себя религиозную психологию религиозную идеологию.
Религиозная психология - это совокупность религиозных представлений, чувств, настроений, привычек, традиций, присущих верующим, которые формируются под воздействием носителей религиозного сознании всего окружения, связанного с религией. Религиозные представления чувства неразрывно связаны с практической деятельностью верующих выступают в качестве побудительного мотива их поступков.
Религиозная идеология - это система религиозных идей, разработкой пропагандой которых занимаются религиозные организации в лице профессиональных богословов и служителей культа. В современных развит религиях в состав религиозной идеологии входят теология, различные лигиозно-философские учения, социальные теории и т. д. Центральная часть религиозной идеологии - теология (от греч. Теос - бог, и логос - уч ние), или богословие. Теология включает в себя систему богослове; дисциплин, излагающих и обосновывающих отдельные стороны вероуч ения. Основа теологии - священные книги, содержанием которых является совококупность "богооткровенных истин". Большинство теологических систем одержит доказательства бытия Бога, характеристику его качеств и отношений с миром, обоснование истинности религиозной догматики, "богоданности" нравственных, бытовых и ритуальных предписаний данной религии.
Вторым элементом религии является культ - совокупность символических действий, с помощью которых верующие пытаются повлиять на воображаемые сверхъестественные или реально существующие объекты, культу относятся все виды действий, связанные с религиозно-мистичесими представлениями: обряды, таинства, ритуалы, жертвоприношения, богослужения, мистерии, посты, молитвы. Этому служат материальные предметы - храмы, святилища, священные реликвии, утварь, одеяния.
Роль культа в любой религии исключительно велика. С помощью культа, религиозные организации в доступной, чувственно-конкретной форме доводят религиозные идеи до сознания верующих. Посещение религиозных служб и молитвенных собраний, неукоснительное соблюдение многочисленных предписаний и запретов призваны не только пришить человека к религии, но и постоянно возобновлять и укреплять у его религиозное мироощущение.
Третьим компонентом религии выступают религиозные организации, представляющие собой объединения последователей той или иной религии и возникающие на основе общности верований и обрядов. Функции религиозных организаций состоят в удовлетворении религиозных потребностей верующих, регулировании культовой деятельности, обеспечеии устойчивости и целостности объединения. Особое значение приобретают религиозные организации в монотеистических религиях, как, например, в христианстве, исламе, буддизме.
Основной формой религиозных организаций является церковь. Церковь - автономный, строго централизованный институт, обслуживаемый профессиональными священнослужителями. Церковь является проводником фиксируемой системы вероучения и культа; ей присущи иерархичесий принцип управления, деление на клир, то есть получивших специальную подготовку профессиональных служителей культа, и мирян. Другой формой выступают секты - объединения верующих, противопоставивших себя господствующему религиозному течению. Секту отличает ряд устойчивых отличительных признаков: претензии на то, что она существует лишь для избранных; отсутствие жесткого деления на клир и мирян; сознательное вступление в общину; активная миссионерская деятельность. На определенном этапе развития секта может превратиться в церковь и промежуточную организацию, имеющую черты как секты, так и церкви. В современной социологии религии промежуточная форма религиозных организаций получила название "деноминация".