Причины возникновения и существования религии

Среди факторов, которые обусловили появление религии, можно вы­делить социальные предпосылки.Одни из них связаны с отношением людей к природе, другие - с отношениями между людьми.

Отношение людей к природеопосредованно имеющимися средствам» орудиями труда. Чем менее они развиты, тем слабее человек перед природой, тем больше над ним господство природных сил. Слишком ограниченными средствами обладал первобытный человек для воздействия на окружающий мир. Будучи не в состоянии получить желаемый результат реальными средствами, он прибегал к мнимым средствам.

Английский этнограф Б. Малиновский, исследовавший племена Меланезии (островов, находящихся в Океании) , заметил, что магия предваряет и сопровождает те виды островитян, где нет уверенности в результатах и большую роль играет случай. Магия в таких случаях выступала заменитель реального воздействия человека на природу.

В более поздние эпохи отношения между людьмипродолжали складываться стихийно. В этом случае законы развития общества выступают неведомые стихийные силы, определяющие судьбы людей. Причины общественных явлений в сознании людей кажутся загадочными, сверхъ естественными и мистифицируются. Все это послужило предпосылкой явления религии.

Гносеологические причины- это предпосылки, возможности формирования религиозных верований, возникающие в процессе познания человеком закономерностей природных явлений. Появление у человека возможности мыслить абстрактно, то есть вычленять в мышлении общ существенное и необходимое, отвлекаясь от единичного, несущественного и случайного, способствовало развитию теоретического познания. Способность вычленить общее и существенное в мышлении и фиксировать их в языке позволяет познать мир глубже, точнее, полнее. Одна она же создает также возможность превращения общих понятий в некие "самостоятельные сущности", которые рассматриваются как существующие вне и независимо от материального мира.

Психологические причинывозникновения и воспроизводства религии обусловлены зависимостью религиозных верований от эмоционально состояния людей, их настроений, переживаний и т. п. Постоянные и настойчивые отрицательные эмоции, в том числе неуверенность и страх, повторяющиеся переживания могут создать благоприятную почву приобщения индивида к религии. Помимо страха и неуверенности в такую же почву для религии создают другие отрицательные эмоции чувства горя, скорби, одиночества. Постоянное накопление отрицательных эмоций при отсутствии реальных возможностей устранить их источник ведет к тому, что человек ищет средства избавления от отрицательных переживаний, в том числе в религии.

Функции религии

Религия выполняет в обществе ряд функций. Одна из наиболее важных функций - иллюзорно-компенсаторная.Религия выполняет роль иллюзорного компенсатора из-за слабости человека, его бессилия. Будучи не в силах решить жизненные проблемы человек переносит их решение в мир иллюзий. Проблемы, кото­рые не решаются в этом мире, религия обещает компенсировать, восполнить их решение в иллюзорном потустороннем мире. Для этого дос-таточноблагопристойного по отношению к ней поведения, исполнения предписываемых религией установлений.

Важное значение имеет мировоззренческаяфункция религии. Специфически отражая действительность, она создает свою картину мироустройства и соответственно мотивирует поведение верующего, его ориентацию в мире.

Не менее существенной является регулятивнаяфункция религии, со­стоящая в установлении норм поведения, которые определяют поведение верующих в семье, быту, обществе на основе разработанных предписаний.

Формы верований

Развитие религий происходило вместе с эволюцией общества, в процессе которой примитивные верования сменялись более совершенными.

Первобытными верованиями выступали фетишизм, тотемизм, магия, анимизм:

фетишизм - почитание различных объектов действительности, которым предписывались сверхъестественные свойства, способность помогать, исцелять, предохранять от врагов. Фетишом может быть любой предмет; тотемизм - вера в существование сверхъестественной связи, родства между группой людей и каким-то видом животных или растений. То­темизм связан с охотой и собирательством;

магия - совокупность верований и обрядов, в основе которых лежит вера в возможность воздействия на людей, а также на предметы и яв­ления окружающего мира сверхъестественным путем, используя раз­нообразные приемы: заклинания, ритуальные пляски, молитвы, при­вораживания и т. п.;

анимизм - вера в духовные сущности, заключенные в предметах или существующие отдельно от них.

Первобытный человек еще не отделял себя от природы и придавал всем объектам и явлениям те же свойства, которыми обладал сам.

В 325 г. в г. Никее под председательством императора Константина состоялся Первый Вселенский собор христианских церквей, на котором христианство было провозглашено официальной религией Римской им­перии. Поскольку в то время Римская империя представляла собой сложный организм, стремящийся к децентрализации, то соответственно и христианство вынуждено было приспосабливаться к сложившимся со­циальным отношениям и традициям каждой провинции. Следствием создавшихся условий было появления первых 4 автокефальных (само­стоятельных) церквей: Константинопольской, Александрийской, Анти-охийской и Иерусалимской. В настоящее время автокефальных церквей 15, что свидетельствует о том, что христианство никогда не было единым монолитным течением.

В 1054 г. произошел раскол в христианстве между Восточной церковью, которая стала называться Православной, и Западной, которая именуется Римско-католической. В XVI в. от католицизма отделяется нов ветвь в христианстве - протестантизм в его разновидностях: лютеранство, кальвинизм, англиканство и др.

На Руси Православие введено киевским князем Владимиром в 988 Окончательное оформление Русская Православная Церковь получает при Ярославе Мудром (1019 - 1054), когда была создана Киевская митрополия в| главе с митрополитом Леонтием. При Ярославе был заложен собор Свят Софии в Киеве и основан Киево-Печерский монастырь (1051).

Церковь делилась на епархии (Киевскую, Новгородскую, Чернигов скую, Ростовскую, Владимирскую и др.) - церковные области, возглявляемые епископами. Границы епархий совпадали с границами княжеств. В Киеве располагался центр управления церковью во главе с митрополитом, который назначался и утверждался по представлению русских константинопольским патриархом. И только новгородского митрополита выбирало вече в сане архиепископа.

После разорения Киева татаро-монголами киевский митрополит пер ехал на жительство в город Владимир. При Иване Калите (1325 - 1340) церковный центр во главе с митрополитом Петром был перенесен в Москву.

В 1448 г. великий князь Василий Васильевич созвал в Москву на с<] бор епископов Русской земли. Главой церкви был избран митрополит» рязанский Иона с титулом "митрополит Московский и всея Руси". С этого времени Русская Православная Церковь обрела независимость от константинопольского патриарха и значительно укрепилось Русское государство: оно освободилось от татаро-монгольского ига, ушла в прошлое сия тема удельных княжеств, покорились царства Казанское и Астраханское В 1589 г. по инициативе царе Федора Иоанновича и с согласия константинопольского патриарха и восточных патриархов главе Русской Православной Церкви был присвоен титул патриарха Московского и во Руси. Первым патриархом стал митрополит Московский Иова.

На протяжении тысячелетней истории в Русской Православной Церкви как в живом организме постоянно происходили изменения, связанна с потрясениями в обществе. Так, Петр I в 1721 г. заменил единоличное управление патриарха. Был учрежден постоянный духовный собор - Духовная Коллегия, которая затем стала называться Святейшим Синодом.|

Поместный Собор Русской Православной Церкви, состоявшийся 1917 - 1918 гг., совпал с революционным процессом в России. Он установил патриаршество. Патриархом был избран Тихон. В настоящее время Патриархом всея Руси является митрополит Алексий II.

Возникновение государств потребовало новых типов религий. Появились национально-государственные религии, которые отражали социальные, политические и другие отношения, сложившиеся в древних государств. С укреплением государств многие народы переходили от многобожия единобожию. Как правило, единобожие характеризуется поклонение главному божеству, наряду с которым действуют другие сверхъестествен­ные силы - ангелы, архангелы, демоны и пр.

Более совершенными, а потому и наиболее распространенными оказались три мировые религии: буддизм, христианство и ислам. Главной их особенностью, позволившей перешагнуть рамки одной нации, является космополитизм. Эти религии обращены ко всем народам, в них упрощен культ, отсутствует национальная специфика.

Современные мировые религии

В современном мире, по данным американского института Гэллапа, в бога веруют 95% жителей Африки, 96 - Латинской Америки, 94 - США, 89 - Азии, 78% - Западной Европы. Они исповедуют мировые религии -буддизм, христианство, ислам.

Буддизм - одна из первых мировых религий. Он возник в VI - V вв. до к э. в Индии. Впоследствии, видоизменяясь, распространился среди наро­дов Центральной и Юго-Восточной Азии, Дальнего Востока. На территории России буддизм исповедуют буряты, калмыки, монголы, тувинцы.

Основателем буддизма признан сын индийского царя по имени Сиддартха из рода Гаутамы, которого после смерти стали называть Будда (просветленный, достигший мудрости). Основные положения этого веро­учения изложены в каноническом сборнике "Типитака". Буддийский пантеон насчитывает тысячи будд, святых, бодхисатв (существ, достиг­ших спасения, но продолжающих принимать участие в спасении людей), "югов местных старых религий, ангелов, демонов, а также главного бога [брахманизма - Брахму. Все боги делятся на добрых и злых.

По учению буддизма, все в мире является следствием бесконечного движения "дхарм", духовно-материальных частиц. Различные их комбинации создают предметы, животных, человека, а распад ведет к смерти, после которой создаются новые комбинации и происходит перерожде­ние. Перерождение зависит от хороших или плохих поступков в жизни. Процесс перерождения называется "колесом жизни", или сансарой. Конечной целью добродетельной жизни является слияние с Буддой, погружение в нирвану (сверхбытие), то есть преодоление всех желаний и страстей, разрыв в цепи перерождений, прекращение перевоплощений, абсолютный ненарушимый покой.

Буддизм распространен в виде хинаяны - наиболее древней формы, и махаяны, получившей распространение за пределами Индии: хинаяна - узкая колесница, узкий путь спасения, принципом которого является отказ от участия в мирской жизни, уход в монахи; махаяна - большая колесница, широкий путь спасения, предоставляет спасение всем верующим.

Христианство возникло в I в. н. э. в Восточной части Римской империи. Из небольших разрозненных сект оно к началу IV в. превратилось в мощное идейное течение, завоевав господствующее положение сначала в Риме, затем на Ближнем Востоке, в Северной Африке и во всей Европе.

Поскольку христианство возникло в среде рабов, которые были в oсновном евреями, вывезенными из Палестины, то вполне логично влияние иудейства на первоначальное христианство. Ветхий Завет являет священной книгой как для иудеев.

Третья мировая религия - ислам - возникла в Западной Аравии в VII в.) распространилась в странах Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки, Средней Азии и других местах. Основателем ислама считается Мухаммед, начинавший свою проповедническую деятельность в город Мекке и Медине. В Мекке находится древнее святилище Кааба со святым "черным камнем", к которому мусульмане всего мира уже четырнадцать веков совершают паломничество. Ежегодно Мекку, посещают 1,5-2 мл мусульман. Мусульманин обязан ежедневно совершать 5 молитв.

Мухаммед вел свои проповеди в устной форме и только после Л смерти, при правлении халифа Османа (644 - 656), со слов людей, знавших проповеди пророка Мухаммеда наизусть, был составлен Kept Позднее был создан сборник преданий - Сунна - о поступках и изречениях пророка. Основными направлениями в исламе являются суннизш шиизм. Образовалось множество сект: исмаилиты, ваххабиты, кайсаниты и др.

На основе Корана был разработан Шариат - свод мусульманской права. Мусульманский календарь основан по фазам Луны, поэтому на 11 дней короче христианского. Главный праздник мусульман - Kypбан Байрам (жертвоприношение). В России ислам получил распространен! среди татар, башкир, народов Северного Кавказа.

Мораль

Наши рекомендации