Семья как социальный институт. Демографический и социальный кризис в России

Демографический и социальный кризис в России

Развитие России в ХХ в. представляет собой яркий пример недооценки властью объективной противоречивости демографических и недемографических интересов, использования упрощенных методов снятия этого противоречия. Демографическими интересами страны просто пренебрегали. Политический, социально-экономический кризис в России конца 1980-х гг. ХХ - начала ХХ! вв. оказал свое негативное воздействие на различные стороны жизни российского общества, в том числе и на демографическую ситуацию в стране. Начиная с 1992 г., численность населения начала медленно, но неуклонно уменьшаться. Так, если к 1992 г. население России насчитывало 148,7 (148,3) млн человек, то к 1995 г. оно уменьшилось до 147,9 млн человек и продолжает снижаться, достигнув в 2002 г. отметки в 145,2 млн человек. Кроме того, произошло падение уровня рождаемости населения. Если в 1995 г. он составлял 1,3 %, то в 1999 г. - уже 1,17. По оценкам демографов, данная тенденция будет иметь продолжение в сторону снижения до уровня 1,05 % к 2025 г. Уменьшилась средняя продолжительность жизни как женщин (весьма незначительно), так и мужчин. При сохранении существующей тенденции продолжительность жизни мужчин может снизиться с 57,6 лет до 54,0 лет в 2025 г. Уменьшение естественного прироста населения оказывает свое воздействие на старение населения в России. Если в 1995 г. средний возраст населения страны составлял 36 лет, то даже в случае оптимистического сценария развития демографической ситуации в 2025 г. средний возраст будет составлять порядка 40 лет, а в случае развития пессимистического сценария - еще большую величину - 42 года. В связи со старением населения увеличивается отношение числа работающих к числу лиц старшего поколения. Если в России в 1995 г. на двух граждан старше 60 лет приходилось 7 человек рабочего возраста (от 15 до 59 лет), то, исходя из анализа существующей демографической динамики, делаются прогнозы о том, что после 2010 г. до 2025 г. отношение числа работающих к числу лиц старшего поколения упадет до уровня шести, а в случае пессимистического развития ситуации и до пяти работающих на каждое лицо старшего поколения. Изменяется территориальное распределение населения, связанное с внутренними миграциями и региональными различиями в уровне рождаемости и смертности. Особо острая ситуация складывается на Дальнем Востоке. По самым оптимистическим подсчетам доля населения России, проживающая в Дальневосточном экономико-географическом регионе, уменьшится с 5,2 % в 1995 г. до 3,5 % в 2025 г. с одновременным уменьшением численности населения с 7,6 млн человек до 4,1 млн человек. Сокращение населения, а также сопровождающее его демографическое старение затрудняют решение экономических, социальных, геополитических и прочих задач и потому создают угрозы для национальной безопасности страны во всех ее аспектах. Россию неоднократно сотрясали социальные катастрофы, действовавшие на позитивную динамику роста населения в противоположном направлении. Они периодически приводили к резким подъемам смертности и огромным демографическим потерям. Во время таких кризисов общество оказывалось отброшенным назад. Демографическая безопасность вольно или невольно приносилась в жертву другим целям, считавшимся более важными. Кризисные подъемы смертности лишили страну значительного прироста населения, которым обычно сопровождаются ранние этапы демографического перехода. По оценкам демографов, если бы Россия избежала этих катастроф, число ее жителей сегодня могло бы быть на 100 - 120 млн больше.

Семья как социальный институт

В социальной структуре общества важное место принадлежит семье. В социологии семья исследуется как социальный институт и как малая социальная группа. Семья один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка. Семья - особый социальный институт, регулирующий межличностные отношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками, связанными общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Специфика этого социального института состоит в том, что семья обладает устойчивой структурированной организацией, включающей двух или более человек, связанных между собой кровным родством, брачными узами или усыновлением.Причиной, побуждающей людей объединяться в семейные группы, выступают потребности человека. Структура потребностей человека, согласно модели американского психолога А.Маслоу, делится на:1. Физиологические и сексуальные потребности; 2. Потребности в безопасности своего существования; 3. Социальные потребности в общении; 4. Престижные потребности в признании; 5. Духовные потребности в самореализации;

Семья как социальный институт имеет и еще две особенности:

Это саморегулирующаяся система: микрокультура общения вырабатывается самими членами семьи; это неизбежно сопровождается столкновением разных позиций и возникновением противоречий, которые разрешаются путем взаимного соглашения и уступок, что обеспечивается внутренней культурой, моральной и социальной зрелостью членов семьи. Семья существует как санкционированный обществом союз, стабильность которого возможна при взаимодействии с другими социальными институтами: государством, правом, общественным мнением, религией, образованием, культурой. Оказывая внешнее воздействие на семью, они регулируют ее создание и изменение. В рамках этих институтов создаются нормы и санкции, поддерживающие семью.

Семья как социальный институт выполняет важнейшие функции: биологическое воспроизводство общества (репродуктивная), воспитание и социализация молодого поколения, воспроизводство социальной структуры через предоставление социального статуса членам семьи, сексуальный контроль, забота о нетрудоспособных членах семьи, эмоциональное удовлетворение (гедонистическая). В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта:

Первый аспект - формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом социального опыта, обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры. Второй аспект - систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни

Третий аспект - постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.

24. Глобализация: Сущность и перспективы:

На современном этапе для ученых, политиков, экономистов и простых обывателей огромный интерес представляет глобализация в ее исторической динамике как процесс становления единого взаимосвязанного мира без протекционистских барьеров и границ, препятствующих общению народов и предохраняющих последних от неупорядоченных внешних воздействий. Сегодня же наш мир един больше, чем когда-либо и, как справедливо замечает А.Тоффлер, сеть общественных связей настолько плотна, что события почти мгновенно отражаются во всем мире. Соответственно, резко возрастает не только масштаб позитивного влияния международной торговли и личных контактов граждан на национальные экономики и государства, но и влияние, значение глобальных проблем, серьезно усугубляются их разрушительные и чрезвычайно опасные последствия. Нынешние отличия от прежней эпохи связаны не столько с глобальной природой нынешних проблем, сколько с большей интенсивностью их воздействия. При этом особенность современной ситуации в области обеспечения стабильности и безопасности - в смещении тяжести угроз с глобального на региональный уровень, осложненном стремительным распространением оружия массового уничтожения, терроризма и религиозного экстремизма, что представляет опасность и для Беларуси. Традиционной является классификация, согласно которой глобальные проблемы разделены на три группы: 1) проблемы, связанные с основными социальными общностями человечества (предотвращение мировой ядерной катастрофы, преодоление разрыва в уровнях социально-экономического развития между развитыми и развивающимися странами и др.); 2) проблемы, касающиеся отношений человека и окружающей среды (экологическая, энерго-сырьевая и продовольственная, освоение космического пространства и др.); 3) проблемы, фиксирующие внимание на отношениях между человеком и обществом (использование достижений НТП, ликвидация опасных болезней, улучшение системы здравоохранения, ликвидация неграмотности и т. д.). К признакам, присущим глобальным проблемам человечества, относят глобальные масштабы проявления, выходящие за рамки одного государства или группы стран; остроту проявления; комплексный характер (все проблемы тесно переплетены); общечеловеческую сущность, делающую их понятными и актуальными для всех стран и народов; особенность предопределять в тех или иных аспектах ход дальнейшей истории человечества; возможность их решения лишь усилиями всего мирового сообщества, всех стран и этносов.

Необходимо отметить, что весьма существенную роль в усугублении негативных последствий глобализации играют штампы в политическом мышлении, серьезно препятствующие преодолению кризисных явлений и решению сопряженных с ними проблем. Инерционность политического мышления продолжает сказываться самым негативным образом, ибо стереотипы, укоренившиеся за 40 лет "холодной войны" в сознании нескольких поколений, пока не исчезли вместе с ликвидацией стратегических ракет и нескольких тысяч танков. И это понятно и естественно, так как в обществе уже сложилась определенная логика функционирования, некая устоявшаяся система взглядов, детерминирующая поведение не только управленцев различных рангов, но и многочисленных масс. Кроме того, ощутимо влияет на указанные процессы и такое явление как "футурошок". Упомянутый термин в научный оборот ввел еще в 1965 г. А. Тоффлер для описания стресса и дезориентации, возникающих у людей, подверженных слишком большому количеству перемен за слишком короткий срок. Только с ураганом, пронесшимся по странам и континентам, можно сравнить научно-техническую революцию, мгновенно превратившую практически все ранее сделанные достижения человечества в хлам. Индивид не успевает приспособиться, оценить перемены, происходящие в жизни, из-за их многочисленности и скоротечности. Если раньше исторические эпохи длились столетиями, то теперь они сменяются почти молниеносно. И потому запутавшийся и потерявшийся в калейдоскопически приходящих и уходящих переменах и обыкновенный человек, и элита, не думая о будущем, живут одним днем. Последнее наблюдение справедливо в отношении не только развитых государств, оно применимо и к находящимся на феодальной стадии развития отдельным странам Африки. Именно здесь следует искать истоки возникновения всего комплекса энергосырьевой, продовольственной и экологической проблем, ибо качество принятия и исполнения принимаемых решений на всех уровнях неуклонно снижается и не может удовлетворять ни в коей мере.

Наши рекомендации