Понятие «Социальный институт». Институт как элемент социальной структуры общества.

Социальные институты как элемент социальной структуры.
Социальные институты – это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей. Это – государство, политические партии, армия, суд, семья, право, мораль, религия, образование и др.
Каждый более или менее оформленный институт имеет свою цель, т.е. круг групповых или общественных потребностей, на которые направлена деятельность института.
Многообразие социальных институтов определяется дифференциацией социальной деятельности на различные виды: экономическую, политическую, идеологическую, культурную и др. Отсюда в зависимости от их социально-функциональной роли социальные институты разделяют на типы:
регулирующие репродуктивное поведение (семья, семейно-родственные связи и др.);

-воспитания, образования, обучения, производства;

-обеспечивающие сохранение организации общества (власть, политика);

-регулирующие деятельность в сфере культуры.


По характеру организации различают формальные и неформальные институты.

Деятельность формальных институтов основана на строго установленных предписаниях (право, устав, должностные инструкции). Не менее важную роль, особенно в сфере межличностного общения в малых группах, играют неформальные институты (дворовая компания, компания друзей). Однако цели, методы, средства решения задач в такой группе строго не установлены и не зафиксированы в виде устава.

^ Социальный институт включает в себя:
-определённую сферу деятельности;

-группу лиц, уполномоченных для выполнения тех или иных общественных, организационных или управленческих функций на основе установленных прав и обязанностей;

-организационные нормы и принципы отношений между официальными лицами (руководитель–подчинённый, преподаватель–студент);

-материальные средства (общественные здания, оборудование и т.п.), необходимые для решения поставленных задач.


^ Социальные институты отличаются друг от друга своими функциональными качествами:

1. Экономико-социальные институты – собственность, обмен, деньги, банки, различные хозяйственные объединения – обеспечивают всю совокупность производства и распределения общественного богатства, соединяя вместе с тем экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни.

2. Политические институты – государство, партии, профсоюзы и другие общественные организации, преследующие политические цели, направленные на установление и поддержание определённой формы политической власти.

3. Социокультурные и воспитательные институты ставят целью освоение и последующее воспроизводство культурных и социальных ценностей, защищает определённые ценности и нормы.

4. Нормативно-ориентирующие – механизмы морально-этической ориентации и регуляции поведения индивидов. Их цель – придать поведению и мотивации нравственную аргументацию, этическую основу.

5. Нормативно-санкционирующие–осуществляют социальную регуляцию поведения на основе норм, правил и предписаний, закреплённых в юридических и административных актах.

6. Церемониально-символические Эти институты основаны на более или менее длительном принятии конвенциональных (по договору) норм, их официальном и неофициальном закреплении.


Нарушение нормативного взаимодействия с социальной средой, в качестве которого выступает общество или сообщество, называется дисфункцией социального института. Особенно остро эта проблема возникает во времена революций или быстрых социальных изменений, когда многие традиционные общественные институты либо прекращают свою деятельность, либо адаптируются к решению новых социальных задач.

Основные условия эффективного функционирования социальных институтов:

1. Чёткое определение цели и круга выполняемых действий или же объёма функций.

2. Рациональное разделение труда и рациональная его организация.

3. Деперсонализация действий. Официальные лица будут выполнять свои функции в строгом соответствии с предписаниями,

4. Признание и престиж, какими институт должен обладать в глазах всей группы или её преобладающей части.

5. Бесконфликтное включение в общую систему институтов.

Наши рекомендации