Смк как социальный институт

МК – это социальный институт.

Социальный институт:

- относительно устойчивая форма организации социальной жизни, обеспечивающая устойчивость связей и отношений в рамках общества;

- сложная, исторически устойчивая модель поведения, регулируемая определенной нормативной системой и обеспечивающая воспроизводство социальных связей и отношений.

- совокупность норм, предписаний и требований, связанных с определенной организационной структурой, посредством которых общество контролирует и регулирует деятельность людей в наиболее важных сферах общественной жизни.

В эпоху Просвещения функциями, задачами возникающих СМК идеалистически мыслились просвещение широких масс, донесение до них прогрессивных идей («глаголом жечь сердца людей») и обмен опытом между людьми. Миссия прессы провозглашалась высокая – они должны были стать инструментом воздействия на власть имущих (из публикаций они должны были узнавать о проблемах и нуждах простых людей, и о том, что думают наиболее прогрессивные представители общества).

Сегодня же по факту мы можем выделить среди функций СМК идеологическое, политическое (и мобилизующее, организующее) влияние на аудитории (как на власть, так и на массы);

- формирование и презентация общественного мнения;

- поддержка социальной общности, социализация групп и отдельных личностей;

- производство, поддержку и репрезентацию культуры;

- развлечение аудиторий;

- в определенной степени просвещение аудиторий.

Главная же функция масс-медиа как социального института заключается в производстве и распространении информации или же знаний в самом широком смысле этого слова.

В принципе, все социальные институты всегда производят и распространяют информацию, вступают в коммуникативные связи с другими институтами и нередко осуществляет массово-информационную деятельность от своего имени, (используя те или иные массово-информационные каналы; например, телеканал «Рада»).

Но только СМК выполняют эту функцию в качестве первой и основной своей задачи. Однако в современном мире роль СМК значительно шире чем просто распространение разнообразной информации: они создают своеобразный информационный аналог общества, жизнедеятельности всех социальных институтов во всем многообразии их проявлений.

В этом их отличие от всех остальных институтов, которые ориентированы на собственное позиционирование в информационном пространстве.

В то же время СМК нередко устанавливают такие отношения с аудиторией, которые позволяют не просто передавать информацию или создавать «виртуальный слепок общества», но, подобно законодательной власти, представлять свою нацию, свой народ и контролировать исполнительную власть. Именно в этом на определенном этапе развития сами масс-медиа усматривают свою основную роль, претендуя на место «четвертой власти».

Вообще, процесс приобретения СМК значительного властного влияния оказался теснейшим образом связан с поворотным пунктом в европейской истории – формированием современного типа общества, для которого характерно уменьшение роли насилия в осуществлении властных полномочий и перенос центра тяжести на процесс убеждения в условиях развития массовой избирательной системы.

По сути, институт власти (господства) и институт массовой коммуникации имеют совершенно различные функции и цели, но ныне между ними существует и теснейшее сродство.

В государствах современного типа власть по-прежнему сконцентрирована в руках небольшой их части, но эта часть нуждается в широкой поддержке граждан как потенциальных избирателей. Поэтому на масс-медиа возлагается миссия трансляции желательной информации.

В современном политическом процессе сложилась особая роль медиа. Свидетельством тому является выражение «медиатизация политики» (хотя в такой же степени будет верно и обратное утверждение о «политизации» современных масс-медиа). Однако воздействие СМК на политический процесс все-таки не властное, а инструментальное: масс-медиа не власть, а инструмент власти, сколь бы важную роль во властных взаимодействиях они не играли.

А все же на институциональном уровне анализа СМК – необходимый элемент открытого гражданского общества.

Поэтом стоит выделить еще одну характеристику, важную для более глубокого понимания формирования современного этапа функционирования СМК: особую сферу их деятельности – публичную, – в которой происходит общественное обсуждение общезначимых, прежде всего, экономических и политических, проблем.

Публичная сфера – это некая совокупность автономных образований общественности как основы существования гражданского общества, противостоящего жесткой централизованной власти; и это поле формирования общественного мнения, рупором которого выступают как раз масс-медиа.

Когда масс-медиа рассматриваются как социальный институт, то, во-первых, анализируется само медийное производство и его социальный контекст, т.е. «внешние» условия деятельности; во-вторых, внутренняя структура этого производства.

Например, из внешних факторов, в таком институциональном контексте, изучается влияние на медиа со страны

• государства,

• правовой системы,

• медийного рынка,

• идеологической среды деятельности СМК,

• уровня жизни населения,

• формы собственности и возможности контроля со стороны разных промышленных и финансовых групп,

а также такие факторы как

• уровень профессионализации медийной сферы,

• наличие конкурирующих медиаорганизаций,

• уровень развития медиатехнологий,

• уровень разделения труда в медийной сфере,

• уровень развития гражданского общества и наличие общественных организаций работников СМИ.

Противоречивость положения СМК в современном обществе определяется тем, что в качестве инструмента влияния и пропаганды масс-медиа привлекают к себе группы, с различными, зачастую противоречащими друг другу интересами. СМК – это инструмент борьбы за власть, и инструмент власти (управление, организация и воздействие на массы). Свои интересы, нередко так же противоречивые, есть и работников редакций (объективное освещение событий или зарабатывание денег), и у акционеров и хозяев СМК.

Можно выделить следующие активные в отношении СМК группы (аудитории по отношению к СМК занимают гораздо более пассивную позицию) с соответствующими возможными интересами:

- Органы и институты власти: это пропаганда, легитимизация власти за счет поддержки власти со стороны различных аудиторий, формирование общественного мнения, политические технологии (выборы). А также система государственного контроля в сфере СМИ – законодательные органов различного уровня; агентства по контролю над соблюдением нормативных актов.

- Различные группы, в том числе и оппозиционные, заинтересованные в своем влиянии на власть: это пропаганда, собственная «раскрутка» (привлечь внимание к себе), влияние на власть, формирование общественного мнения.

- Инвесторы и владельцы СМК: экономическая успешность и прибыльность СМК, борьба за внимание и любовь аудиторий, могут быть так же личные амбиции или тщеславие.

- Рекламодатели, спонсоры, рекламные агентства: это собственная экономическая успешность и прибыльность посредством СМК.

- Трудовые коллективы, работники редакций: это могут быть объективное освещение событий, привлечение внимания к социально-значимым темам и проблемам, могут быть личные амбиции, желание творческого самовыражения, не стоит сбрасывать со счетов и желание зарабатывать.

- Общественные самодеятельные ассоциации, способствующие контролю за деятельность СМК:

Это только самые общие характеристики среды деятельности масс-медиа. Их можно перечислить гораздо больше. Кроме того, каждый из названных пунктов, можно разбить на несколько подпунктов. Например, в раздел «правовая система» следует добавить такие подразделы, как наличие или отсутствие, а также качество конституционных гарантий деятельности СМИ, разработанность и детализация законов о СМИ, доступность и эффективность судебной системы и т.д. То же самое относится к любой из вышеперечисленных характеристик.

В целом же анализ институционно-структурно-организационного контекста деятельности масс-медиа предполагает изучение практически всех сторон и аспектов жизнедеятельности общества.

Эти различные аспекты функционирования СМК в широком общественном контексте досконально исследуются начиная с 1960 – 1980-х годов на Западе, особенно в Западной Европе. К сожалению, в нашей литературе этой стороне дела уделяется мало внимания.

СМК – это также и организации.

Организации – это те же социальные институты, но особого рода, а именно сознательно выработанные и целесообразно сконструированные образования, предназначенные для выполнения определенных функций. Главное отличие организации от института состоит в том, что институт возникает, так сказать, органически, он – результат естественного развития общества, тогда как организация – сознательно создаваемое образование, результат рационального творчества. В этом смысле можно сказать, что организация – это та конкретная форма, которую конкретное общество находит для соответствующего социального института.

Влияние организационных особенностей масс-медиа на примере новостей:

Новости создают в организациях, характеризующихся определенными институциональными императивами и структурой.

Диапазон влияния СМК как организации охватывает несколько составляющих: от воздействия практики работы (отражающей концепцию профессионализации), до более чем очевидного влияния формы собственности. На этом уровне анализа исследователей интересуют такие вопросы: какова структура организаций? В чем заключаются различия между ними? Как эти различия отражаются на властной иерархии и как они влияют на содержание информации, которую распространяют медиа?

В этой связи стоит рассматривать внутреннюю структуру СМК, структуру рынка, политическую структуру и структуру собственности.

Одна из тенденций современный СМК – объединение их в большие коммерческие конгломераты, а повышение концентрации собственности в этом секторе оказывает значительное влияние на организационную структуру многих медиа. В практике западных стран это ведет к сокращению отделов новостей в редакциях, к чрезмерному увлечению коммерческими и деловыми материалами и к пренебрежению местными новостями.

В целом влияние организационных особенностей объясняет те влияния, которые невозможно объяснить с точки зрения влияния особенностей способа работы СМК, и порой противоречащие как информационным ценностям, так и главным стандартам, определяющие способ работы определенной информационной организации.

Итак, функциональные особенности современных средств массовой коммуникации заключаются в специфическом единстве института и организации, в создании ими информационного аналога общества (формирование искусственной виртуальной реальности, подменяющей собой «объективную» реальность), особом воздействии на одну из основополагающих сфер жизни общества – политическую деятельность (но также на хозяйство и культуру).

Вторая сторона исследований в области организации медиа-процесса – это, как сказано раньше, изучение внутренней структуры медиапроизводства. Здесь также имеется множество аспектов рассмотрения.

Прежде всего, встает вопрос о главной цели деятельности каждого средства массовой коммуникации: является ли данная цель коммерческой, информационной или идеологической, пропагандистской. Этим в значительной мере и определяется внутренняя структура медиа и его и производственный процесс. Разумеется тот процесс понимается, прежде всего, не как технологический (хотя и эта сторона важна), но как процесс производства текстов в широком смысле.

Вообще, если посмотреть на историю изучения этой базовой составляющей медийного производства, то окажется, что исследователей больше всего интересовали в основном эффекты воздействия текстов на аудиторию, позже их внимание было переориентировано на изучение содержания текстов. При этом сам процесс производства текстов просто-напросто выпадал из поля зрения: они рассматривались как готовые и уже существующие, т.е. вопрос о том, что делает их именно такими, каковы они есть (представляющими реальность в искаженном свете, сенсационными, враждебными той или иной идеологии, тому или иному государству и т.д.) ставился не особо часто.

Наши рекомендации