Политические идеи эпохи античности и феодализма.
Первые теоретические социально-политические концепции в законченном и сформировавшемся виде появляются в развитом рабовладельческом обществе и связаны, прежде всего, с именами древнегреческих и древнеримских мыслителей. Прежде всего здесь следует назвать Демокрита. Выступая как активный приверженец рабовладельческой демократии, он считает, что только она отвечает истинной природе человека для обеспечения его гармоничного общества. Государство же возникает как результат развития общества и представляет собой условное соглашение между людьми. Значительный этап в истории социально-политической мысли занимает концепция основоположника идеализма Платона. Политические идеи Платона изложены наиболее полно в диалоге «Государство». Участники диалога пытаются смоделировать облик идеального государства, где царила бы подлинная справедливость. Побудительной причиной создания государства он считает многообразие материальных потребностей человека, невозможность удовлетворить их в одиночку. Залогом стабильности государства является разделение труда по склонности души. Управлять государством должно особое сословие философов, специально подготовленных для этой миссии. Защищать государство призвано сословие стражей. Третье сословие – земледельцы и ремесленники – обязано добросовестно трудиться на благо государства. В таком государстве достигается полная справедливость, так как каждое сословие занимается своим делом.Аристотель был учеником Платона, но критически относился к его идеям. Он выдвинул предположение о естественном происхождении государства из семьи и поселений, назвав человека политическим существом. Залогом стабильности государства он считал наличие в обществе большого слоя среднеобеспеченных граждан. Высказывал идею верховенства закона, ввёл понятие «естественного закона» и др.
Греческий историк Полибий выдвинул идею разделения властей, оказавшую большое влияние на теорию политических учений и практику государственного управления. Он утверждает необходимость равновесного и взаимно сдерживающего разделения властей: царя, народа и власти старейших и установления смешанной формы правления. Цицерон создал учение о государстве как публично-правовой общности, ввёл понятие юридического лица. Августин Блаженный. Его трактат «О граде божьем» содержит рассуждения о государственных и правовых учреждениях, которые, как считает автор, посланы человеку свыше за грехи его. Сложившиеся политические отношения он называет «естественным порядком человеческой жизни», указывая, что это временное явление (до судного дня). Фома Аквинский, взяв у Аристотеля всю схоластику, подкрепив её идеями Августина, считает, что светской власти принадлежат только тела людей, а их души – богу, церкви и Папе Римскому, которым должны подчиняться все, в том числе и монархи. Существующее общественное устройство с его классовым неравенством и эксплуатацией предопределено богом и поэтому не может быть изменено. Он утверждал, что, насколько бог выше человека, настолько и духовная власть выше власти земного государя.Тенденция доказать верховенство церковной власть над светской получила и определенное практическое выражение. Это проявилось, прежде всего, в коронации верховных монархов Папой Римским, в попытках построить мощное папское государство в Италии, в результате чего и был создан Ватикан как самостоятельное и независимое в международном плане государство во главе с Папой Римским.
Эпоха феодализма
Роджер Бэкон отстаивал идею необходимости практической проверки истинности знания, получения знания опытным путем. И хотя он занимался преимущественно проблемами естествознания, важное значение для социальной мысли имела идея о естественном (природном) происхождении государства, в противовес божественной теории.
Сигер Брабантский, будучи материалистом-атеистом, признавал вечность и несотворимость мира, возвеличивал роль человеческого интеллекта и отвергал теорию божественного происхождения государства.
Недовольство католической церковью переросло в настоящее массовое явление, называемое Реформацией. Её деятели в различных странах (Лютер, Мюнцер, Кальвин и др.) способствовали укреплению светского понимания государства, главными ценностями которого являлись бы свобода совести, свобода мысли и пр. Возникают идеи равенства всех людей перед законом. Мировоззрению церкви отдельные мыслители этого периода противопоставляют веру в человека-творца. В политических доктринах ярко проявляется гуманизм, центральной проблемой становится проблема соотношения государства и личности. Так возникает идеология Возрождения
4.ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ВОЗРОЖДЕНИЯ И НОВОГО ВРЕМЕНИ.Характерные черты полит-й идеи эпохи Возрождения:1.освобождение политической мысли от теологии, становление гражданской концепции политической власти;2.обоснование принципа реализма в политике;3.разработка идеологии сильного централизованного государства;10развитие идей реформации, направленных против католической церкви и феодально-общественного строя.1517г. в Германии М. Лютер создает основные идеи реформации и таким образом возникает новое течение в христианстве – протестантизм. М. Вебер считал, что протестантская этика способствовала развитию «духа капитализма». Т. Мор («Утопия») и Т. Компонелло («Город солнца») - первые социалисты-утописты XIV-XV вв. которые ставят вопрос о ликвидации частной собственности, имущественного неравенства, что является главным источником конфликтов, преступности, паразитизма в обществе.Макиавелли (1469-1527 гг.). "Государь". Критиковал теологическое представление о политике, рассматривал политику как прагматическое служение народу и разделил понятие политики, морали, религии. Только правитель-реформатор с отвагой льва и жестокостью лисы может создать крепкое централизованное государство. Далее Н. Макиавелли вводит в политологию понятие политического лидерства: лидеры-львы, лидеры-лисы.Ж. Баден (1530 – 1596 гг.) Работы «Шесть книг о государстве». Впервые разрабатывает теорию суверенитета государства. Политическая мысль Нового времени периода становления и развития буржуазных отношений в странах западной Европы и США.Характерные черты:
разработка концепций общественного договора;
обоснование идеи верховенства права, разделение властей, народовластие;формирование концепций, прав человека и гражданина;материалистическое объяснение государства, политики и права; формирование либеральной, консервативной и социалистической идеологии;формирование идей гуманизма и антропоцентризма.Т. Гоббс, Г. Граций, Б. Спиноза, Ж.Ж. Руссо разрабатывают концепцию «общественного договора». Гражданин должен отдать часть своей политических свобод государству с целью, чтобы государство обеспечило его внутреннюю и внешнюю защиту, при этом ограничив частично его права.Дж. Локк, Ш. Монтескье, Т. Джефферсон, Б. Франклин, Дж. Медисон формируют концепцию прав человека и гражданина. 1787г. – принимается Конституция США, где обеспечивается классовый принцип разделения властей; Основные представители идей либерализма: Дж. Локк, А. Смит, Т. Джефферсон, И. Кант. Основные принципы: свобода, частная собственность, права человека, разделение властей, республика.Представители консерватизма: Э. Берк, Ж. Местра, Л. Бональд. Идеи консерватизма: традиция, преемственность, учет национальной почвы в процессе развития общества, приверженность к религии.
5.ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В БЕЛАРУСИ..
1. Средневековье (XI—XV вв.). Складывание белорусской народности, возникновение раннефеодальных государств (Киевской Руси, ВКЛ), период противоречивых религиозных процессов. Первые памятники социально-политической мысли Беларуси относятся к XII в. и связаны с дея-ю Ефросиньи Полоцкой, Кирилла Туровского.
2. Возрождение и Реформация (XV—XVI вв.). Происходит переход к сословно-представительной монархии. Активизируется экономическое, политическое и культурное развитие белорусско-литовского общества. Устанавливаются связи со странами Западной Европы. Идеи гуманизма, начинается книгопечатание, развитие нац-й литературы и искусства. Формируется нац-я философская, правовая и общественно-политическая мысль. Становятся популярными идеи естественного права, равенства людей перед законом, прав и свобод личности, религиозной терпимости и политического плюрализма, свободного и независимого нац. развития.
3. Контрреформация и феодально-католическая реакция (нач. XVII — сер. XVIII вв.) С конца XVII в. использование старобелорусского языка прекращается, а социально-политические идеи излагаются на латинском, польском и русском языках. Их содержанием становится критика феодально-крепостнической системы, гос-го и судебного устройства, системы феодального права. В религиозной полемике обсуждаются вопросы государственного суверенитета, права, церковной власти. На белорусских землях распространяются идеи естественного права и договорного происхождения государства. Возникают различные проекты улучшения общественно-политического строя Речи Посполитой на основе опыта европейских стран. Принимается одна из первых в мире конституций — Конституция 3 мая 1791 г., но Речь Посполитая утрачивает суверенитет и территориальную целостность.
5. Отражение процессов, происходящих в Российской империи (1795—1918 гг.). Развитие под воздействием польской и российской политической мысли. Главной проблемой белорусской общественно-политической мысли, возникшей в этот период, становится обоснование права белорусского народа на национально-культурную автономию и политическое самоопределение. В этот период формируются важнейшие идейные направления общественно-политической мысли. Особенно важным этапом этого периода становится конец XIX - начало XX вв., когда появляются газеты группы «Гоман» (1884 г.), программные документы Белорусской социалистической Грамады и других белорусских политических партий, материалы «Нашайдолi» и «Нашайнiвы», публицистика и научные публикации.
6. Советская Белоруссия (1919—1991 гг.). Первый этап этого периода (1919—1929 гг.) характеризуется продолжением развития идеи национальной государственности. Появляются белорусские вузы и научные учреждения, первыми из которых стали Белорусский государственный университет (1921) и Институт белорусской культуры (1928), преобразованный в Академию наук БССР. С выходом в свет «Краткого курса истории ВКП(б)» в 1938 г. политическая мысль в БССР развивалась в рамках официальной идеологии.
7. Современный период (90-е годы XX — нач.XXI вв.). Важнейшие обсуждаемые в этот период проблемы — государственная независимость и государственное строительство в Беларуси, проблемы постсоветских трансформаций, политическое лидерство, политические элиты, общественное мнение и формирование идеологических предпочтений граждан, проблемы формирования гражданского общества и построения правового государства и др.