Урок 14. Что такое второстепенные члены предложения?
Цели: познакомить с термином второстепенные члены предложения; научить находить второстепенные члены предложения.
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить второстепенные члены предложения, дополнять основу второсте-пенными членами; артументированно отвечать, доказывать свое мнение.
Оборудование: лента «светофор».
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Орфографическаяминутка
— Запишите предложение под диктовку. Чем меньше слов, тем больше дров.
— Как понимаете поговорку? (Меньшеразговариваешь, больше выполнишь работы.}
— Какие знакомые орфограммы здесь встретились? (Парные согласные на конце слова: слов — слова, дров — дрова. Мягкий знак— показатель мягкости: меньше, больше.)
— Подчеркните в словах: вариант I — звонкие согласные, вариант II — глухие согласные. (Взаимопроверка, взаимооценка.)
— Для чего нужно уметь находить парные глухие согласные? (Это орфограмма, опасное место. Слышим не так, как пишем.)
2. Словарная работа
(На доске запись.) РЧИСУЩНЦОК
— Зачеркните в цепочке буквы, обозначающие непарные глухие звуки, и узнаете, написание какого слова нужно запомнить сегодня на уроке.
— Итак, это слово рисунок. Объясните значение слова. (Изображение какого-то предмета, сделанное карандашом, фломастерами, красками и т. д.)
— Запишите слово, поставьте ударение, подчеркните букву, которую нужно запомнить.
— Как называется маленький рисунок? (Рисуночек.)
— Запишите это слово.
— Вы берете краски, карандаши и начинаете... (рисовать).
— Запишите слово в тетрадь.
— Какие герои во всех мультфильмах? (Нарисованные.)
— Спишите это слово с доски.
— Во всех этих словах после буквы Р написана буква И. Подчеркните ее. Запомните, как пишутся эти слова.
III. Самоопределение к деятельности
— Что дети делают на уроке рисования? (Дети рисуют.)
— Запишите это предложение.
— О ком говорится в предложении? (О детях.)
— Что говорится о детях? (Они рисуют.)
— Что мы записали? (Предложение.)
— Назовите главные члены этого предложения. (Детирисуют.)
— Послушайте мое предложение: «Дети рисуют красиво». Чем оно отличается оттого, которое мы написали? (Появилось еще одно слово.)
— Для чего я его добавила? {Чтобы сказать, как рисуют дети, уточнить смысл предложения.)
— Кто может еще добавить слова и уточнить смысл предложения? (Дети добавляют слова в предложение. Возможный вариант предложения: «На уроке рисования в школе дети очень красиво рисуют цветы».)
— Могут ли быть в предложении другие слова, кроме главных членов? (Да.)
— Сегодня на уроке мы узнаем, как называются эти слова.
IV. Работа по теме урока
— Откройте учебник на с. 31 и прочитайте, что мы сегодня на уроке узнаем. (Что такое второстепенные члены предложения.)
— Кто уже догадался, как называются все остальные слова в предложении, кроме главных членов? (Второстепенные • члены предложения.) Упр.33 (с. 31).
— Чем отличается слово паучок от слова паук! (Паучокмаленький, так называют ласково паука.)
— Какой по размеру гамачок? (Маленький.)
— Докажите, что выделенные слова — основа. (Если убрать ее,
смысл предложения непонятен.) (Фронтальная работа. Ответы на вопросы упражнения.)
— Прочитайте правило на с. 31 самостоятельно.
— Для чего нужны второстепенные члены предложения?(0ни поясняют главные члены.)
V. Физкультминутка
От зеленого причала
Оттолкнулся теплоход.
Раз, два...
(Встать из-за парт.)
Онназад поплыл сначала.
Раз, два.
(Шаги назад.)
А потом поплыл вперед.
Раз, два. (Шаги вперед.)
• •' И поплыл, поплыл по речке, -Набирая полный ход. (Волнообразные движения руками.)
VI. Закрепление изученного материала
Упр. 34 (с. 31).
~ Прочитайте задание. Какое задание нужно выполнить устно? Ответьте на вопросы.
— Назовите основу первого предложения. (Ветерок веет.)
— Поставьте вопрос к слову тихо. (Веет (как ?) тихо.}
— На какой вопрос отвечает слово осенний1? (Ветерок (какой ?)
осенний.) (Второе и третье предложения учащиеся разбирают в парах.)
— Кто разберет второе предложение? (Один ученик отвечает.)
— У кого такой же разбор?
(Аналогично проводят разбор третьего предложения.)
— Спишите предложения.
VII. Рефлексия
(Графический диктант. Учащиеся ставят «+», если согласны с утверждением, и ставят «—», если не согласны.)
1) В предложении «По ясному небу неслись легкие облака» говорится о небе.
2) В предложении «Пчела брала мед с цветка» основа — пчела брала.
3) В предложении «Муравей тащил травинку» второстепенный член предложения — муравей.
4) В предложении «Дети пришли в рощу» слово рощу отвечает на вопрос куда ?.
5) В предложении «Свистит иволга» нет второстепенных членов предложения. Ответ: —, +, —, +, +. (Самопроверка, самооценка с помощью «светофора».)