Тема: Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения.

Цели: актуализировать знания о главных и второстепенных чле­нах предложения, распространённых и нераспространённых пред­ложениях; развивать умение разбирать предложения по членам.

Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и фор­мулирование познавательной цели; анализ, сравнение, класси­фикация объектов по выделенным признакам; моделирование; преобразование модели с целью выявления общих законов, опре­деляющих данную предметную область; к. — инициативное со­трудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. - постановка учебной задачи; сли­чение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — установ­ление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Учащиеся обмениваются карточками, выполняют задания.)

III. Актуализация знаний

— Запишите слова в три столбика: 1) с безударными гласными в корне; 2) с парными согласными в корне; 3) с непроизно­симыми согласными в корне.

Честный, робкий, весёлый, ловкий, совестливый, ленивый, добро­душный, праздный, кроткий, резкий, правдивый, прыткий, жалостли­вый, молчаливый, доблестный, бескорыстный.

— Что общего у этих слов? (Они относятся к одной части речи — это имена прилагательные.)

— К какой тематической группе относятся эти имена прилагательные? (Они характеризуют человека.)

— Составьте предложения с любыми из этих прилагательных.

(Одно предложение записывается с комментированием)

IV. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте предложение, которое мы записали. Как оно характеризуется по цели высказывания и эмоциональной окраске?

— О ком говорится в предложении?

— Как называется этот член предложения? (Подлежащее.)

— Что говорится о подлежащем?

— Как называется этот член предложения? (Сказуемое)

— Дополните фразу. Подлежащее и сказуемое — это... (главные члены предложения)

— Почему они называются главными? (В них заключена главная мысль, они составляют грамматическую основу предложения.)

— Как называются другие слова? (Второстепенные члены пред­ложения.)

— Сформулируйте задачи урока. (Повторить, что такое главные и второстепенные члены предложения, научиться находить в предложении, вспомнить, как они обозначается.)

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 23 (с. 18). (Чтение текста, письмо по памяти, выполнение заданий)

— Найдите условный знак «Высказываем своё мнение» прочитайте вопрос.

— Сравните предложения.

1) Лист кроет.

2) Кроет уж лист золотой

Влажную землю в лесу.

— Чем отличаются предложения? (В первом предложении, только главные члены, во втором — главные и второстепенные

— К какому предложению можно нарисовать картину

— Какие слова вам помогли это сделать?

— Так какую роль играют в предложении второстепенные члены

— Сравните свои выводы с текстом в рубрике «Вспомните!».

Упр. 24 (с. 19). (Списывание текста с комментированием. Один ученик выполняет на доске разбор последнего предложения, затем самостоятельно разбирают одно предложение на выбор, проверка, взаимооценка.)

— Какие предложения называются распространёнными какие — нераспространёнными?

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 25 (с. 19). (Коллективное выполнение. Выборочная проверка.)

— Прочитайте о распространённых и нераспространённых предложениях в рубрике «Вспомните!».

Упр. 26 (с. 20). (Работа в парах. Проверка. Одна пара отчитывается о своей работе.)

VIII. Рефлексия

Работа по карточкам

— Напишите над распространёнными предложениями букву р, а над нераспространёнными — букву н.

Вариант 1

Блёкнут травы.

Дремлют хаты.

Рощи вспыхнули вдали.

По незримому канату

Протянулись журавли.

М.Исаковский

Вариант 2

Тихо дремлет река.

Тёмный бор не шумит.

Соловей не поёт.

И дергач не кричит.

С. Есенин

(Самопроверка по образцу.)

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Что мы повторили на сегодняшнем уроке?

— Что такое главные члены предложения? второстепенные члены предложения?

— Какие члены предложения составляют его грамматическую основу?

— Как различить распространённые и нераспространённые предложения?

Домашнее задание

Упр. 27 (с. 20).

____________________

Наши рекомендации