Государство: сущность, происхождение и основные признаки

Функции государства и его организационная структура

Социальное назначение и сущность государства выражаются в его функциях.

Они подразделяются на внутренние и внешние.

Внутренние функции государства.

1. Экономическая - выработка и реализация экономической политики, в том числе бюджетной; регулирование хозяйственной деятельности с помощью налоговой, антимонопольной, кредитной политики; управление государственными предприятиями и организациями.

2. Социальная - разработка и осуществление социальной политики, регулирование социально-классовых отношений, социальная защита нуждающихся в ней граждан, разработка и регулирование системы налогообложения, содействие полной занятости трудоспособного населения, охрана здоровья населения.

3. Политическая - выработка политического курса, отвечающего интересам общества или его отдельных слоев, обеспечение политической стабильности, преодоление конфликтов и кризисных ситуаций, осуществление властных полномочий.

4. Правовая - охрана основ существующего общественного строя, обеспечение законности и правопорядка, защита прав и свобод граждан, их чести и достоинства, а также их собственности.

5. Культурно-воспитательная - создание условий для удовлетворения культурных потребностей населения, получения образования, профессиональной подготовки, приобщения к достижениям отечественной и мировой культуры, поддержка культурно-просветительных учреждений, идеологическая деятельность.

6. Экологическая - охрана и восстановление окружающей среды, контроль за рациональным использованием природных ресурсов.

Внешние функции органически взаимосвязаны с внутренними функциями и являются их продолжением.

1. Обеспечение суверенитета, целостности и безопасности государства, его оборона.

2. Защита интересов данного государства на международной арене.

3. Развитие взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами.

4. Участие в международных делах и организациях, в решении глобальных проблем современности.

Для осуществления указанных функций государство формирует комплекс специальных органов и учреждений, составляющих в совокупности государственный аппарат который включает следующие элементы (структура):

1) Представительные органы государственной власти. Они подразделяются на высшие представительные органы (парламент), обладающие законодательной властью, и местные органы власти (например, Гомельский городской совет депутатов).

2) Исполнительно-распорядительные органы. Задача этих органов -непосредственное управление государственными делами. Различают высшие (правительство), центральные (министерства, ведомства) и местные исполнительные органы (Гомельский областной исполнительный комитет).

3) Органы судебной власти осуществляют правосудие, разрешение конфликтов и споров. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного, уголовного и другого судопроизводства.

4) Органы прокуратуры.

5) Органы государственного контроля (президентские комиссии).

6) Органы охраны общественного порядка и государственной безопасности (милиция, КГБ).

7) Вооруженные силы (армия).

Современные государства функционируют на основе конституций. Этот документ придаёт государству необходимую легитимность.

Государство: сущность, происхождение и основные признаки

Сам термин «государство» впервые появляется в Новое время в Западной Европе. До этого времени для обозначения государства использовали такие понятия как «полис», «княжество», «царство», «королевство», «империя», «республика», «деспотия». Одним из первых в истории политической науки отошел от слишком широкого употребления этого понятия известный политический мыслитель эпохи Возрождения Н.Макиавелли. Он ввел для обозначения любой стоящей над обществом, опирающейся на специальные институты и осуществляющей в отношении него принуждения власти термин stati , который впоследствии и стал обозначать государство вообще. В этом термине он объединил такие понятия как «республика» и «единовластное правление». Сначала термин используется в Испании («estado») и Франции («etat»), позднее - в Германии («staat») и Англии («state»). Сам термин «государство» обычно употребляется в двух значениях. М.Вебером определял государство двояко. С одной стороны - как аппарат, обладающий монополией на легальное применение насилия ( государство прежде всего как институт, как совокупность политических институтов). С другой стороны - как обязательную (принудительную) ассоциацию с территориальной основой (т.е. подчеркивается его связь с территорией и населением). Исходя из этих двух «классических» определений, сложилось современное употребление этого понятия в двух основных значениях:

1) Государство в узком смысле - как совокупность властных институтов, осуществляющих политическую власть в пределах определенного сообщества (т.е. президент, правительство, парламент, суд);

2) Государство в широком смысле - как общность людей, организованная и представляемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории (т.е. все граждане государства).

Таким образом, государство - это сложная многоуровневая система, основными элементами которой являются органы законодательной, исполнительной и судебной власти, охраны общественного порядка, вооруженные силы, средства массовой информации и которая характеризуется наивысшей концентрацией власти, наибольшей способностью к решению общественных проблем.

Сам термин «государство» впервые появляется в Новое время в Западной Европе. До этого времени для обозначения государства использовали такие понятия как «полис», «княжество», «царство», «королевство», «империя», «республика», «деспотия». Одним из первых в истории политической науки отошел от слишком широкого употребления этого понятия известный политический мыслитель эпохи Возрождения Н.Макиавелли. Он ввел для обозначения любой стоящей над обществом, опирающейся на специальные институты и осуществляющей в отношении него принуждения власти термин stati , который впоследствии и стал обозначать государство вообще. В этом термине он объединил такие понятия как «республика» и «единовластное правление». Сначала термин используется в Испании («estado») и Франции («etat»), позднее - в Германии («staat») и Англии («state»). Сам термин «государство» обычно употребляется в двух значениях. М.Вебером определял государство двояко. С одной стороны - как аппарат, обладающий монополией на легальное применение насилия ( государство прежде всего как институт, как совокупность политических институтов). С другой стороны - как обязательную (принудительную) ассоциацию с территориальной основой (т.е. подчеркивается его связь с территорией и населением). Исходя из этих двух «классических» определений, сложилось современное употребление этого понятия в двух основных значениях:

1) Государство в узком смысле - как совокупность властных институтов, осуществляющих политическую власть в пределах определенного сообщества (т.е. президент, правительство, парламент, суд);

2) Государство в широком смысле - как общность людей, организованная и представляемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории (т.е. все граждане государства).

Таким образом, государство - это сложная многоуровневая система, основными элементами которой являются органы законодательной, исполнительной и судебной власти, охраны общественного порядка, вооруженные силы, средства массовой информации и которая характеризуется наивысшей концентрацией власти, наибольшей способностью к решению общественных проблем.

Основными атрибутами (признаками) государства являются: территория, население, власть.

Территория - составляет физическую, материальную основу государства, это не только так называемая «твердая земля», но и недра, водное и воздушное пространство. Территория как признак государства нераздельна, исключительна (на территории государства господствует власть только этого государства), неотчуждаема. Государство, лишившееся территории, перестает быть государством (Речь Посполитая в конце ХVІІІ в.).

Население государства - совокупность людей, проживающих на данной территории. Влияние государства на население носит всеобщий характер. Каждый человек, проживающий на территории определенного государства, включая и иностранных граждан, подчиняется единой власти. Не может быть государства без народа, но обратная ситуация возможна (еврейский народ до 14 мая 1948 г., курды, цыгане - до настоящего времени).

Власть является определяющим признаком государства. Власть осуществляется органами на определенной территории. Государственная власть должна быть суверенной, эффективной, организационно оформленной, успешно решающей задачи, стоящие перед государством.

Отличительными признаками государства являются:

а) суверенитет, т.е. верховенство государственной власти внутри страны и независимость вовне. Государство обладает высшей и неограниченной властью на данной территории, само определяет, какими будут его отношения с другими государствами, а те, в свою очередь, не вправе вмешиваться в его внутренние дела. Государство располагает суверенитетом независимо от величины территории, численности населения. Суверенитет не является синонимом абсолютной самостоятельности, т.к. на практике может быть ограничен реальными отношениями внутри страны и на международной арене. В качестве примера можно привести вмешательство блока НАТО во внутренние дела Югославии во время Косовского конфликта в 1999 г.

б) монопольное право на применение принуждения. Обладая исключительным правом на легальное насилие, государство располагает для этого необходимыми органами (армия, суд, полиция).

в) монопольное право на издание законов и правовых актов, обязательных для всего населения.

г) монопольное право на взимание налогов и сборов с населения.

д) наличие специальной системы органов и учреждений, реализующих функции государственной власти (правительство, чиновники).

Наши рекомендации