Государство, его сущность, происхождение , основные признаки, функции, формы.

Как надстроечное явл, политика вторична к базису, зависит и опр им. НО политика может оказывать на экономику и обр влияние. Она может сдерживать раз-тие экон базиса( пример - совр россия). Но П может оказ и положительное возд на экономику (для чего, собственно говоря, она и призвана) Правильная политика ускоряет раз-тие экономики. Активная роль П особенно высока в кризисные моменты истории. Политика и полит отнош появл с разд О на классы, когда в силу противополож их интересов О не может больше регулировать свои взаимоотнош с помощью традиций и О мнения. Появл потребность в сист норм и з-нов. Совокупность правил, норм поведения людей, уст гос-вом наз правом. Право - цельная сист з-нов, направленных на регулир взаимоотнош м-у нациями, классами, . . . Главная задача права - сохранить экономический строй О и его соц структ. Для реализации права существует гос-во. Оно явл основн институтом полит сист О. Вывод: ПСО - это сист гос-ных и О организаций, учрежд, институтов регулирующая полит взаимоотнош м-у нациями, классами, соц группами, и осуществл определенные полит ф-ции. В ПСО входят гос-во, полит партии, обществ организации, многообразные отношения, возник в полит сфере О.

Основным институтом ПСО является государство. Существует множество теорий происхождения Гос-ва.

1. Теория общественного договора. (Руссо, Гоббс, Радищев) Считали, что гос-во возникло в рез-те общественного договора, сознательно заключ м-у людьми.

2. Теория насилия. именно насилие одних людей над другими привело к возникновению гос-ва.

3. Психологическая( Шопенгауер) Рассматривал гос-во как рез-т потребности одних людей подчинятся, других - управлять.

4. Классовая теория (маркс и энгельс) С их точки зрения гос-во возникает с появлением классового О и разделение О на классы они наз гос машиной для поддержания господства одного класса над другим .

5. Социально-демократическая Утв, что гос-во есть естественно-истор инструмент для обеспечения определенного масштаба прав и свобод людей, особенно в усл-ях сой нерав-ва. Сущность гос-ва закл в сист организ полит власти в О направленной на регулирование национальных, соц-полит и др отношений.

Гос-во имеет след признаки:

территория, публичная власть( суд, прокуратура.. . .. ), налоги, право.

Функции Гос-ва подразд на

--Внутренние

1. Регулирование взаимоотнош м-у классами, нациями и т.д. Главная задача -обесп права и свободы граждан. 2. Конституционная ф-ция. Осуществл как основание з-на.

3. Правоохранительная.4. Ф-я регулирования экономики в масштабах своей территории.

5. Соц защита 6.Планирование. Все эти ф-ции направлены на управление О отношениями в рамках этого Гос-ва.

-- Внешние

1. Оборонная 2. Внешнеэкономическая

3. Дипломатическая. Возникнув на опр этапе, гос-во постоянно изменяется. Гос-ное управление осущ в различных формах как по способу управления так и по организации национально - территориального устройства.

Различают след формы правления:

Монархия форма гос упр , главой к-рого явл монарх. Различают абсолютную монархию и конституционную. 1-ая характерна для ранней стадии раз-тия истории. 2-ая представляет собой власть монарха, огр парламентом.( существует и в совр развитых об-вах.

Республика- форма правления при к-рой высш гос власть принадлеж выборному представительному органу, а глава гос-ва избирается народом гос-ва.

Гос-ва различ по полит режимам. Полит режим - это сист методов осуществл власти, степень реализации демократ прав и свобод. Полит режимы бывают:

Олигархия-режим при к-ром полит власть принадлежит узкой группе лиц. Она характерна для ранних стадий раз-тия О, когда кол-во экономически дееспособных субъектов было мало.

Демократия - режим при к-ром народ явл источником и носителем власти. Признается право народа участвовать в решении гос задач наряду с широким кругом гражд прав и свобод.

Фашизм- режим, при к-ром власть осуществ наиболее реакц и агрессивными кругами О. Это открыто террорист диктатура. Важнейшие черты Ф- (применение крайних форм насилия против трудящихся, шовинизм, Широкое исполнение гос-но - монополистических методов рег экономики, полит демагогия)

Авторитарный режим- антидемократическая система власти, сочет с элементами личной диктатуры.

Парламентский режим - система гос власти, при к-рой четко распред ф-ции исполнительных и законодательных органов при привелегированном положении парламента.

Гос-ва различ по способу территор ус-ва

Тоталитарные- Гос-во не имеет в своем составе федеративных единиц, а подразделяется на территор единицы в целях удобства администр првления. Такое гос-во организовано по принципу жесткой подчиненности тер-х единиц центру, без каких либо прав на местах.

Федеративное гос-во- входящие в состав гос-ва федеральные единицы имеют свою конституцию, законодат, исполнительные и судебные органы. Наряду с этим образованы единые федеральные органы гос-ва, устанавл единое гражданство, денеж единицы. Разл мононац федерации и многонац.

Конфедерация - гос-ва, образ К полностью сохраняя свою независимость, имеют собств органы гос власти , но объединяются для решения какой -либо экон или полит задачи .

Наши рекомендации