Понятие политики, ее структура, уровни и функции

Структура, методы и функции политологии. Роль политических знаний в современном мире

Вструктуре политологии выделяют: - полит теорию (исследует законы функционирования и развития полит процесса, полит институтов,систем); - эмпирическую политологию (изучает полит действия, поведение личности и соц общностей, исследует мотивы поведения, поступки, ценностные ориентации, популярность субъектов политики, полит имидж); - прикладную политологию (разрабатывает методики и технологии воздействия на полит процесс). Методы исследования: научный– это система приемов, способов, с помощью кот достигается объективное познание действительности, они включают процедуры и средства исследования, анализа, проверки и оценки данных. Эти методы можно разделить на:-общелогические (анализ и синтез, дедукция и индукция, абстрагирование, от абстрактного к конкретному, сравнение); - общетеоретические (институциональный, нормативно-ценностный, системный, социологический, психологический); - эмпирические (использование электоральной статистики, анализ документов, анкетирование, опрос, теория игр, наблюдение). По другой классификации выделяют: - общенаучные м-ды (анализ и синтез, индукция и дедукция, наблюдение и эксперимент, верификация и фальсификация); - социально-гуманитарные(институциональный, сравнительный, исторический, соц опросы, анкетирование, психологические тесты, анализ символов и знаков); - специально-научные( методы, наработанные в самой политологии, а также комбинирование, модификация методов других соц наук, напр ситуационный анализ, экспертные оценки, позиционный и ресурсныйметоды). Функции: - носеологическая(познавательная, аналитическая) –состоит в адекватном отражении полит реальности, раскрытии закономерностей полит развития, выработке систематизированных знаний о политике. –рационализации полит жизни (инструментальная) – заключается в разработке рекомендаций субъектам политики, экспертизе и консалтинге, организации полит компаний.- полит-койсоциализации – связана с формирование полит культуры (полит наука формирует гражданственность и демократическую культуру населения). – мотивационно-регулятивнаяф-ция связана с непосредственнымвлиянием полит знания на полит поведение и полит культуру людей.

Христианско-теологические концепции политики. (Августин Блаженный, Фома Аквинский).

Августинвыдвинул учение о двух градах: божественном и человеческом. Все люди принадлежат к одному из этих «градов». Человеческий град — это град проклятых Богом людей, нечестивцев, которые обречены на погибель. Град божий или Божье царство образуют праведники, которые предопределены к спасению. С приходом Христа и созданием христианской церкви «град Божий» реализуется через деятельность церкви. Отсюда проистекает получившая широкое распространение в средневековье идея господства церкви над государством, духовной власти над светской. Фома Аквинский учил, что повиноваться властям следует лишь в той мере, в какой они благословенны духовной властью. Если же власть просто завоевана, отобрана у законного правителя, то всякий вправе ей сопротивляться. Точно также можно и должно не повиноваться распоряжениям властей, если они предписывают греховные деяния. Он был сторонником монархии, различал два типа монархии: абсолютную и политическую. Политическую он считал предпочтительней, т к в ней монархи руководствуются законом и действуют в его пределах.

Политическая власть: сущность, структура и функции.

Власть – это способность одного субъекта проводить свою волю внутри данных социальных отношений, не смотря на сопротивление другого. В структурном отношении основными компонентами власти являются субъект, объект, средства (ресурсы).

«Политическая власть – это реальная способность одних социальных групп проводить свою волю в политике и правовых нормах». Особенности политической власти: способность и готовность субъекта политической жизни выразить политическую волю; охват всего поля политического пространств; наличие организационных структур, посредством которых субъект политического волеизъявления осуществляет политическую деятельность; воздействие субъектов политической деятельности на формирование права, осуществление законности; обеспечение социального господства в обществе субъекта политической власти.

Основными компонентами власти являются ее субъект, объект, средства (ресурсы) и процесс, приводящий в движение все ее элементы и характеризующийся механизмом и способами взаимодействия между партнерами.

Субъект и объект – непосредственные носители, агенты власти. Субъект воплощает активное, направляющее начало власти.Для возникновения властных отношений необходимо, чтобы субъект обладал рядом качеств. Прежде всего это желание властвовать, воля к власти, проявляющаяся в распоряжениях или приказах.Помимо желания руководить и готовности брать на себя ответственность субъект власти должен быть компетентным, знать суть дела, состояние и настроение подчиненных, уметь использовать ресурсы, обладать авторитетом. Для политической власти важнейшее значение имеет организованность субъекта.Субъекты политической власти имеют сложный, многоуровневый характер. Ее первичными акторами являются индивиды и социальные группы, вторичными – политические организации, субъектами наиболее высокого уровня, непосредственно представляющими во властных отношениях различные группы и организации, — политические элиты и лидеры.Субъект определяет содержание властного взаимодействия через распоряжение (приказ, команду), в котором предписывается поведение объекта власти, указываются или подразумеваются поощрение и наказание за выполнение или невыполнение команды.Власть всегда двустороннее, асимметричное, с доминированием воли властителя взаимодействие ее субъекта и объекта. Она невозможна без подчинения объекта.

Основная функция политической власти – управление, руководство обществом в целом (страной, государством) и каждой его сферой (политической, экономической, социальной и др.). Вторая функция тесно взаимосвязана с первой (основной) – это функция оптимизации самой политической системы, приспособление ее институтов (государство, партийная система, избирательная система и т.д.) к целям, задачам и самой сути тех сил, которые пришли к власти.Третья функция политической власти – обеспечение стабильности в стране. В разных государствах и разной политической власти это удается в разной степени.Таковы три основные функции политической власти.

Типы и стили лидерства.

Классическая типология по Веберу:Традиционное - лидерство основывается на вере, святости традиций, обычаев. Передается по наследству; Рационально-правовое – лидерство основывается на вере в законность существующего порядка и в его разумность, лидер избирается и отстраняется на основании закона;

Харизматический лидер – вера в особые притягательные качества. Лидер способен решать задачи в кризисных ситуациях, т.к. народ доверяет, есть большая вероятность превращения лидера в диктатора.

Типология по Херману:Лидер-знаменосец – имеет своё виденье реальности и программу деятельности; Лидер-служитель – выражает интересы приверженцев и действует от их имён; Лидер-торговец – умеет убеждать в необходимости той или иной деятельности; Лидер-пожарный – быстро и своевременно откликается на проблемы.

Типология по Парето:Лидеры-львы и лидеры-лисы.

Типология Такера: Консерватор, Реформатор, Революционер.

Стили: - Авторитарный – лидер, требующий монопольной власти, единолично определённой цели группы и пути её достижения, повышает активность подчинённых с помощью административных мер. В коллективе царит атмосфера страха, последователи превращаются в пассивных исполнителей воли, похвала и порицание отсутствуют. - Демократический – (наиболее приемлемый) – Лидер формирует деятельность группы на основе предложений, информация не монополизируется, а ответственность распределяется между членами группы, в коллективе присутствует атмосфера доброжелательности. - Не вмешивающийся – Лидер старается уйти от решения проблем и перекладывает свою ответственность на других.

Типы избирательных систем.

Избирательная система представляет собой совокупность установленных законов, правил, норм, с помощью которых определяются итоги выборов и распределение мандата (право заседать). Мажоритарная избирательная система – победитель выборов получает большинство голосов. Различают абсолютное большинство (50%+1голос), относительное большинство (обычное большинство голосов), квалифицированное большинство (необходимо набрать определенное заранее количество голосов). + Учитывается мнение большинства, крепкие связи между избирателем и депутатом, - Не учитывается мнение меньшинства, преобладание местных интересов над интересами государства, глава государства может быть избран меньшинством. Пропорциональная избирательная система – голосование идёт не за кандидата, а за списки, представленные партией. Различают жесткие списки (голосовать нужно за весь список) и негибкие списки (голос отдаётся за список, в котором можно отдать предпочтение любому кандидату, в этом случае избиратель изменяет порядок кандидатов). Для определения итогов голосования установлена квота – минимальное необходимое количество голосов. Квота определяется через деление общего количества голосов на число депутатских мест, места между партиями определяется делением голосов на квоту. + Учитывается мнение меньшинства, широкое представление партий; - Сложности формирования правительства; слабые связи между избирателем и депутатом.

Смешанная избирательная система – избиратель обладает 2мя голосами. Как правило, для пропорциональной и смешанной систем существует понятие заградительного барьера – существование некоторого процентного порога, который должна переступить партия, чтобы стать депутатской.

Любая избирательная система сталкивается с таким явлением, как абсентеизм – неявка избирателей на выборы. Бывает осознанной и неосознанной.

Понятие политики, ее структура, уровни и функции

Термин политика происходит от древнегреч слова «polis» (община-государство, город-государство). Политика - «искусство управлять государством»; «искусство общения»; «деятельность по обеспечению общего блага». Политика- общественные, публичные гос дела. Политика – область целенаправленных отношений м/у соц группами, соц институтами, индивидами по поводу использованияинститутов публичной власти для реализации их общественных запросов и потребностей. Политика –есть борьба за власть (Ленин).

Политика существует в виде деятельности и поведения людей, их мышления и речи. Она имеет сложное строение. В научной литературе существуют различные интерпретации структурыполитики. Одно из распространенных делений политики - разграничение в ней формы, содержания и процесса (отношений). Форма политики (polity)— политическая организация общества, государство и другие политические институты, организационные и правовые нормы, придающие политике устойчивость, стабильность и позволяющие регулировать политическое поведение людей. Иначе говоря, форма политики - это институциональные рамки политической деятельности и поведения людей. Содержание политики (policy) - политические цели, программы и ценности, проблемы, которые решает политика, мотивы и механизмы принятия политических решений. Политический процесс (politics)- политическая деятельность иотношения как сложное конфликтное взаимодействие субъектов политики, претендующих на власть или стремящихся повлиять на принятие политических решений. Политика в смысле politics относится к той области общественной жизни, где конкурируют или противоборствуют различные политические (в значении policy) направления, борются личности или группы, имеющие собственнуюpolicy, то есть свои цели, свои интересы, а то и свое мировоззрение.Эти термины, несмотря на их различия, взаимосвязаны. Одни политические курсы, определяемые как программы действия, всегда могут войти встолкновение с другими. Программы действий не обязательно согласованы между собой; в этом отношении политика как область общественной жизни чревата как конфликтами, так и компромиссами.Между тем политическое сообщество, как правило, сочетает планы, частично противоречащие друг другу, а частично - совместимые. Политика – это 1) всегда деятельность людей, и 2) одна из составных частей общественных отношений. Эта позиция требует ответов на вопросы: Кто и как занимается политической деятельностью? Какие общественные проблемы являются поводами, основой политических отношений?Все те, кто способен к политической деятельности и занимается ею, являются субъектами политики. Субъектов политики различают и по классификации М. Вебера, согласно которой они представлены, по крайней мере, 3 группами:1) «политики по случаю», – это те граждане, политическая деятельность которых ограничивается периодическим участием в выборах, референдумах, митингах, демонстрациях и т.д. 2) «политики по совместительству» –это граждане, для которых политическая деятельность не является главным делом, но занимает значительное место в их жизни; они, как правило, являются активными членами политических партий, постоянными участниками политических партий;3) «политики по профессии» –это граждане, для которых политическая деятельность является основным источником доходов. В их числе – главы государств, премьер-министры и члены кабинетов министров, парламентарии, лидеры политических партий и т.д. Являясь субъектами политики, люди вступают в соответственные, т.е. политические отношения. Их особенность как одной из составных частей общественных отношений в том, что они возникают, функционируют и развиваются по поводу таких исключительно важных для общества проблем, которыми являются: - вопрос об устройстве государства;- вопрос: кто должен управлять государством? - как должна быть распределена государственная власть и каковы её пределы? - в чьих интересах и во имя каких целей должна действовать государственная власть? Политические отношения пронизывают все сферы жизни людей и являются автономным фактором развития общества. Любая общественная проблема приобретает политических характер, если её решение, прямо или косвенно, связано с проблемой политической власти (Маркс).Самые общие функции политикихарактеризуют предназначение политики в обществе, к ним относятся:- выражение интересов социальных групп и общества в целом; - предотвращение и регулирование конфликтов между общественными интересами; - руководство и управление общественными процессами; - поддержание и укрепление целостности общества как сложноорганизованной социальной системы, обеспечение общественного порядка; - политическая социализация личности, включение ее в мир политических отношений, - формирование социальных качеств на основе политического участия; - сочетание преемственности и инновационности в развитии общества.

Наши рекомендации