Политика и политическая власть как объекты политологического изучения. Структура, уровни и функции политики.

Структура, функции и методы политологии. Ее взаимосвязь с другими науками.

Структура политологии в самом общем смысле состоит из теоретического и практического знания.

*Теоретическая политология формирует фундаментальные знания о политической деятельности и процессах политического развития, разрабатывает концептуальный аппарат науки, методологию и методы политических исследований.

*Прикладная политология изучает проблемы преобразования политической действительности, анализирует пути и средства целенаправленного воздействия на политические процессы, предлагает конкретные рекомендации для достижения практических результатов. Сфера ее внимания - технология и техника организации власти, конкретная деятельность различных политических институтов, избирательные кампании, общественное мнение, особенности политической ориентации и политического поведения различных социальных групп. Выводы прикладной политологии могут служить основанием для формулирования положений теоретической политологии.

Функции политологии.*Гносеологическая. Политология позволяет получать новые знания и формализовывать существующие. *Аксиологическая. Политология формирует систему ценностей, позволяет давать оценки политическим решениям, политическим институтам, политическим событиям.

*Теоретико-методологическая. Политология разрабатывает теории и методологии исследования политических явлений.

*Социализирующая. Позволяет людям разобраться в сути политических процессов. *Мотивационная. Политология может формировать мотивы и действия людей. *Практико-политическая. Экспертиза политических решений, теория политических реформ.

*Прогностическая. Политология прогнозирует политические процессы.

Методы

*Первая группа — общелогические методы, используемые политологией как одной из обществоведческих наук (философия, социология, экономика). Это — не собственно методы политической науки. Сюда входят:

.анализ и синтез; .индукция и дедукция; .аналогия;

.моделирование; .классификация; .абстрагирование и восхождение от абстрактного к конкретному; .сочетание исторического и логического анализов; .мысленный эксперимент.

*Вторая группа — методы эмпирических исследований, получения первичной информации о политических фактах. Сюда относятся:

.использование статистики (прежде всего электоральной);

.анализ документов (количественный и качественный контент-анализ); .опрос (анкетный и экспертная оценка);.интервьюирование; .лабораторные эксперименты; .теория игр; .современные компьютерные технологии, включая методы искусственного интеллекта и другие

Взаимосвязь

*с историей – политология исследует логику развития политического процесса в историческом ракурсе;

*с экономической наукой - экономические исследования связаны с политологическими, так как экономика определяет политику;

*с философией – философия, выступая методологической базой политологии, в то же время использует её выводы для макрообобщений;*с правом, поскольку для реализации политических решений, принимаемых на основе политологических знаний и анализа, необходимы правовые механизмы.

Политические – играют главенствующую роль, т.к. преломляют, синтезируют, детерминируют все другие виды отношений. Политические отношения находят свое выражение в реальной политической деятельности элементов политической системы, прежде всего государства. Они гарантируют безопасность и создают условия для развития всех остальных отношений, т.к. в концентрированном виде выражают классовые интересы, что и определяет их главенствующее положение.

Экономические и научно-технические. В современных условиях эти два вида международных отношений практически неотделимы, и, кроме этого, не могут существовать в отрыве от политических отношений. Внешняя политика направлена, как правило, на защиту экономических отношений, которые влияют на формирование мирового рынка, международного разделения труда. Состояние экономических отношений во многом определяется уровнем развития производства и производительных сил государств, различными моделями экономики, наличием природных ресурсов и другими секторами.

Идеологические отношения – относительно самостоятельная часть политических отношений. Роль и значение идеологических отношений изменяется в зависимости от изменения роли идеологи в обществе. Но характерна общая тенденция – к возрастанию роли идеологии, а следовательно, и идеологических отношений.

Международно-правовые отношения – предполагают регулирование взаимоотношений участников международного общения правовыми нормами и правилами, о которых эти участники договорились. Международно-правовой механизм позволяет участникам защитить свои интересы, развивать взаимоотношения, предотвращать конфликты, решать спорные вопросы, поддерживать мир и безопасность в интересах всех народов. Международно-правовые отношения носят универсальный характер и основываются на системе общепризнанных принципов. Кроме общепризнанных норм, регулирующих все виды международных отношений, существуют и специфические нормы, которые регулируют их специальные направления (дипломатическое право, морское торговое право, международный арбитраж, суд и т.д.).

Военно-стратегические отношения, к которым относится обширная сфера специфических общественных, международных отношений, так или иначе связанных с прямым или опосредованным созданием, наращиванием, перераспределением военной силы.

Создание ядерного оружия радикально изменило характер, масштабы и интенсивность военно-политических отношений государств: союзнические, конфронтационные, кооперационно-конфронтационные.

Культурные отношения, в основе которых лежат процессы интернационализации общественной жизни, взаимопроникновения и обогащения культур, систем образования, бурное развитие средств массовой информации. В большинстве своем основное значение в их развитии имеют неправительственные организации.

Все виды международных отношений могут существовать в различных формах, которые весьма разнообразны:

*политические: правовые, дипломатические, организационные и т.д.;

*экономические: финансовые, торговые, кооперативные и т.д.;

*идеологические: соглашения, декларации, диверсии, психологическая война и т.д.;

*военно-стратегические: блоки, союзы и т.д.;

*культурные: гастроли артистов, обмен информацией, выставки и т.д.

Система международных отношений находится в постоянном развитии и совершенствовании, появляются новые виды, уровни отношений, их формы наполняются новым содержанием. Международные отношения находят свое реальное воплощение во внешнеполитической деятельности государств, партий и т.д.

Политика и политическая власть как объекты политологического изучения. Структура, уровни и функции политики.

В самом общем виде политологию можно рассматривать как науку о политике. Это значит, что политика является объектом исследования политологии. Дать определение понятию «политика» достаточно непросто, в первую очередь, потому, что нелегко выделить политические явления в «чистом виде». Они всегда тесно переплетены с религиозными, культурными, экономическими, идеологическими и другими проявлениями общественной деятельности. Кроме того, следует учитывать, что сама политика также представляет собой достаточно сложную и многогранную сферу общественной жизнедеятельности. Во-первых, политика – это сфера деятельности и соперничества определенных общественных групп: классов и наций (марксизм) или же заинтересованных групп, во-вторых, политика – это деятельность, направленная на обретение, удержание и использование власти. В-третьих, политика – это всё то, что связано с государством, партиями и общественно-политическими движениями. Именно с их помощью участвуют в политике различные общественные группы. Именно через них они оказывают влияние на власть, а сама власть претворяется в конкретные действия. В-четвертых, политика – это сфера реализации интересов людей, обусловленных их материальными потребностями. В-пятых, политика – это деятельность по насильственному и мирному разрешению конфликтов. Всякая политика по природе своей конфликтна, поскольку в её основе лежат противоречия, придающие ей внутреннюю динамику. Вместе с тем политика предполагает некоторый консенсус, включающий в себя признание легитимности власти, подчинение закону, соблюдение совместно выработанных «правил игры», возможность достижения компромиссов и согласия по отдельным принципиальным вопросам политической деятельности.Понятие «политическая власть» относится к числу основополагающих понятий политологии и даёт ключ к пониманию политики, политических отношений, политических институтов, государства. Политическая власть является ядром политической системы общества и определяет её построение и функционирование. Политическая власть – это реальная способность и возможность тех или иных социальных субъектов – индивидов, социальных групп и общностей – подчинять своей воле поведение других людей посредством экономических, организационно-правовых и идеологических механизмов, а также с помощью авторитета, традиций и насилия. Всякая политическая власть непосредственно связана с интересами определенных общественных групп, каждая из которых, добиваясь власти, стремится отстаивать, прежде всего, свой собственный интерес. Политическая власть реализуется с помощью самых различных организаций, в том числе с помощью партий, профсоюзов, политических элит, отдельных лидеров, международных организаций и т. д.Структура, уровни и функции политики.

Политика имеет сложную структуру. Чаще выделяют в ней три главных элемента:1. Политические отношения и политическая деятельность (отражают устойчивый характер взаимодействия общественных групп между собой и с институтами власти).

2. Политическое сознание (свидетельствует о принципиальной зависимости политической жизни от сознательного отношения людей к своим властно значимых интересов).3. Политическая организация (характеризует роль институтов публичной власти как центров управления и регулирования общественных процессов). Включая такие элементы: совокупность органов законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти; партийные и общественно-политические институты; группы давления, общественные организации и движения и т.д..В политологии выделяют (в основном на общегосударственном уровне) такие функции политики:- Удовлетворение властно значимых интересов всех групп и слоев общества;- Рационализация конфликтов и противоречий, направление их в русло цивилизованного диалога граждан и государства;- Принуждение в интересах отдельных слоев населения или общества в целом;- Интеграция различных слоев населения путем подчинения их интересов интересам всего общества;- Социализация личности (привлечение ее к сложного мира общественных отношений);- Обеспечение последовательности и инновационности социального развития как общества в целом, так и отдельного человека.

Помимо составных частей и элементов в политике иногда выделяют три уровня ее существования. Первый, собственно политический, макроуровень, характеризует государство как целое, публичную принудительную власть, ее устройство и функционирование в центре и на местах. Второй, микроуровень, политики охватывает отдельные организации: партии, профсоюзы, корпорации, фирмы и т.п. Здесь, как ив государстве в целом, также обнаруживаются внутренние явления и процессы, свойственные большой политике: выдвижение и реализация коллективных целей, принятие решений, распределение должностей и благ, применение санкций, соперничество индивидов и групп за власть, конфликты интересов и т.д. Третий, мегауровень, политики относится к деятельности международных организаций: ООН, НАТО, ЕЭС и т.п.Первый из этих уровней занимает центральное место и характеризует суть политики. Второй и третий уровни имеют подчиненное значение.

Наши рекомендации