Структура, уровни и функции политики

Основные структурные компонентыполитики:

- Политические отношения, т.е. взаимоотношения политической власти и оппозиции и т.д.;

- Политическое сознание, т.е. осознание субъектами политической сферы, своих полит. интересов.

- Политическая организация общества

- Практическая деятельность политических субъектов по осуществлению выработанного курса и достижению конкретных политических целей.

В политике выделяют такие уровни её существования как:

Макроуровень, который характеризует публичную власть, её устройство и функционирование в центре и на местах, государство как целое.

Микроуровень, когда политика охватывает отдельные организации и взаимоотношений между людьми.

Мегауровень, который относится к деятельности международных организаций, блоков и союзов государств.

Основные функции политики:

- обеспечение целостности и стабильности общества;

- мобилизация социальных ресурсов;

- предотвращение и разрешение социальных конфликтов

- управление

- организация

- контроль

- Прогностическая - определение перспектив общественного развития, создание различных моделей будущего состояния экономики, политической системы, культуры общества.

- Интегрирующая - объединение различных групп общества на основе возвышенных идей, интересов и ценностей.

- Идеологическая – разработка определенного общественного идеала.

- Воспитательная нацелена на активное включение человека в политическую жизнь.

- Инновационная нацелена на творческое осмысление политической действительности, способов и методов ее изменения.

Политика и экономика

Политика детерминирована экономикой является выражением ее сути. Особенно ярко зависимость политики от экономики проявляется на переломных этапах развития общества. Взаимосвязь политики и экономики имеет сложный характер.

Политика может активно влиять на экономику. Политика может способствовать экономическому развитию, т.е. на основе познания и использования экономических законов она определяет главное направление, пути и методы решения экономических проблем. В то же время политика может ставить и преграды экономическому развитию. Следует избегать крайностей в оценке взаимодействия политики и экономики. Недооценка роли политики ведет к стихийности и пассивному выжиданию. «Саморегулирующаяся» экономика при современном динамичном развитии общества практически невозможна.

Так, слабо развитая экономика, как правило, предполагает централизацию власти и усиливает авторитарные тенденции.

В основном экономика оказывает то или иное воздействие на политику через социальную сферу, т.е. определяя материальное положение разных социальных групп и обусловливая тем самым дифференциацию социальных статусов их членов. Таким образом, люди, в зависимости от экономического содержания своих интересов могут обращаться к различным политическим формам их удовлетворения: выдвижению требований к государственной власти, формированию политических движений и партий, выражению своего мнения на выборах и т.д.

Политика, сформировавшаяся значительно позже, чем возникло производство и обмен, тоже не может рассматриваться как основополагающий фактор развития экономики. В то же время политика сохраняет значительные регулятивные способности воздействия на экономические процессы. Политического влияния на экономику может быть: позитивным, негативным или нейтральным.

Политические методы регулирования должны использоваться лишь в тех секторах экономики, где не хватает внутренних источников самодвижения или требуются серьезные трансформации сложившихся порядков.

Политика и идеология

Термин "идеология" был введён французским учёным и означал "науку об идеях". Однако с введением этого термина в научный оборот стали складываться разные взгляды на это явление. Так, согласно марксизму, идеология - это совокупность общественных идей, теорий, взглядов, которые отражают и оценивают социальную действительность с точки зрения интересов определённых классов.

Отношения политики и идеологии определяются специфическими особенностями, которые присущи им и сближают их. Они представляют собой явления сознания, опирающиеся на материальную, экономическую основу жизни общества, а также на её культурные и духовные основания. Они универсальны - способны охватывать самые различные области мысли, деятельности, поведения и определять их направление, цели и средства. Идеология указывает политике систему идеалов и ценностей, к которым та должна стремиться.

Политика и идеология проникают во все сферы общественной жизни. Идеология способна и вытеснять политику, и подчинять её себе.

Естественным отношением политики и идеологии является их непосредственное объединение в политико-идеологический комплекс. Идеология слита с политикой непосредственно. Политика идеологична по своей сути, как стремление управлять, направлять, контролировать во имя определённой идеи, замыслов, тех или иных интересов и целей.

Однако, чрезмерная идеологизация политики делает её неспособной определять и решать общественно важные задачи, порождает тоталитарные режимы со всеми вытекающими из этого последствиями.

В современной политической идеологии появились специфические отрицательные идеологии (антикоммунизм, антифашизм); обновление традиционных идеологий (неолиберализм, неомарксизм), сохраняющие основные установки прежних течений, но и существенно меняющие оценки и подходы.

Любая политика имеет определенную теоретическую основу, которая выражается в определенной идейной доктрине. Идеология разрабатывает цели и задачи развития общества, определяет те социальные силы, опираясь на которые можно достичь цели. Политика всегда имеет определенную идеологическую направленность. Связь политики с идеологией можно представить через национальную идею. Для РБ – идея национального возрождения выражается в том, чтобы дополнить политический суверенитет экономическим.

Политика и мораль

Мораль и политика – секторы общества, которые регулируют поведение людей и имеющие общие черты и отличия. Обе этих сферы вырастают из единого источника — противоречия между индивидуальностью и уникальностью человека — с одной стороны, и его коллективной природой — со стороны другой.

Политика представляет собой деятельность, направленную на разрешение групповых социальных конфликтов, затрагивающих все общество и требующих применения власти. Мораль же характеризует повседневные индивидуальные отношения между людьми, частным случаем которых являются конфликты, обычно не достигающие политической остроты. Мораль удерживает человека от опасных для него искушений, способствует разрешению противоречий между индивидом и всей общностью.

Политика, как и мораль, имеет основание претендовать на защиту общего блага и социальной справедливости, хотя очень часто она далека от выполнения этих гуманных задач.

Мораль всегда индивидуальна, ее субъект и ответчик — отдельный человек, делающий свой нравственный выбор. Политика же носит групповой, коллективный характер. В ней индивид выступает как часть или представитель класса, нации, партии и т.п. Личная ответственность индивида как бы растворяется в коллективных решениях и действиях.

Политика ситуативная. Ориентируясь на успех, она призвана учитывать реальную ситуацию, все факторы, способные повлиять на достижение целей. Моральные же требования в своей основе универсальны и, как правило, независимы от конкретной обстановки.

Человек неизменно стремится к положительным самооценкам своих действий, поэтому моральное сознание максимизирует его внутренние требования к исполнению целей. Если политика подчиняет человека приземленным целям и понятиям, то мораль ориентирует на возвышенные смысло значимые идеи и представления. В то время как политическое сознание заставляет человека оценивать события и поступки с точки зрения вреда или пользы, выгоды или убытка, моральное сознание помещает эти же вопросы в плоскость взаимоотношений абстрактного Добра и Зла, сущего и должного.

Политика и право

Право и политика – две взаимосвязанные сферы общественной жизни. Взаимоотношения права и политического государства двусторонни: с одной стороны, государство санкционирует и Констатирует систему права, делая ее публичной, общеобязательной, всеобщей, причем ее нарушение влечет за собой меры государственного воздействия; но с другой стороны, само государство поддерживается и обеспечивается правом.

Общим между политикой и правом является то, что они являются регулятивными, взаимозависимыми системами общества. Отличия же между ними в этом смысле исходят из того, что это различные регулятивные системы.

Важное различие между политикой и правом исходит из разницы между политической и административно-правовой сферами управления. Право и административно-правовая сфера – это прежде всего законы, указы, распоряжения; политика, политическая сфера управления – это стратегия и тактика поведения и деятельности людей и их организаций, воздействие властных структур на общество с помощью правовых норм и других средств и мер в большей степени (силовых, материальных, идеологических, психологических и иных).

Другое отличие в том, что нормы права достаточно определенны и «устойчивы», а политика более изменчива и непостоянна. Политика является более гибкой и противоречивой, менее определенной и постоянной, чем право, сферой взаимодействия людей.

Политика – более широкое явление, чем право и государство. Политика обычно есть везде, где есть право, но закон далеко не всегда присутствует в политических решениях, отношениях и процессах. Различие состоит и в том, что политика может видоизменяться очень быстро, а право меняется медленнее и обычно через официальное нормотворчество.

Основные варианты взаимодействия между политикой и правом:

1) подчинение политикой права

2) абсолютизация права и приписывание ему нереальных возможностей;

3) сохранение разумного взаимодействия политики и права

В целом добиться соответствия этих двух сфер и механизмов общественного регулирования – значит сформировать законодательную базу, закрепляющую основные цели и ценности политически лидирующих групп. В результате такого соединения регулятивных возможностей обеих сфер государственная власть приобретает необходимую стабильность, предотвращая общество от крайностей политической конкуренции. Правовое и социальное государство служит надежной основой для осуществления подлинно демократической политики в обществе, а она является, в свою очередь, необходимым условием, для соответствующего совершенствования правовых норм в установленном порядке.


Наши рекомендации