Особенности взаимодействия гражданского общества и государства.

В настоящее время многие черты российского гражданского общества находятся в стадии формирования. Сегодня этот процесс осложняется нестабильностью общественно-политических структур, замедленным выходом к цивилизованным рыночным отношениям, отсутствием широкого социального слоя собственников, низкой эффективностью механизма правовой защиты личности. Конституцией были формально закреплены основополагающие идеи гражданского общества. Человек, его права и свободы объявлены высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства. Провозглашено разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, установлены гарантии, органов местного самоуправления. Но для воплощения в жизнь всего, что написано в Конституции, необходим высокий уровень правосознания всех граждан, которого, к сожалению, в нашей стране слишком низок, чтобы говорить о полноценном гражданском обществе и правовом государстве. Одной из главных особенностей становления и формирования гражданского общества в России - строительство демократических институтов и соответственно институтов гражданского общества в России ведется «сверху», если иметь в виду, что естественный процесс формирования гражданского общества должен идти «снизу».Общеизвестно, что в нашей стране гражданская, общественно-политическая активность до начала 90-х годов реализовывалась в рамках официально признанных организаций, число которых было весьма ограниченным. Хотелось бы обратить внимание ещё на одну особенность формирования гражданского общества в России. Как то так получилось, что гражданское общество у нас формируется не только «сверху», но и «извне». Сегодня интерес к российскому гражданскому обществу проявляют в Америке и ряде европейских стран, не только в форме научных исследований, но и оказания прямой помощи, включая финансовую, определённому кругу организаций, в частности, через программы развития гражданского общества и привлечение российских неправительственных организаций к «решению конкретных проблем в постсоветской России». Властные структуры, особенно в регионах, в своем большинстве не идут на широкое сотрудничество с неправительственными организациями, видя в них оппозиционное начало, мешающее спокойной работе бюрократической машины. При этом оппозиционность часто понимается как конфронтационность, хотя на самом деле многие неправительственные организации в современных условиях могут успешно работать только при тесном сотрудничестве с властными структурами. В строительство гражданского общества вовлечена меньшая часть граждан страны., 85 процентов россиян не видят возможности влиять на принятие государственных решений.




Государство как политический институт: генезис, основные признаки,

Способы институализации, исторические типы.

Государство – это универсальный политический институт на легальной основе организовывающий, направляющий и контролирующий совместную полит. деят-сть и отн-я людей, социальных общностей, ассоциаций, осуществляя свои сущностные цели.

-самый крупный институт полит. системы;

-уже самой полит. системы, но шире любого другого ее института;

-всеобщий институт, т.к. охватывает все сферы жизнедеятельности людей;

-каждое государство помимо общих черт имеет свои особенности.

Признаки гос-ва:

1. Отделение публичной власти от общества, ее несовпадение с организацией всего населения, появление слоя профессионалов-управленцев.

2. Территория.

3. Суверенитет, т.е. верховная власть на определенной территории.

4. Монополия на легальное применение силы, физического принуждения.

5. Право на взимание налогов и сборов с населения.

6. Обязательность членства в государстве.

7. Претензия на представительство общества как целого и защиту общих интересов и общего блага.

Теории происхождения гос-ва:

-Патриархальная теория.

Аристотель: вначале люди объединялись в семьи, затем – селение, затем – гос-во.

Конфуций: Гос-во – большая семья. Власть императора = власть отца. Отношения правящих и подданных = семецным отн-ям.

Михайловский (1842-1904): патерналистское гос-во строится на общей народной идее; прямой гос. контроль над социальной сферой: забота о гражданах.

-Теологическая теория.

Фома Аквинский: Происхождение гос-ва объясняется божественной волей; власть вечна; подчинение ей естественно; издаваемые законы соответствуют божественной справедливости.

-Договорная теория.

Гоббс, Локк: Гос-во – рациональное объед-е людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, соей власти гос-ву. Гос-во имеет право принимать законы, собирать налоги, защищать территорию, права граждан. Граждане обязаны соблюдать законы, платить налоги. Основана на теории естественного парва.

-Марксистская теория.

Маркс, Энгельс, Ленин: Гос-во произошло из-за раскола общества на антогонистические классы вследствие углубления общественного разделения труда и появления частной собственности. Классы, владеющие ср-ми пр-ва, становятся с помощью гос-ва политич. господствующими и тем самым закрепляют свое эк-е и соц. господство.

-Теория насилия.

Гумплович, Дюринг, Каутский: гос-во – рез-т прямого полит. насилия, завоевания. Следствием победы сильных над слабыми является создание победителем своеобразного аппарата принуждения – гос-ва. В рез-те завоевания возникает не только гос-во, но и классы, частная собственность.

Исторические типы государства:

Формационный подход (По Марксу):

- Рабовладельческое государство;

- Феодальное государство;

- Буржуазное государство;

- Социалистическое государство.

Цивилизационный подход (По Тойнби):

-локальная цивилизация;

-особенная цивилизация;

-современная цивилизация.

По Ростоу:

-Традиционное (аграрное);

-Индустриальное;

-Постиндустриальное (информационное).

Способы возникновения государства:

1. Первоначальное возникновение (длилось тысячелетиями);

2. Производное возникновение (новое гос-во создается в государственно организованном обществе на базе ликвидации прежнего гос-ва: революция, разделение гос-ва, соединение гос-в);

3. Возникновение гос-ва в безгосударственном колониальном обществе, в зависимой стране, находившейся под управлением гос-ва-метрополии).


Наши рекомендации