Дискуссии о взаимодействия государства и гражданского общества

Следует остановиться на таких элементах гражданского общества как социальность, автономизация субъектов институционального взаимодействия, персонификация или индивидуализм социальных отношений, селекция и отбор наиболее жизнеспособных образцов поведения, самоорганизация и саморегуляция, добровольность, гражданственность (цивилизованность). Помимо определенных функций гражданское общество включает в себя элемент самопонимания - public spirit или дух общественности.

Впервые слово «общественность» было введено в русский язык еще Николаем Карамзиным в его «Письмах русского путешественника». Затем, однако, оно было забыто и вновь использовалось в русском языке с 40-х гг. XIX века как синоним public spirit. В этом смысле это слово применяется Белинским, Герценом, Огаревым. Одновременно это слово стало использоваться и для обозначения определенного слоя или группы людей, объединенных общей деятельностью, позицией или мнением.

В советское время происходит возрождение этого явления, но уже на новой основе. «Мобилизация общественности необходима для реформирования повседневной жизни и соблюдения норм общественного порядка», - полагала известная участница общественных процессов того времени Софья Смидович[46]. Надежда Крупская писала, что общественность со временем заменит государство[47]. К идее общественности возвращались там и тогда, где и когда государственная власть оказывалась малоэффективной. Однако при Сталине идеи общественности были сведены на нет и возродились лишь при Хрущеве. В этот период определенное обновление проходят творческие союзы, возникает ряд новых общественных организаций, появляются новые формы гражданских инициатив (бригады помощи милиции, затем добровольные народные дружины, экологические студенческие дружины, домовые и уличные комитеты и т.п.). Но в целом тоталитаризм, даже в его ограниченных формах («оттепель»), исключал даже минимальную степень социальной самоорганизации, стремясь подчинить любое проявление гражданской самодеятельности своим государственно-идеологическим целям, либо подавить его.

Демократия и народный суверенитет предполагают, прежде всего, защиту интересов народа. В отношении власти к народу, однако, при всем многообразии подходов к этой проблеме, конкурировали два из них: патерналистское доминирование властвующей элиты либо партнерское сотрудничество с институтами общества. Причем, несмотря на явное противостояние таких подходов, на определенных этапах они использовались одновременно, создавая весьма причудливое сочетание. Причина этого связана как самой элитой, так и с качественной структурой общества.

Известный российско-американский исследователь Николай Петров считает, что хотя гражданское общество возникает независимо от государства, а порой и в результате противодействия ему, оно неоднородно. Он выделяет три разновидности институтов гражданского общества в зависимости от взаимоотношений с государством:

· инициированные государством либо приемлемые им как механизм взаимодействия с обществом (Общественная палата; ветеранские, молодежные, спортивные организации, фонды помощи правоохранительным структурам, контролируемые профсоюзы, официальные конфессии);

· возникающие в самом обществе для взаимодействия с государством (правозащитные, экологические; другие протестные организации, независимые профсоюзы, аналитические центры);

· не связанные с государством и предназначенные для решения собственно общественных проблем (благотворительные, просветительские, самоуправленческие)[48].

Профессор Айовского университета Уильям Райсингер называет формы взаимоотношений гражданского общества с государством:

· инициативы членов гражданского общества по производству новых идей и инноваций, которые подсказывают пути полезных решений для государства;

· гражданские ассоциации как школа политического лидерства;

· создание сложной «общественной ткани» по сплочению людей;

· постепенная передача функций государства гражданским ассоциациям[49].

В этом же ключе рассматривают взаимоотношения государства и гражданского общества социолог Алёна Леденева («это совокупность горизонтальных этических и экономических связей, не опосредованных государством»)[50] и Вадим Волков («гражданское общество – это не набор институтов, находящихся за пределами государства, а форма их связи в единый способ гражданской жизни, и, прежде всего связи между общественностью и практиками хозяйствования»)[51].

Суммируя вышеизложенное мы можем выделить 4 группы позиций институтов гражданского общества по взаимоотношению с государством и аналогичные стратегии самого государства:

1. Оппозиционность гражданских инициатив, как общественно-политического, так и неполитического характера, сопровождаемая теми или иными формами протеста. Государство по отношению к таким субъектам использует как стратегию переговоров (в основном по неполитическим вопросам), так и жёсткость и «закручивание гаек» в отношении политического протеста.

2. Самодостаточность и максимальная автономность институтов гражданского общества от государства и ответное невмешательство государства в их деятельность[52].

3. Сервильность квазиобщественных организаций, созданных либо по инициативе и с использованием ресурсов самого государства, либо однозначно перешедших в проправительственный лагерь для противодействия оппозиционным структурам.

4. Общественно-государственное партнерство, осуществляемое в самых разнообразных взаимоприемлемых формах.

Ниже мы рассмотрим эти стратегии подробнее.

Контрольные вопросы и задания:

1. Назовите основные функции институтов гражданского общества

2. Должны ли общественные объединения всегда поддерживать государство

3. Как вы понимаете слово сервильность?

1.10. Социальные протесты

Оппозиционность ряда гражданских инициатив, по мнению социальных психологов, является следствием социальной усталости россиян, причинами которой традиционно называют некомфортность значительной части общества от той социально-экономической модели, которая предполагала стабильность и благополучное будущее, но не оправдала их надежд. К компенсаторным механизмам социальной усталости относят смирение (покорность), эскапизм, массовую аполитичность и асоциальность, крайний индивидуализм, а также различные формы протеста как личностного, так и социально-группового[53].

Дискуссии о взаимодействия государства и гражданского общества - student2.ru Дискуссии о взаимодействия государства и гражданского общества - student2.ru Дискуссии о взаимодействия государства и гражданского общества - student2.ru Схема 2. Социальный протест

Дискуссии о взаимодействия государства и гражданского общества - student2.ru

Предложенная выше схема весьма условна: любой протест имеет высокую степень лабильности по отношению к тем или иным кластерам. Он может начаться как социальный - мирный - групповой, но в ходе своего развития перерасти в политический - насильственный - массовый. Так было, например, в феврале 1917 г., когда протест питерских женщин против перебоев в поставках хлеба перерос в революцию и смену существующего строя. Проходивший 19 января 2010 года в Москве пикет в память убитых год назад Станислава Маркелова и Анастасии Бабуровой изначально был мирным, разрешенным и декларировался как социальный протест против роста преступности, однако действия милиции, задержавшей около 50 участников, превратили его в насильственный и политический. Кроме того, протесты изначально могут быть микшированы – типичный пример «марши несогласных» или «русские марши», участники которых демонстрируют весь спектр предложенных позиций.

В России 68% акций протеста приходятся на защиту в сфере права на жилище, на труд, на благоприятную окружающую среду и на достойный уровень жизни. Среди них:

1. Забастовки и трудовые конфликты, потенциальной базой которых являются не только безработные (в стране их официально зарегистрировано до 2 млн.), но практически все трудящиеся страны с доходами менее 10 тыс. рублей в месяц. Пик современного забастовочного движения пришелся на 2009 год, когда рабочие градообразующего предприятия небольшого города Пикалево перекрыли федеральную трассу Москва - Санкт-Петербург.

2. «Бытовые» протесты–от памятных акций пенсионеров против монетизации льгот в январе – феврале 2005 до массовых акций сегодняшних дней против «реформы» ЖКХ, установления «социальных норм» потребления электроэнергии, перебоев в подаче воды, газа и тепла, самоуправства административных органов.

3. Протесты против деградации территорий – в моногородах, в российской деревне, на Курильских островах[54], в дотационных регионах, в местах строительства экологически опасных производств. В этом же ряду публичные акции обманутых дольщиков и протесты против незаконного строительства и уплотнения застройки.

4. Менее массовыми, но от этого не менее злободневными являются протесты нелегальных эмигрантов и вынужденных переселенцев; протесты автомобилистов (в защиту «праворульных машин» в мае 2005, против повышения пошлин на иномарки и запрета красных поворотных сигналов в январе 2006, против мигалок и спецзнаков в феврале 2006, за равенство на дорогах, против роста автоналогов и т.п.), протесты призывников(против отмены отсрочек и против призывной системы в целом.

5. Отдельной группой следует рассматривать протесты против произвола сотрудников правоохранительных органов[55]. Кроме широко освещавшихся «дел» милиционеров Дымовского и Евсюкова можно назвать еще десятки, каждое по своему характеризующее неблагополучие в среде милиции. Одним из последствий такого положения социологи и психологи считают распространение практически тотального недоверия граждан к милиции, порой принимающее экстремальные формы (летом 2010г. много писали о т.н. «приморских партизанах» и играх детей в «пытки в милиции»). Явление шиканы распространено не только в милиции. Достоянием общественности становятся все более частые случаи смерти и других нарушений прав осужденных и подследственных в местах заключения, что в свою очередь порой приводит к бунтам. Также общественное негодование вызывают случаи злоупотреблений в детских домах и интернатах, в домах престарелых, спецлечебницах и других учреждениях социально-ограниченных лиц.

6. Взаимная диффузность различных категорий протестных действий проявляется и в т.н. культурных протестах, вызванных каким-либо событием в культурной жизни и повлекших эстетическое возмущение населения. В последние годы наиболее резонансными в России были протесты «православной общественности» против тех или иных культурных акций – демонстрации фильмов «Последнее искушение Христа» и «Код да Винчи», балетного спектакля «Сотворение мира»[56], выставочных вернисажей «Осторожно, религия!» и «Запретное искусство-2006». В этом же ряду перманентные протесты против гей-парадов и пропаганды гомосексуализма и ответные протесты против пропаганды гомофобии. Достаточно забавным выглядели пикеты «Молодой Гвардии» против КПРФ с обвинением ее в безбожии и движения «Наши» протии префекта Северного округа Олега Митволя за «покровительство борделям». В 2011 г. были зафиксированы первые антиклерикальные протесты – в Рязани прошло несколько митингов против передачи местной епархии музея «Рязанский Кремль», в Москве и других городах прошли стихийные сходы граждан против строительства церквей на месте парков и скверов.

7. Наконец, группа протестных действий против цензуры на телевидение и за свободу СМИ, против ограничения свободы собраний и шествий в большей степени может быть определена не столько как социальные, сколько как политические акции.

8. Высшей формой социального протеста является политический протест - социальные действия, обращенные к представителям власти и направленные на изменения политической ситуации, а порой и всей политической и социальной системы в целом или отдельных ее частей (вплоть до полной смены политического курса и режима).

Так, 29 января 2010 г. 10-тысячный митинг объединенной оппозиции в Калининграде потребовал не только снижения транспортного налога и стоимости топлива, остановки роста тарифов ЖКХ, введения коэффициента к зарплате и пенсии, но и принятия закона с правом отзыва депутатов, восстановления права избрания губернатора, отставки губернатора Бооса (последнее пожелание федеральным центром было выполнено). Длительный характер имеют перманентные акции оппозициив защиту 31-й статьи Конституции РФ, приводящиеся по 31 числам каждого месяца[57]. Наконец, всем памятны события на Болотной площади 2011-2012 годов, носившие ярко выраженный характер политического протеста.

Конечно, предложенная классификация условна, не охватывает целую группу акций[58].

Контрольные вопросы и задания:

1. Как вы понимаете выражение «социальная усталость»

2. Какие виды социальных протестов вы можете назвать

3. Знаете ли вы от тех или иных социальных протестах в вашем регионе? Участвовали ли вы в них?

4. Что такое шикана?

Наши рекомендации