Ема 10. Конституционно-правовые основы участия граждан в управлении государственными делами. Диалектика взаимодействия правового социального государства и гражданского общества.

Объективное и субъективное право граждан Российской Федерации на участие в управлении государством. Юридические способы (соблюдение, исполнение, использование и применение) и общественно-политическая практика реализации конституционных норм.

Выборы и референдумы как высшее проявление народовластия. Эволюция институтов прямой демократии в советской и постсоветской реформируемой России.

Право российских граждан на равный доступ к государственной службе. Содержание и проблемы гарантии этого права.

Право на обращение и политико-административный механизм его реализации.

Соотношение прав и обязанностей гражданина. Пределы осуществления прав и свобод личности.

Место и роль правового государства в развитии основ самоорганизации и саморегуляции гражданского общества. Правовое регулирование общественных отношений.

Модели взаимодействия государства и гражданского общества.

Контрольные вопросы:

1.Какова роль гражданского общества в формировании правового государства?

2.Охарактеризуйте Ваше представление о перспективах и роли государства в общественном развитии Российской Федерации.

3. Правовое регулирование: основное содержание и принципы.

4. Какие общественные отношения образуют предмет правового регулирования?

5. Охарактеризуйте основные отрасли права и подходы к их различению.

6. Назовите основные формы проявления народовластия, их различие и сходство.

Основная литература:

1. Глазунова Н.И. Государствоведение: Учеб. пособие. – М.: ГУУ, 2000. – 296 с.

2. Чиркин В.Е. Государствоведение. – М.: «Юристъ», 2000. – 400 с.

3. Государственное управление: основы теории и организации. Учебник/ Под ред. В.А. Козбаненко – М.:»Статут», 2000.-912с.

4. Глазунова Н.И. Государственное управление как система. – М., 2001.

5. Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления: учеб. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 632 с.

6. Глазунова Н.И. Система государственного управления: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДИНА.: 2003.-551с.

Дополнительная литература:

1. Государство, власть, управление и право: Учебно-методическое пособие для государственных служащих / под ред. Н.И.Глазуновой; ГУУ.– М., 2000. – 475 с.

2. Бабурин С.Н. Государствоведение. Научные труды. – М.: ЮНИТИ-ДИНА. –2010.-711 с.

3. Васильева Т.А. Традиции взаимодействия института государства и гражданского общества. / Изд. 2-е, доп. – М.: Информ-Знание, 2007. – 144 с.

4. Лапина Г. и др. О взаимодействии организаций третьего сектора с государственными органами в сфере социальной политики. Международный опыт. – М.: Благотворительный гуманитарный фонд им. П.А. Флоренского, 1999.

5. Государство, НКО и бизнес: процесс взаимодействия. Материалы Международной научно-практической конференции. – М.: МГОФ «Знание», 2007. – 320 с.

6. Журнал «Власть». Общенациональный научно политический журнал. - http://www.isras.ru/authority.html

7. Журнал «Политические исследования» («Полис») - http://www.politstudies.ru/

  1. Журнал «Государство и право» - http://www.igpran.ru/rus/magazine/index.htm
  2. Журнал «Пчела» - обозрение деятели негосударственных организаций Санкт –Петербурга http://www.pchela.ru/

10. Библиотека знаний 4students.info http://4students.info/

Тема 11. Молодежь в системе взаимодействия и управления общественными и государственными делами

Молодежь как социальная группа. Политическая идентификация молодежи в постсоветской России: специфика, содержание, основные направления

Политического участия молодежи и молодежных организаций Молодежь России как ее социальный ресурс. Анализ проблемы – что общество дало молодежи и что общество может ожидать от молодежи («скрытого ресурса»).

Молодежь России в процессе перемен. Анализ проблемы – резервом каких перемен может стать молодое поколение. Молодежь России на службе обществу и государству. Анализ проблемы – какими профессионально-важными качествами должен обладать молодой специалист – менеджер сферы государственного и муниципального управления. Государственная молодежная политика: понятие, публичный характер разработки и реализации. Нормативно правовое регулирование. Политический спектр молодежных организаций в современной России

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение молодежи как социального ресурса.

2. Сформулируйте понятие государственной молодежной политики.

3. Какова роль молодежи в системе управления государственными делами?

4. Назовите наиболее важные профессиональные и личные качества, которыми должен обладать молодой специалист в сфере государственного (муниципального) управления.

5. Охарактеризуйте молодежные организации современной России и их значение в общественных процессах современного общества

Основная литература:

1. Глазунова Н.И. Государствоведение: Учеб. пособие. – М.: ГУУ, 2000. – 296 с.

2. Чиркин В.Е. Государствоведение. – М.: «Юристъ», 2000. – 400 с.

3. Государственное управление: основы теории и организации. Учебник/ Под ред. В.А. Козбаненко – М.:»Статут», 2000.-912с.

4. Глазунова Н.И. Государственное управление как система. – М., 2001.

5. Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления: учеб. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 632 с.

6. Глазунова Н.И. Система государственного управления: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДИНА.: 2003.-551с.

Дополнительная литература:

1. Государство, общество, личность: проблемы современности /Под общ. Ред. Р.А. Ромашова, Н.С. Нижник.- М.: Юрист, 2005.-303

2. Молодые россияне: эскиз к портрету / Под ред. д-ра соц. наук, проф. А.А. Козлова. СПб., "ЭлекСис", 2011. - 274 с

3. Гневашева В.А. Социальные и культурные ценностные ориентации российской молодежи: теоретические и эмпирические исследования: науч. монография. - М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2011 - 304 с.

4. Тарцан В.Н. Государственная молодежная политика в современной России // ПОЛИС 2010 №3, с.156. Касамара В.А., Сорокина А.А. Политическое сознание подростков: благополучные школьники PSдети улиц // ПОЛИС 2009 №6, с. 68.

5. Семенов В.Е. Ценностные ориентации современной молодежи // СОЦИС 2007 №4, с. 37.

6. . Журнал «Власть». Общенациональный научно политический журнал. - http://www.isras.ru/authority.html

7. Журнал «Политические исследования» («Полис») - http://www.politstudies.ru/

8. Журнал «Государство и право» - http://www.igpran.ru/rus/magazine/index.htm

5. Контрольные задания

и методические указания к их выполнению

Выбор студентом варианта контрольного задания определяется на основе совпадения двух последних цифр номера студенческого билета с номером из общего списка тем контрольных заданий. Если число, образованное этими цифрами, меньше 23, то это число и является номером варианта. Если оно больше – то от него необходимо отнять 27 (или 54, или 81) для получения искомого варианта.

Например: последние две цифры номера студенческого билета 98. От 98 отнимаем 81 (98-81=17). Следовательно, тема контрольного задания в списке вариантов под № 17.

Каждому студенту необходимо выполнить в процессе изучения курса контрольное задание в соответствии с типовыми требованиями и рекомендациями, изложенными в настоящих методических указаниях.

Контрольное задание должно быть выполнено с использованием основной литературы и источников по рассматриваемой проблеме и с учетом современного состояния научных изысканий по данному вопросу.

Контрольная работа, выполненная по заданию, должна состоять из титульного листа, введения, основной части и заключения.

Во введении кратко обосновывается актуальность выбранной темы, описывается проблематика исследования, ставятся цели и задачи исследования.

В основной части работы последовательно и системно излагаются ответы на вопросы, которые студент формулирует в оглавлении работы. Их должно быть не менее 3, но не более 5.

При цитировании источников и литературы, необходимо делать соответствующие сноски в конце страницы. В сноске указывается автор, название книги (статьи), выходные данные и номер страницы. При завершении рассмотрения каждого вопроса делаются общие выводы, которые являются обязательными.

В заключении, подводятся общие итоги работы, высказывается собственная точка зрения на рассматриваемую проблему.

Объем контрольной работы должен составлять 15-20 страниц машинописного текста (14 шрифт) через полтора интервала на компьютере. На введение и заключение должно соответственно приходиться не более 1-2 страницы.

Динамика протекания современных социально-экономических и политических процессов обусловливает постоянный анализ новых научных работ и публикаций, который можно найти в специальных сборниках и представлять в виде таблиц, графиков и т.д. Политические процессы в обязательном порядке должны опираться на развитие нормативно-правовой базы (законы, указы, постановления различного уровня и т.д.).

Поэтому в ходе подбора материала к контрольному заданию следует использовать все возможности современного информационного пространства, включая интернет-сайты. Однако работы, которые полностью, либо большей частью заимствованы из Интернета, считаются не выполненными.

Выполненные контрольные задания должны быть представлены в деканат не позднее, чем за один месяц до начала экзаменационной сессии. При выполнении всех вышеуказанных требований контрольное задание получает отметку «зачет». При наличии существенных недостатков, оно возвращается автору на доработку. Без зачета по контрольному заданию студент не допускается к зачету по всей дисциплине.

Тематика контрольных заданий

1. Государство как общественное явление.

2. Типология государств: сравнительно – страноведческий анализ (на примере США, Франции, Великобритании).

3. Гражданское общество и государство: эволюция понятий в западной общественно-политической мысли XVIII – XIX вв.

4. Формационный и цивилизационный подходы к классификации государств.

5. Вклад представителей отечественной общественно – политической мысли XIXв в развитие государствоведения.

6. Либерализм и патернализм как концепции взаимоотношений личности и государства.

7. Институты государственности в современных демократически развитых странах.

8. Российская государственность: традиции и перспективы.

9. Демократическое правовое социальное государство как вектор развития России.

10. Функции государственной власти в демократическом правовом социальном государстве.

11. Проблемы легитимности государственной власти.

12. Разделение властей: эволюция принципа и его реализация в современном демократическом правовом государстве.

13. Институт президентства в республиках с различной формой правления.

14. Исполнительная власть: сущность, место в системе государственной власти.

15. Развитие института парламентаризма в России: истоки, современность, перспективы

16. Судебная власть в системе государственной власти.

17. Гражданское общество и государство: проблемы взаимодействия.

18. Местное самоуправление в Российской Федерации: современное состояние и перспективы развития.

19. Гражданское общество в России: современное состояние и факторы развития.

20. Представительная демократия и проблемы политической социализации граждан.

21. Негосударственные некоммерческие организации как институты партисипативной демократии.

22. Социальное партнерство как концепция оптимизации сотрудничества государственных структур и институтов гражданского общества.

23. Институт Омбудсмана: мировой опыт и проблемы эффективности в России.

24. Конституционно - правовые основы участия граждан в управлении государственными делами.

25. Бюрократия и бюрократизм в государственном управлении.

26. Государственная служба как публично – правовой институт.

27. Российский федерализм: состояние и тенденции развития.

28. Законность в государственном управлении.

29. Право – политика – мораль: соотношение понятий и общественных явлений.

30. Молодежь – субъект и объект государственного управления.

6. Контрольные вопросы для аттестации по итогам освоения дисциплины

1 Место науки «государствоведение» в системе социально-государственных дисциплин. Методы и методология государствоведения.

2 Сущность государства как общественного явления, его важнейшие черты и компоненты.

3 Основные теории происхождения государства и сущности государства.

4 Развитие представлений о сущности и роли государства в общественно-политической мысли Древнего мира и Средних веков.

5 Развитие представлений о сущности и роли государства в общественно-политической мысли Эпохи Возрождения и Нового времени.

6 Развитие представлений о сущности и роли государства в общественно-политической России. Государственная школа середины ХIХ века.

7 Современные подходы к изучению и типологии государств.

8 Государство и государственность: соотношение понятий.

9 Основные тенденции развития современных государств. Векторы развития российского государства.

10 Содержание понятия «форма государства» как комплексной характеристики государств.

11 Типология форм правления, критерии и различия форм правления. Современные монархии.

12 В чем заключаются принципиальные различия современных республик? Зависит ли форма правления от стабильности государства?

13 Охарактеризуйте формы государственно–территориального устройства. Раскройте принципы унитаризма, федерализма и конфедерализма.

14 Раскройте понятие политических режимов и их типологию.

15 Правовое демократическое социальное государство как стратегия развития современных государств и конституционный вектор развития России.

16 Перечислите и раскройте функции государства, их классификацию.

17 В чем состоит различие понятий «человек», «личность», «гражданин»?

18 Перечислите основные права и свободы человека и гражданина (по Конституции Российской Федерации).

19 Охарактеризуйте сущность, природу власти как социального явления.

20 Охарактеризуйте субъекты и объекты власти, ее цели, задачи, функции, источники и ресурсы.

21 Местное самоуправление, его политико – правовая природа. Дайте оценку состояния местного самоуправления в России.

22 Раскройте сущностные черты государственной власти, назовите ее виды.

23 Принципы организации государственной власти в демократическом правовом социальном государстве.

24 Понятие легитимности государственной власти. Типы, уровни легитимности.

25 Соотношение понятий «власть» и «управление».

26 Гражданское общество. Назовите основные трактовки содержания термина, раскройте структуру и черты данной социальной системы.

27 Факторы развития и основные проблемы становления гражданского общества в современной России.

7. ГЛОССАРИЙ

Власть – это: 1) способность, возможность и право оказывать воздействие на судьбы, поведение и деятельность людей с помощью различных средств – права, авторитета, воли, принуждения; 2) система соответствующих институтов и органов, принимающих властные решения; 3) лица, облеченные соответствующими властными полномочиями.

Выборы – высшая форма народовластия, главный способ выражения воли народа и его участия в организации публичной власти.

Государственная служба – система государственных органов и должностных лиц, основная миссия (сущность) которых заключается в претворении в повседневной жизнедеятельности конституционных и правовых норм, организации работы по исполнению действующего законодательства, осуществлении задач и функций Российского государства, выполнении его обязанностей перед гражданами страны.

Государственное управление - целенаправленное, организующе-регулирующее воздействие государства (через систему его органов и должностных лиц в них) на общественные процессы, сознание, поведение и деятельность людей.

Государственный служащий (англ. State employee) – гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта РФ.

Государство - способ и форма организации общества, механизм взаимосвязи и взаимодействия людей, проживающих на единой территории, объединенных институтом гражданства, системой государственной власти и права.

Гражданин – лицо, обладающее конституционным статусом, гарантирующим его основные права и свободы; субъект публично-правовой деятельности (в публичном праве). В демократическом государстве гражданин является одновременно и объектом властных воздействий и субъектом их выработки и осуществления. Конституционный статус гражданина позволяет ему активно участвовать в общественной жизни и выявлять свое «гражданское бытие».

Гражданское общество – система жизнедеятельности общества, автономная по отношению к государственной власти, выражающая частные (индивидуальные, групповые, корпоративные) интересы граждан, регулирующая и защищающая эти частные интересы.

Гражданство (от лат.civis – гражданин, свободнорожденное лицо) – правовая принадлежность человека к тому или иному государству, определяющая его юридическое состояние.

Демократия (гр.demos – народ и cratos – власть, народовластие) – понятие демократии имеет множество оттенков: один из многих политических режимов; тип политической и социальной организации общества, развивающийся и прогрессирующий в истории; форма организации государства, политической системы и власти, когда не одно лицо, а все граждане, пользующиеся равными правами, участвуют в управлении государством; форма устройства любой организации, основанной на равноправии ее членов, периодической выборности и отчетности органов управления, принятии решений по принципу большинства (партийная. Профсоюзная, производственная демократия); идеал общественного устройства, определенный тип мировоззрения; социальные движения, направленные на достижение демократического идеала.

Легальность (лат.legalis) – законность, соответствие закону.

Легитимность (от лат. legitimus – законный, правильный) – качество власти, определяемое опорой на широкое согласие масс, высокий уровень общественной поддержки, соответствие законам, нормам, традициям; консенсус в отношении общества и политической власти, состоящий в признании права на руководящую роль.

Личность – устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида; продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общества. Индивид становится личностью в процессе освоения социальных функций и развития самосознания. Формирование личности осуществляется в процессах социализации и направленного воспитания.

Местное самоуправление – право и реальная возможность, способность местного сообщества (населения) самостоятельно (под свою ответственность) либо через избранные органы МСУ решать вопросы местного значения.

Монархия(от греч. Monarchia – единовластие) – форма правления государства, при которой в руках его единоличного главы (монарха) сосредоточена полностью или частично, фактически или формально верховная государственная власть.

Народ – очень устойчивая, многовековая общность, обладающая богатым историко-культурным наследием; она формирует сильное чувство принадлежности индивида к большим общностям, дающим ему язык, связь с родной землей, место в исторической цепи поколений; создает психологию солидарности между членами общности и отчуждения от других. Эти особенности, несущие свой позитивный заряд, в то же время могут приводить к тому, что народ становится источником массовых движений и крайних идеологий.

Население – совокупность людей, осуществляющих свою жизнедеятельность в рамках определенных социальных общностей (человечества в целом, отдельных стран или регионов, крупных поселений). Структуру, динамику, миграции и процессы воспроизводства населения изучает демография.

Омбудсман (швед.ombudsman – представитель чьих-либо интересов) – специальное должностное лицо, уполномоченное наблюдать за законностью и соблюдением прав и свобод человека в деятельности государственных органов, а в некоторых странах – также частными лицами и объединениями.

Политика – понятие, имеющее несколько смысловых значений: 1) сфера общего (публичного) интереса, общезначимые дела и совместное согласованное их решение; 2) деятельность по управлению общественными (публично значимыми) делами, государством, т.е. деятельность по достижению публично значимых определенных целей и решению общественных проблем; 3) отношения между большими общностями (народами, классами, социальными, этнонациональными группами, религиозными конфессиями) по поводу организации и осуществления публичной власти, урегулирования интересов; 4) сам процесс урегулирования, согласования интересов частных (индивидуальных, групповых, корпоративных) с общим, публичным интересом; 5) формирование законов, государственных (местных) бюджетов, общенациональных стратегических программ, планов и иных публично значимых и общеобязательных, т.е. политических решений и их реализация.

Право (от лат. Jus – этимология неясна) – системная совокупность специальных норм, правил общественной жизнедеятельности, поведения людей и отношений между ними, определяющих свободы, права и ответственность личности, создание и функционирование государственной власти, силой которой юридически регламентируется и обеспечивается обязательность их соблюдения в целях стабильности общества и государства.

Правовое государство – тип государства, в котором функционирует режим конституционного правления, существует развитая правовая система и эффективная судебная власть, вместе с реальным разделение властей и эффективным, развитым социальным контролем политики и власти. Правовое государство – тип государства, соответствующий демократическому устройству политической системы, адекватный демократическому гражданскому обществу; идеал общественного устройства в различных философско-политических концепциях. В самом широком смысле правовое государство – это правовая форма организации и деятельности публичной политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права.

Республика (от лат. Res publika – общественное дело, государство) – одна из форм правления (наряду с монархией), при которой все высшие органы государственной власти избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями.

Референдум – всенародный опрос, выявление мнения народа путем голосования, производится по особо важным вопросам общественной и государственной жизни. Референдум имеет много общего с выборами (один и тот же избирательный корпус, процедура голосования и др.), однако отличие заключается в том, что выборы – это избрание лица, а референдум – решение вопроса. В современном конституционном праве референдум полностью вытеснил ранее распространенное понятие «плебисцит». Референдум – важнейший институт непосредственной демократии. Особое значение имеют общенациональные референдумы, проводимые в масштабе всей страны. По вопросам регионального и местного значения также могут проводиться референдумы, соответственно в масштабах субъекта Российской Федерации, города, муниципального округа.

Социальное государство – понятие, возникшее в послевоенный период в политической и общественной теории для обозначения государства современного демократического типа в условиях относительно стабильной и развитой экономики. Любое государство социально, поэтому термин «социальное государство» предназначен подчеркнуть способность государства осуществлять современную социальную политику – создание системы социальной защиты, социальных гарантий и социального партнерства и приоритет этих задач.

Управление – социальное управляющее воздействие, то есть воздействие, во-первых, на общественные, а не на технические или биологические системы; во-вторых, на все общество, а не отдельного человека («Отдельный скрипач управляет собой, оркестр нуждается в дирижере»).

Форма правления – это организация высших органов государства, порядок образования и взаимоотношений, степень участия граждан в их формировании.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»

ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Институт _________________________________________________________

(название института)

Кафедра__________________________________________________________

(название кафедры)

КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

по дисциплине «__________________________________»

вариант ( название темы) _______________________________

Квалификация - Бакалавр

Направление – ______________

Курс _______________

Набор ______________

Студент __________________________

Студенческий билет №______________

«______»___________________201 г.

Оценка работы:

______________________(Ф.И.О. Преподавателя)

«______»_________________________201 г.

Москва 201 г.

Наши рекомендации