Выборы и демократия. Избирательное право.

Полит.выборы-это способ формирования органов гос.власти и управления обществом с помощью выражения полит.воли граждан в соответствии с действующей избирательной системой. Посредством выборов формируются центральные и местные представительные органы гос.власти, определяются кандидаты на выборные должности. Выборы бывают: президентские, парламентские, в местные органы власти. Сущность полит. выборов проявляется в их функциях:1) смена власти мирным путём. 2) выражение интересов различных соц групп и слоёв 3)формирование органов гос власти .4)мирное разрешение конфликта между политическими силами претендующими на власть 5) полит социализация и мобилизация граждан.

Общие принципы демократ выборов:обязательность,переодичность,всеобщность избирательного процесса и права.

Избирательное право-система гос –правовых норм,регулирующая порядок и условия проведения выборов в представительные органы власти и занятие выборных гос должностей.

-активное изб право(право избирать)

-пассивное изб право(быть избранным)

Избирательное право основывается на принципах всеобщности(его закрепление за каждым гражданином) Ценз:возрастной,гражданства,оседлости,пола,имущественный,моральный.Ограничения в РБ:по решению суда, уголовное дело, недееспособные граждане.

Равенства(каждый имеет равное кол голосов..),прямого(косвенного)и тайногоголосования.
37: Избирательная сис-ма - это совокупность установленных законом правил, принципов и приемов, с помощью которых определяются результаты голосования и распределяются депутатские мандаты. Избирательная система в каждой стране создается в зависимости от того, как понимают интересы своей партии и общества, каковы политические традиции и культура.

Три типа: мажоритарная, пропорциональная, смешанная.

1. Мажоритарная( принцип большинства при определении результатов голосования. Избранным считается кандидат, получивший установленное большинство голосов избирателей).

Три разновидности: 1.1 Абсолютного большинства. Для избрания в первом тере нужно набрать более половины голосов – 50% +1 голос , если никто не набирает, то проводится 2-ой тур, во 2-ом туре побеждает тот, кто набрал больше всего голосов(в РБ).

1.2. Относительного большинства. Достаточно набрать больше голосов, чем кому-либо из конкурентов, и не обязательно больше половины.(Англия, США). Не устанавл. min участия избирателей.

1.3. Квалифицированного большинства. Избир. кандидат, набравший заранее установленное большинство, существенно превыш половину2/3; 3/4 Применяется редко (менее результативна).

2. Пропорциональная. Депутатские мандаты распред-ся не между инд. кандидатами, а между партиями в соотв-ии с числом поданных за них голосов. Избиратели голосуют за парт. списки.

2.1. Жест. списки. (Исп., Греция, Израиль). Избиратели могут голосовать только за партию в целом.

2.2. Полужест. списки. (Австрия, Дания, Нидерланды). Голос-ие за парт. список целиком; кандидат, возглавляющий список, обязательно получает мандат; остальные мандаты распределяются в соотв. с получ. преференциями.

2.3. Свободные списки. (Дания). Избиратели голосуют за список, но в нем могут изменить места кандидатов, выразить свое предпочтение (преференцию) опред. кандидату или кандидатам.

Избирательная квота – число голосов, необх. для избрания 1 депутата.

2.4 панаширование-избир могут выбирать кандидатов из разных парт сискоов

3. Смешанная. (Болгария, Германия, Литва)Часть мандатов распределяется на основе принципов мажор. сис-мы, а другая – в соотв. с принципами пропорциональной.

Абсентеизм - равнодушное отношение населения к политической жизни, уклонение от участия в голосовании на выборах разного уровня.

Причины: 1. аполитичность, безразличие к общественным делам, 2. протест части избирателей против существующих порядков. 3.возраст, пол, образование ,соц статус,национальность.

Методы борьбы: Обязательное голосование за уклонение от которого налагаются штрафы, ограничивается предпринимательская деятельность и т.д.

38. Избирательная сис-ма В РБ - мажоритарная избир. Система абсолютного большинства. Выборы проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избир. права при тайном голосовании.

Активное избир. право - с 18 лет. В выборах не участвуют недееспособные граждане,лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы и под стражей в день выборов.

Пассивное избирательное право

Президент. Срок - 5 лет. Кандидат: гражданин РБ, не моложе 35 лет, обладающий избир. правом и проживающий на территории РБ не менее 10 лет, предшествующих выборам, в поддержку кот. собрано не менее 100.000 подписей избирателей. Кол-во сроков законом не ограничивается. Назначаются Палатой представителей за 5 месяцев,проводятся в воскресенье.

Парламент(Национальное собрание) Верхняя палата (Совет Республики) - 64 члена, 56 из кот. избираются на 4-летний срок на основе косвенного избир. права депутатами местных Советов депутатов РБ от шести областей и Минска; 8 членов Совета Республики на такой же срок назначаются Президентом. Кандидат: гражданин РБ, достигший 30 лет и проживший на территории соответствующей области, города Минска не менее 5 лет.

Нижняя палата (Палата представителей) - 110 депутатов, избираемых сроком на 4 года. Кандидат: достигший 21 года гражданин РБ, постоянно проживающий на территории гос-ва.

Депутаты местных Советов депутатов избираются населением страны на срок 4 года. Кандидат: обладающий пассивным избир. правом гражданин РБ (РФ), достигший 18 лет, проживающий либо работающий на территории соответствующего Совета.

Выборы назначаются президентом не позднее чем за 4 месяца ,за 30 дней.

50. Внешняя полит- деят-ть, взаимоотнош офиц субъ выраж нац интер на м\унар арене, опр соответств ср-ва и методы их реализации. В осн вн полит явл нац интер (суверен, безопасн, благососттерр целостн). Несоотв им вн полит неэфф. Цели: повыш мат и дух уровня своих граждан, обесп-е безопасн граждан, нац суверен, террит целостность, недопущ вмеш-ва во внутр дела из вне, рост престижа, авторитета, защита полит, эк интересов нам\унар арене. Функции: 1 охрана(обеспеч сохран и упроч сущ сист общ отнош., защ прав граждан на миров арене. Эфф этой функц завис от взаимопон гос-в 2 представительн-информац: деят предс орган за рубеж, сбор, обраб и анализ достовер информ о междунар обстан, довед этих свед до правит, выдача рекоменд по ее выполн.Эта функц позвол сформир благопр мнение о стране в мире, что способств переговор. 3 идеолигич: пропаг своих ценност на междунар арене., 4 коорд ус гос-в по реш глоб проблем, 5 торгово-организат: повыш конкурспособ своей продукц, поиск партнер, сделок, расшир экспорта,. Ср-ва: СМИ-играют важную роль в усилении межд позиций гос-ва,помогаю укрепить его безопасность,способствуют укреплению доверия со стороны других гос-в.Пропагандистские средства-используются с целью завуалировать истинные интересы и намерения гос-ва.Дипломатия-разрешение конфликтов мирным путём.Экономические средства-гос-ва обладающие стльное экономикой имеют прочные международные позиции.Военные средства-от уровня обороноспособности зависит положение любой страны на международной арене.

Пол. культура

Под «пол. кул-рой понимается совокупность пол. знаний, ценностных ориентаций, моделей поведения, реализуемых личностями, соц. и пол. общностями в опр. пол системе.

Структура:Позновательный компонент-отражает полит знания,полит образов,способы полит мышления.

Эмоционально-психологическийй комп-полит чувства, убеждения, ценности, идеаы.

Оценочный комп:личное отношение к полит системе,процессам.

Поведеньческий компонент-частота и способ участия в полит жизни.

Функции:познавательная, воспитательная, интегративная, прогностическая, политической социализации,нопмативно оценочная. (разрабатывает нормы ,ценности, модели полит поведения)

Клас-ция. Классической явл. клас-ция (Алмонд и Вебер), согласно кот. выделяются 3 типа пол. кул-ры: патриархальную, подданническую и активистскую.

Патр. кул-ру характеризует пол. неразборчивость, отсутствие инт-са к пол-ке, пол. системе, а отсюда и неучастие в пол.жизни.

Подд. кул-ра отлич-ся от патр. Тем, что в ней присутствует интерес к политике и пол. институтам, но нет стремления воздействовать на власть

Актив. к-ра харак-ся активной позицией, стремлением граждан учавствовать в пол. жизни.

Также сущ-ют 2 осн. модели пол. к-ры: демократ(формирует ответственность за страну и за себя) и авторит(полит апатия,полит бездействие,)тоталит(гос-во силой пытается привлечь народ участвовать в полит жизни.)

40.Политическая социализация личности (ПС)- формир полит ориент личности.

Под ПС личности понимается усвоение индивидом политических норм, ценностей, образцов поведения, присущих данной социальной общности, группе. Содержанием ПС является приобщение чел-ка к нормам и традициям определенной политической системы, формирование навыков политического участия, информирование о целях и методах проводимой политики. Процесс ПС обеспечивает поддержание и воспроизводство политической системы. Индивидуальные особенности политического деятеля формируются в процессе ПС. Политическ воспитание является частью общего процесса воспитания.

ПС принято разделять на первичную и вторичную: Первичная начинается с 3-5 зак в 13.Усваиваются соц роли,нормы ленности того общества ,к кот он принадлежит.Происходит его адаптация.Ведущая роль принадлежит семье,так же сверстники и окружение.Вторичная происходит на основе уже имеющихся у личности полит ориентаций.Большое влияние оказывает гос-во, полит элиты и лидеры,лит-ра,наука,исскуство,труд коллектив.

Модели ПС:Системная-формир позитивное отношение к власти,правопорядку,традиц институтам.

Плюаристическая-форм активное полит участие и полит активность.

Конфликтная-формирование лояльности лишь к одной соц группе.

Гегемоническая-формир враждебного отношения к любой полит системе,кроме своей.

Наши рекомендации