Выборы и их функции. Избирательное право и его ключевые принципы.

В современном мире выборы – это процедура, с помощью которой обеспечивается участие граждан в формировании органов власти государства. Выборы – способ существования демократии, смены правящих элит, передача власти мирным путём через волеизъявление народа. Существуют общенациональные – президентские и парламентские выборы, выборы в органы местного самоуправления, законодательные собрания штатов и выборы отдельных должностных лиц.

Люди выдвигают представителей, пользующихся их доверием, и добровольно передают часть своих прав. Власть, избранная самими людьми – легитимная.

Выборы – это форма контроля масс за правящими кругами. Если власть не выражает интересы избирателей, то выборы – возможность сменить её, привести к власти оппозицию. Выборы – эффективны только если в государстве действует избирательное право. Различают активное и пассивное избирательное право.

Избирательное право – совокупность законов, регулирующих процедуру выборов (кто может избираться, порядок выборов, подведение итогов, порядок отзыва и т.д.)

Основные принципы выборов.

Активное избирательное право – право человека избирать, лично участвовать в выборах. Пассивное избирательное право – право быть избранным, т.е. право – быть кандидатом на определённую должность. Принцип всеобщности – все совершеннолетние граждане государства, независимо от пола, местожительства, расы, имеют право участвовать в выборах.

Цензы – установленные законом обязательные требования, которыми должен обладать гражданин для получения права в участии в голосовании.

Виды избирательных систем.

Избирательная система – совокупность законов, с помощью которых определяются результаты голосования. Существует много избирательных систем, но всё их разнообразие сводится к 3-ём типам: мажоритарная, пропорциональная, смешанная.

Избирательная система, в основе которой лежит принцип большинства при определении результатов голосования называется мажоритарной.

- абсолютное большинство – (побеждает кандидат, получивший 1 + 50% голосов)

- квалифицируемое большинство – (победителю необходимо набрать установленное большинство голосов – обычно >0.5)

Главное достоинство этой системы – учёт мнения большинства.

В случае пропорциональной системы избиратели голосуют за партийные списки (по сути – за программу). Партийные списки м. быть различных видов. Часть стран придерживается принципа жёстких (закрытых) списков. Следовательно, голосуют за список целиком. Если в списке 7 кандидатов, а партия выиграла 3 места, то депутатами станут 3 первых кандидата. В случае открытых списков, избиратели могут изменить позиции кандидатов в списке, отдавая ему преференцию. Для определения результатов голосования устанавливается квота, т.е. минимум голосов, необходимый для избрания кандидата (общее число голосов делится на число депутатских по округу). Смешанная система – соединяет в себе все достоинства и недостатки первой и второй системы (Германия, Россия), избиратель имеет 2 голоса: первый – за кандидата по мажоритарной системе, а второй – за список.

Избирательная система РБ

К голосованию допускаются только граждане Республики Беларусь старше 18 лет.

Правовой статус Центрального народного избирательного Комитета Республики Беларусь определен Конституцией Республики Беларусь. В частности, обеспечивать конституционный порядок возлагается на Центральной комиссию и регулируется Законом Республики Беларусь «О Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов», принятом в 1998 году. Порядок работы комиссии определяется ее Регламентом.
Центральная комиссия действует на постоянной основе, срок полномочий Центральной комиссии - 5 лет. Действующий состав Центральной комиссии сформирован 31 января 2002 г. Центральная комиссия состоит из 12 членов, на профессиональной основе работают Председатель и секретарь комиссии. Состав Центральной комиссии формируют Президент Республики Беларусь и Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь на паритетной основе (по 6 членов комиссии) из кандидатур, рекомендованных президиумами областных, Минского городского Советов депутатов и соответствующими исполнительными комитетами.
Аппарат Центральной комиссии, осуществляющий правовое, организационно-методическое, документационное, информационно-аналитическое, материально-техническое обеспечение деятельности Центральной комиссии состоит из 8 сотрудников.
Центральная комиссия сотрудничает со всеми центральными избирательными органами стран СНГ. В 1998 году Центральная комиссия была принята в Ассоциацию организаторов выборов стран Центральной и Восточной Европы.



Наши рекомендации