Методы и функции политологии.

Полит.элита

Этот термин происходит от латинского eligere и французского elite лучший, отборный, избранный.

Политическая элита это большая социальная группа, обладающая определенным уровнем политического влияния и являющаяся основным источником руководящих кадров для институтов власти того или иного государства или сообщества

Элиты присущи всем обществам и государствам, ее Суще­ствование обусловлено действием следующих факторов; а) психологическим и социальным неравенством людей, их неодинако­выми способностями, возможностями и желанием участвовать в политике; б) законом разделения труда, который требует профессионального за­нятия управленческим трудом, выступающим условием его эффективности; г) политической пассивностью широких масс населения, главные жиз­ненные интересы которых обычно лежат вне сферы политики.. Политическая элита делится на правящую, которая непосредственно обладает государственной властью, оппозици­онную; высшую, которая принимает значимые для государства решения, среднюю, которая выступает барометром общественного мнения, адми­нистративную - это служащие - управленцы (бюрократия). В состав политических элит входят высшие руководящие кадры, управленцы и идеологи, представители различных отраслей других сло­ев общества, духовенство, суждения и мнения которых пользуются ог­ромным авторитетом. По существу политика - это продукт элиты, ее функции выражают интересы всего общества. функции элиты: 1. Элита играет важную роль в определении политической воли соци­альной группы или класса, в разработке механизмов реализации этой воли. 2. Элита должна формировать политические цели своей группы, класса, их программные документы, 3. Элита является основным резервом руководящих кадров, цен­тром набора и расстановки руководителей по различным участкам политического и государственного управления.

По характеру формирования (системе рекрутирова­ния) элиты делятся:

1.открытые (антрепренерская система). Этот тип свойственен демократическому обществу, характеризую­щемуся открытостью, конкурентностью отбора, малым числом институциональных фильтров, индивидуальной активностью, личным профессионализмом и т. д.

2.закрытые, бюрократические (система гиль­дий) присущи тоталитарному обществу. Его отличают закрытость свободного доступа новых представителей, жесткая служебная иерархия, селективный подбор, мно­гочисленные институциональные фильтры и служебные ступени, личная преданность лидеру и элите, беспреко­словная исполнительность и т. п.

по сферам жизнедеят-и: экономическая: крупн.собственники, финансисты, военная: начальники, генералы, идеологическая: деятели культуры, искусства, СМИ, духовенства

Если нет одного из критериев - маргинальная Э

Теория Э.1.В.Парето(19-20вв.):а)должны править избранные; меньшинство = элита; качества: ум, трудолюбие, дух. богатство, особый соц-ный и материальный статус;б)люди,кот.не попали в Э.организ.контрэлиту - оппозиция в)приход к упадку =>должны быть новые люди, новые идеи,но т.к.Э.замкнута =>замыкание=>в результате переворотов и революций к власти приходит контрЭ =>процесс повторяется => круговорот Э. 2.Г.Моска(19-20вв.):а)об-во не может существовать без Э.Э.-правящий класс,ему присущи мощная внутр.сплоченность.б)две тенденции развития Э:аристократическая-правящий класс пополняется людьми своего же круга (характерно для Др. Рима),демократическая -в результате выборов.в)Выборы-путь к обновлению Э.г)самая стабильная Э-когда она совмещ. черты демократии и аристократии.

Полит.как сфера общ.жизни

Сущность политики

Политика — важнейшая сфера жизнедеятельности общества, государства и каждого гражданина.

Политика — особый, целенаправленный вид дея­тельности людей, связанный с завоеванием, удержани­ем и осуществлением государственной власти.

Политика — искусство управления государством, участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач и содержания деятельности го­сударства.

Политика — искусство управления людьми, форма соучастия и взаимодействия управляющих и управляе­мых.

Сущностные черты политики:1) единство общих и частных интересов; 2) связь с государством; 3) мас­совость; 4) властность; 5) целенаправленность, созна­тельность; 6) связь с экономической сферой общества. Уровни политики:макро — государство как це­лое, власть, ее устройство и функционирование в цен­тре и на местах; микро — относится к деятельности отдельных организаций (партий, профсоюзов, корпора­ций, фирм и т. п.); мего — к деятельности междуна­родных организаций.

Функции политики:поддержание и укрепление целостности общест­ва, обеспечение общественного порядка и организован­ности;управление социально-политическими процесса­ми в обществе;

разработка целей всего общества, определение приоритетов его развития, организация масс и мобили­зация ресурсов на осуществление этих целей;

согласование интересов различных социальных групп населения, предотвращение и регулирование групповых конфликтов;

обеспечение социальной справедливости и общего блага; разработка норм (законов), их применение и кон­троль за их соблюдением;

Субъекты политики —это социумы, а также создан­ные ими учреждения, организации, активная практиче­ская деятельность которых направлена на преобразова­ние политической и других сфер жизнедеятельности че­ловека как непосредственного объекта политики.

Объекты политики— явления политической сферы в их разнообразных проявлениях и связях с граждан­ским обществом, на которые направлена деятельность субъектов политики.

Цель политики —выработанный человеческим мышлением идеальный результат, ради которого осуще­ствляется деятельность и который служит ее внутренним побудительным мотивом.

Основные признаки политики: 1. Политика всегда отражает интересы большинства 2. Политика связана с решением проблем существования и функционирования государства.3. Связь с проблемами власти - деятельность по завоеванию, удержанию и использованию госуд. власти. 4. Обязательное наличие идеологии, которая определяет цели, задачи, стратегию и тактику полит. деятельности. Классификация политики: 1. По направлению: а) внешняя; б) внутренняя. 2. По сферам общественной жизни: а) экономическая; б) духовная; в) военная; г) социальная; д) в области спорта и т.д.. 3. По субъектам политической деятельности: а) государственная: местная, региональная, международная, национальная; б) политических партий; в) общ.-полит. организаций и движений; г) средств массовой информации; д) трудовых коллективов. 4. По приоритетному направлению действий: а) нейтралитета; б) национального премирения; в) открытых, закрытых дверей; г) большого скачка и т.д.

Полит.лидерство

Термин «лидер» происх от англ слова «ведущий», рук-ль, глава и т.п. Полит лидер – это глава, рук-ль или просто авторитетный член той/иной группы, орг-ции/всего общ-ва, * согласовывает, объединяет и направляет действия людей.. Полит лидер – это не просто чел,* руководит полит процессами, осущ-ет ф-ии по упр-ию общ-вом, орг-цией. Это тот, кто способен изменять ход событий и направленность полит процессов.

Качества: природные (сила хар-ра, воля, решительность, интуиция), нравственные (благородство, честность), професс-ые (компетентность, умение быстро и точно ориентироваться в обстановке). Типология полит лидеров. В соотв с целями,* ставят лидеры выдел три типа полит лидеров. Консерваторы – позиция сост в сохранен современ общества, ничего не менять, максим исп имеющ ресурс. Реформаторы – стрем к радикальн преобраз обществ устр-ва посредством широкомасшт реформирования. Революционеры – ставятцелью переход к принципиально иной обществ системе (строю). По способам решения проблемы разл 4 типа лид-ва: 1. пожарные – лид, * лучше других выводят страну из кризиса,(соврем лидеры многих стран) 2. лидеры-служители – реализ прогу своей партии/своего класса (Леонид Брежнев, К.Черненко) 3. лид-торговцы – приходят к власти, торгуя обещаниями радикал улучшить состоян в стране (Рональд Рейган) 4. лидеры – знаменосцы – явл выдающимися теоретиками и организаторами, * под свои идеи созд партию и гос-во.(Владимир Ленин, Адольф Гитлер)

В филос. словаре лидерство – один из механизмов интеграции групповой деят-ти когда индивид или часть соц. группы берет на себя ф-ции осуществления координации и направления действия всей группы, кот. в свою очередь принимает на себя обязанность подчин. указаниям и требов. данного индивида или части группы. концепции лидерства:

1. теория черт лидера. Объясн. лидерство как чисто соц. и психолог. феномен. Лидером объявл. человека, облад. определ. совокупностью психолог. черт. Способность концептуально мыслить, принимать и исполнять решения, предвидеть их последствия, привлекать к себе внимание и т.д.

2. ситуационная.Не отрицает первую теорию. Но по её мнению, сущность лидерства заключ. не в индивиде, а в той роли, в кот. нуждается определ. группа людей в определ. ситуации, то есть ситуация порождает лидеров. Недостаток: игнорируется самостоятельность личности.

3. теория, определяющая роли последователей.На первый план выдвиг. анализ не самих лидеров, а из последователей, их соц. и психолог. потребностей и запросов. Считается, что последователи выбир. лидера, призванного удовлетворять их интересы.

4. компенсаторская. Идея лидерства рассм-ся как ср-во компенсац. неполноценн., то есть лидером становятся люди, которые перенесли в детстве крушение своих надежд.

5. синтетическая. Попытка объедин. основные положения первых четырех теорий..

Полит.система, в РБ

ПС)Появилась в сер.20 в.,ранее называлась "гос-во", "гос. устройство"

политическая система представляет собой систему институтов, в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется государственная власть. от латинского institutum – установление, учреждение. В состав политической системы общества входят следующие элементы:

Государство

Политические партии

Общественные организации

Политические нормы

Политические отношения

Плюралистическая пс.

3 условия плюрализма: 1. Наличие у каждой группы своих представителей полит жизни об-ва. 2. Предполагает наличие альтернативных полит институтов (у каждой партии должен быть оппонент.) 3. Свободная борьба идей и мнений.

плюсы:1. Не допускает сосредоточение власти в одних руках. 2. Меньше зависит от личных качеств тех, кто обладает властью. 3. Децентрализация власти, распределение её между различными центрами. 4. Основана на постоянном взаимодействии власти и народа. минусы:Способность нарушения целостности общества.

В РБ за последние годы сформировалась новая полит. сист. переходного общества(в кот. за достаточно короткий промежуток времени радикально меняются общественные институты,их соц функции и задачи,что ведет к качественному изменению общественных отношений и иерархии соц идеалов и ценностей, трансформации общественного сознания). В национальной полит системе созданы полит структуры,которых не было в социалистической системе-институт президенства, Администрация президента, Двухпалатный парламент, Конституционный суд и др. Идет постоянное реформирование полит сист. Тенденции развития политической системы Беларуси, заложенные референдумом 1996 г., по­лучили свое закономерное развитие в централи­зации власти, сокращении возможностей полити­ческой конкуренции, снижении влияния полити­ческих партий и общественных объединений на политический процесс и президент получил право издавать декреты,имеющие силу закона и.т.д. Основными элементами полит системы РБ явл-ся Президент, Правительтво(Совет Министров РБ-исполнительная власть) и Парламент(Национальное собрание-законодательная власть),местные органы власти.

Типы избир.систем, в РБ

Избирательная система – совокупность законов, с помощью которых определяются результаты голосования. Существует много избирательных систем, но всё их разнообразие сводится к 3-ём типам:

- мажоритарная

- пропорциональная

- смешанная

Мажоритарная система относительного большинства. Избранным считается кандидат, получивший относительное большинство голосов в своем округе. Она применяется в Великобритании, Канаде, США и других англосаксонских государствах. Эта система способствует становлению двухпартийной системы с чередованием независимых и стабильных партий у власти

Мажоритарная система абсолютного большинства – она призвана предотвратить такую ситуацию, когда победителем становиться кандидат, избранный меньшинством. При такой системе для избрания кандидату необходимо набрать 50% +1 голос. Если в первом туре этого не происходит, проводиться второй тур. В него выходят два кандидата, набравшие большинство голосов. Победитель определяется по простому большинству. Этот тип используется на выборах президента Франции, а также в ряде государств СНГ, и в РБ.

В случае пропорциональной системы избиратели голосуют за партийные списки (по сути – за программу). Партийные списки м. быть различных видов. Часть стран придерживается принципа жёстких (закрытых) списков. Следовательно, голосуют за список целиком. Если в списке 7 кандидатов, а партия выиграла 3 места, то депутатами станут 3 первых кандидата. В случае открытых списков, избиратели могут изменить позиции кандидатов в списке, отдавая ему преференцию. Для определения результатов голосования устанавливается квота, т.е. минимум голосов, необходимый для избрания кандидата (общее число голосов делится на число депутатских по округу). Эта система стимулирует многопартийность, создаёт возможности для существования небольших полит. партий. Она даёт возможность принимать решения, которые больше учитывают политические интересы разных групп населения. Недостатки: в условиях возрастания количества партий затруднено формирование правительства (оно нестабильно). Пропорциональная система не даёт возможности оценить личные качества кандидата в полной мере, т.к. голосование идёт за список.

Смешанная система – соединяет в себе все достоинства и недостатки первой и второй системы (Германия, Россия), избиратель имеет 2 голоса: первый – за кандидата по мажоритарной системе, а второй – за список.

В РБ в основу современного избирательного права заложены принципы всеобщих, прямых, тайных и равных выборов, кот. закреплены в Конституции Республики Беларусь.Ограничения избирательных прав граждан РБ в зависимости от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, времени проживания в данной местности, рода и характера занятия запрещаются.

Всеобщее избир. право складывается из активного и пассивного. Активное – право гражданина избирать, лично участвовать в выборах,им обладает каждый гражданин РБ с 18 лет. В выборах не участвуют: недееспособные, в тюрьме и под стражей, некоторые - из-за отсутствия прописки и жилья. Пассивное– право быть избранным т.е. быть кандидатом в представительные органы или на выборочную должность. Президентом может быть: гражданин РБ по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в РБ не менее 10 лет непосредственно перед выборами. Депутатом Палаты представителей может быть гражданин РБ, достигший 21 года. Членом Совета Республики может быть гражданин РБ, достигший 30 лет и проживающий на территории соответствующей области, города Минска не менее 5 лет. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом двух палат парламента. Депутат Палаты представителей не может быть депутатом местного Совета депутатов.

В Республике Беларусь нет обязательного голосования. Каждый избиратель сам решает, участвовать ли ему в выборах.

Полит.режим- тоталитаризм

Тоталитарный режим (ТР)– означает (to totalis) целостный, полный, весь и т.д. в политический оборот ввел Муссолини. ТР стремится к тотал. контролю в жизни об-ва; Для ТР хар-на строгая регламентация, политизация и санкционирование всей жизнедеят-ти общ-ва, начиная с экономики и оканчивая искусством. Происх. огосударствление всей общественности, фактически уничтож. не зависящая от гос-ва общественная жизнь. Происх. превращение человека в простой придаток государственного механизма. Партия гос. власти выступает здесь как главный стержень, на котором базируется всё гос. устройство.

В политической сфере ТР соответствуют следующие черты:

1) монополизация власти в руках одной партии.

2) срастание партии и государственного аппарата

3) правящая партия принимает статус государства в государстве

4) однопартийная система, недопущение оппозиции и инакомыслия

5) созд. строго иерархичной вертик. системы управл., увенчанной фигурой вождя

6) фактически отчуждение граждан от полит. процесса

7) максимальное ограничение прав и свобод гражданина, умаление права и закона

8) монопольный контроль над вооружёнными силами

9) террор, насилие как средство политической борьбы

В экономич. сфере устан. монопольный контроль партийно-государственного аппарата над хоз. Деятельностью..

В духовной сфере важной особенностью ТР является господство офиц. идеологии, нацеленной на построение нового полит. порядка и созд. нового типа личности.

Тоталитарная идеология складывается из трёх частей:

1) радик. критика предшеств. или определённого полит. противника, которого необх. сокрушить.

2) представление о совершенстве общего будущего, светлого завтра

3) рецептов его достижения

Тем самым тоталит. идеология отрицает прошлое и наст. во имя великого и светлого общества, обосновывая необх. тоталит. перестроения общ-ва. Эта идеол. претенд. на право абсол. истины, и поэтому явл. общеобязат. и не подлежит критике.

Фанатичная вера в окончательную истину объясняет поддержку ТР народом. Привержение общественности официальной идеологии достигается посредством централиз идеологических средств воздействий, монополии на информацию.

Полит.режим – авторитаризм

Полит.режим – демократия

Демократия – (от греч. Власть народа). В основе ДР лежит признание суверенитета народа, т.е. провозглашение народом источника верховной государственной власти. При ДР в процессе свободного волеизъявления народа, выявляется позиция большинства, которое власть не может игнорировать Принцип большинства составляет суть доктрины народного суверенитета и основополагающим принципом демократии. Главная и естественная обязанность большинства в ДР – общее неизменное уважение меньшинства и его право на создание оппозиции. Другими словами, власть большинства, которое уважает мнение меньшинства. Основные признаки ДР:

1) Проведение гласных свободных выборов, которые предполагают 3 условия:

a. Свобода выдвижения кандидатур

b. Свобода избирательного права

c. Свобода голосования

2) Постоянное и реальное функционирование выбранной народом власти

3) Разделение властей в системе государственной власти. Создаётся механизм задержек и противовесов

4) Наличие многопартийной системы. Беспрепятственная деятельность партий. Главная арена политического соперничества – выборы

5) Существование легальной оппозиции. В условиях ДР оппозиция является неотъемлемым органом и постоянным элементом политического процесса. Право на оппозицию обеспечивает реальный плюрализм на свободу мнений. Посредством оппозиции мнения сохраняют возможность отстаивать свою точку зрения.

6) Гласность в работе властей всех уровней. Беспрепятственный доступ СМИ и общества к информации. Действительный контроль со стороны общества за осуществлением власти.

7) Провозглашение и юридические гарантии прав и свобод граждан, которые являются высшей ценностью демократии. ДР представляет широкий круг политических, социально-экономических и личных прав и свобод.

8) Верховенство закона во всех сферах жизни общества. Формирование правового государства.

В реальной жизни демократия является не правлением народа, а правлением от имени народа. При этом она может реализовываться в 2х видах: представительная и непредставительная демократия. 1-ая связана с деятельностью выборных органов, в которых работают депутаты. 2-ой вид предусматривает референдумы. Рассматриваемая модель ДР – идеальна. Недостатки ДР:

1) возможность превращения демократии в диктатуру большинства.

2) демократия пробуждает социальную активность масс, которая может носить как конструктивный, так и деструктивный характер.

3) Выборность может приходить в противоречие с требован. проф. их деятельности.

Гос.-во, конц.происх.

Гос-во – центральный институт политической системы, которому тяготеют другие политические силы. Оно отличается от других полит. институтов: наивысшей концентраций власти, суверенитетом, наибольшей формальностью, наличием

территории, принудительностью, рядом исключительных прав на: использования

насилия, на принятие общих обязательных законов, на взимание налогов. Начало складывания и функционирования гос-ва относится к поздним формам общинно-племенного строя. В общественных науках существует ряд концепций о

происхождении гос-ва. 1) Патриархальная теория рассматривает гос-во как

большую семью, созданную на основе добровольного слияния малых семей под

покровительство отеческой власти. 2) теократическая концепция рассматривает

гос-во, как возникшее на основе божьего установления. 3) договорная концепция

(Гоббс, Локк, Спиноза) трактует возникновение гос-ва а основе соглашения, договора между правителями и подданными в целях обеспечения порядка и организации общественной жизни. 4) теория насилия объявляет гос-во результатом прямого полит. действия – внутреннего или внешнего насилия, завоевания. 5)социально-экономическая объясняет такими социально-эк. факторами, как общественное разделение труда, эк. интересами, социальными противоречиями и т.д.

Функции. Внутренние:1) политическая – обеспечение полит.

стабильности, осуществление властных полномочий, выработка полит. курса. 2)

экономич. – организация, координация, регулирование эк. процессов с помощью

налоговой и кредитной политики, санкции и т.д. 3) организаторская – исполнение

решений, формирование и использование гос. аппарата, осуществление контроля

выполнения законов и т.д. 4) правовая – обеспечение правопорядка, установление

правовых норм. 5) социальная – удовлетворение жизненно-важных потребностей людей в работе, жилье, здоровье. 6) культурно-воспитательная – приобщение к культуре, творчеству, воспитание нравственности, удовлетворение культурных потребностей людей. Внешние: 1) Оборона страны – обеспечение целостности, безопасности суверенитета гос-ва. 2) взаимовыгодное сотрудничество – в эк, соц, технологической, торговой и др. сферах с другими странами.

Зак.,исп.,суд.власть, в РБ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ - представляет собой совокупность полномочий по изданию законов, а также систему государственных органов, реализующих эти полномочия. В демократических государствах З.в. может осуществляться не только специальными законодательными органами (парламентами, законодательными органами субъектов федерации), но и непосредственно избирательным корпусом путем референдума, а в некоторых случаях-и органами исполнительной власти в порядке делегированного или чрезвычайного законодательствования.

Исполнительная власть — один из видов самостоятельной и независимой публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами.

Функции исполнительной власти

-подзаконодательное регулирование;1.осуществление управленческой деятельности, направленной на исполнение законов и реализацию государственной политики в различных сферах жизни общества;2.административное правоприменение 3.осуществление политики государства по лицензированию, регистрации и сертификации; 4.административный контроль за соблюдением правовых норм и общеобязательных правил; 5.охрана правопорядка, т.е. непосредственное обеспечение безопасности граждан и общества; 6.информационное обеспечение органов государственной власти

Органы судебной власти от имени государства применяют меры уголовного принуждения к лицам, виновным в совершении преступлений, разрешают правовые споры (тяжбы) между конкретными лицами, а также рассматривают дела об оспаривании правовых предписаний на предмет соответствия правилам более высокой силы (законов — Конституции, подзаконных нормативных актов — законам, так называемый нормоконтроль), в отдельных случаях дают толкование правовым нормам (в основном нормам конституции страны) вне связи с конкретным спором. Суды также выполняют отдельные удостоверительные функции (признание фактов, в отдельных государствах — укрепление прав), когда для удостоверения требуется доказывание, по сложности выходящее за компетентность нотариусов.

Согласно Конституции РБ, представительным и законодательным органом Республики Беларусь является Парламент - Национальное собрание РБ. Парламент состоит из двух палат - Палаты представителей и Совета Республики Полномочия Палаты представителей: 1) рассматривает по предложению Президента либо по инициативе не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом, проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции; 2) рассматривает проекты законов, в том числе об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь; о гражданстве, статусе иностранцев и лиц без гражданства;; о принципах регулирования труда и занятости; о браке, семье, детстве, материнстве, отцовстве, воспитании, образовании, культуре и здравоохранении; 3) назначает выборы Президента; 4) дает согласие Президенту на назначение Премьер-министра; 5) принимает отставку Президента; Палата представителей может принимать решения по другим вопросам, если это предусмотрено Конституцией. Совет Республики:

1) одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию; о толковании Конституции; проекты иных законов;

2) дает согласие на назначение Президентом Председателя Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка;

3) избирает шесть судей Конституционного Суда;

4) избирает шесть членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов;

6) принимает решение о роспуске местного Совета депутатов в случае систематического или грубого нарушения им требований законодательства и в иных случаях, предусмотренных законом;

7) рассматривает указы Президента о введении чрезвычайного положения, военного положения, полной или частичной мобилизации и не позднее чем в трехдневный срок после их внесения принимает соответствующее решение.

Право законодательной инициативы принадлежит Президенту, депутатам Палаты представителей, Совету Республики, Правительству, а также гражданам, обладающим избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч человек и реализуется в Палате представителей. Любой законопроект, если иное не предусмотрено Конституцией, вначале рассматривается в Палате представителей, а затем в Совете Республики. Законопроект, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией, становится законом после принятия Палатой представителей и одобрения Советом Республики большинством голосов от полного состава каждой палаты.

Исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство - Совет Министров Республики Беларусь - центральный орган государственного управления. Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту Республики Беларусь и ответственно перед Парламентом Республики Беларусь.

Правительство Республики Беларусь состоит из Премьер-министра, его заместителей и министров. В состав Правительства могут входить и руководители иных республиканских органов государственного управления. Премьер-министр назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Палаты представителей. Работой Правительства руководит Премьер-министр.

Премьер-министр: 1) осуществляет непосредственное руководство деятельностью Правительства и несет персональную ответственность за его работу; 2) подписывает постановления Правительства; 3) в двухмесячный срок после своего назначения представляет Парламенту программу деятельности Правительства, а в случае ее отклонения представляет повторную программу деятельности Правительства в течение двух месяцев; 4) информирует Президента об основных направлениях деятельности Правительства и о всех его важнейших решениях; 5) выполняет другие функции, связанные с организацией и деятельностью Правительства.

ПравительствоРеспублики Беларусь: разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики и принимает меры по их реализации; разрабатывает и представляет Президенту для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении; обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения и оплаты труда; принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; обеспечивает исполнение Конституции, законов и декретов, указов и распоряжений Президента;

Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам. Система судов строится на принципах территориальности и специализации. Судоустройство в Республике Беларусь определяется законом. Образование чрезвычайных судов запрещается. Судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону .Судьи не могут осуществлять предпринимательскую деятельность, выполнять иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской и научно-исследовательской. Суды осуществляют правосудие на основе Конституции и принятых в соответствии с ней иных нормативных актов. Стороны и лица, участвующие в процессе, имеют право на обжалование решений, приговоров и других судебных постановлений.

Контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляется Конституционным Судом Республики Беларусь. Конституционный Суд Республики Беларусь формируется в количестве 12 судей из высококвалифицированных специалистов в области права, имеющих, как правило, ученую степень. Шесть судей Конституционного Суда назначаются Президентом Республики Беларусь, шесть судей избираются Советом Республики. Председатель Конституционного Суда назначается Президентом с согласия Совета Республики. Срок полномочий членов Конституционного Суда 11 лет. Предельный возраст членов Конституционного Суда - 70 лет. Конституционный Суд по предложениям Президента Республики Беларусь, Палаты представителей, Совета Республики, Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь дает заключения:

Соц.полит. и гос.-во

Социальная политика— политика регулирования социальной сферы, направленная на достижение благо­состояния в обществе с помощью разнообразных средств, среди которых главным является власть.

Структура социальной политики:

1. субъекты (со­циальные группы, имеющие в своих руках власть в со­циальной сфере);

2. объекты (социальная сфера обще­ства);

3. средства воздействия субъектов на объект.

Социальное государство(или государство благо­денствия) — правовое государство с совокупностью де­мократических прав и свобод, системой социального обеспечения, высоким уровнем благосостояния большей части населения. Концепция такого государства основы­вается на признании того, что люди в XX веке в боль­шинстве своем являются наемными работниками, т. е. экономически зависимыми лицами. Поэтому цель соци­ального государства — уменьшить болезненные послед­ствия экономической зависимости, неизбежно грозящие человеку в современной рыночной экономике.

Основные принципы социального государства:

1. каждому члену общества только потому, что он человек, полагается прожиточный минимум;

2. государство благоденствия должно вести полити­ку экономической стабильности, стараясь предотвратить циклы потрясений и кризисов, если частные предпри­ятия не в силах противостоять им;

3. одна из высших целей социальной политики — полная занятость.

Важнейшим элементом социальной политики явля­ется последовательная реализация принципа социаль­ной справедливости,который причисляется к общече­ловеческим ценностям, имеющим многовековую исто­рию. Без обеспечения социального равенства в некото­рых сферах общество справедливым быть не может. Формулы равенства: "каждому — по его заслугам", "каждому — по мере выявленных сил и способностей", "каждому — по мере таланта". Социальная справедли­вость и социальное равенство — понятия не тождествен­ные.

Через политику власть становится организующей силой. Одной из важнейших функций политики является онтологическая, т. е. социально-организующая, в рам­ках которой социальная справедливость должна быть ос­новным содержанием политики: либо власть проводит достойную политику, учитывающую интересы всех субъ­ектов и обеспечивающую социальную справедливость и социальное равенство, либо ни социальное равенство, ни социальная справедливость властью не обеспечиваются, и тогда- в обществе происходят бесконечные коллизии и потрясения.

Гарантом социальной справедливости и социально­го равенства может выступать только правовое государ­ство.

Формы гос.устр.и правл.

Формы правления и гос. устр-ва – это способ организации и осуществл. полит. власти.Форма правления гос-вом показывает особенности внутренней организации гос-ва, порядок образования и стр-ру органов гос-ной власти, специфику их территориальной обособленности,

Наши рекомендации