Выборы и демократия. Избирательное право

Политическая Модернизация в РБ

Главные принципы нашей гос политики: планомерность, последовательность, преемственность. Сильная, эффективная гос власть, политич стабильность в нашей стране - важнейшие условия гос курса на развитие нац экономики, последовательной интеграции в мировую экономику. Планомерность гос курса находит свое выражение в поэтапном повышении жизненного уровня народа. Беларусь первая из стран СНГ восстановила уровень промышленного производства 1990 года и опережает страны СНГ по рейтингу индекса развития человеческого потенциала. За годы созидательной практики сложилась белорусская модель соц-экономич развития, кот сочетает преимущества рыночного хоз-ва с эффективной соц защитой. Белорусская модель основана не на революционной ломке прежних устоев, а на совершенствовании сложившейся экономической базы. Белорусская эконом модель содержит в себе элементы преемственности в использовании гос институтов во всех сферах, где они проявили свою эффективность. Преемственность в политике - важнейший принцип рук-ва страны. В стране создана эффективная президентская власть, кот не проводит политику двойных стандартов, в каких бы сложных условиях не приходилось работать. В соц сфере - сохранение наиболее ценного, использование в новых условиях принципа соц справедливости без отказа от накопленного опыта. Планомерность гос курса заключается и во всемерной поддержке талантливой учащейся молодежи, студентов. Создан не имеющий аналогов на территории СНГ Специальный Фонд Президента РБ по соц поддержке одаренных учащихся и студентов.

Особое внимание уделяется в республике жителям сельской местности, кот острее других ощущают жизненные трудности: неразвитость соц инфраструктуры, транспортных услуг, бытового обслуживания. Поставлена задача осуществлять работу по введению гос соц стандартов по всей стране с обязательным учетом региональных особенностей. Введение соц стандартов направлено на то, чтобы уровень соц защиты гарантированно улучшался. В основе гос курса заложена верность историч памяти народа - Победе в ВОВ. Руководства страны решило ввести в учебных заведениях курс «ВОВ советского народа».Глава гос-ва проводит в жизнь миролюбивую политику добрососедства, избегая шагов, кот могут втянуть страну к участию в международных конфликтах. В то же время проводится создание современной армии, способной надежно защитить отечество от любой угрозы. Несмотря на имеющиеся сложности во взаимоотношениях со странами НАТО, руководство страны считает, что с ним можно и нужно налаживать нормальные отношения, конструктивно решать имеющиеся европейские и мировые проблемы, особенно в области борьбы с терроризмом, незаконным оборотом наркотических средств.

Выборы и демократия. Избирательное право.

Полит.выборы-это способ формирования органов гос.власти и управления обществом с помощью выражения полит.воли граждан в соответствии с действующей избирательной системой. Посредством выборов формируются центральные и местные представительные органы гос.власти, определяются кандидаты на выборные должности. Выборы бывают: президентские, парламентские, муниципальные, очередные , внеочередные, дополнительные. Сущность полит. выборов проявляется в их функциях:1) смена власти мирным путём. 2) осознание и представление различными социальными группами своих интересов, которые включают в свои предвыборные программы партий и отдельные кандидаты. 3) легитимация и стабилизация полит.системы, в том числе законодательных, исполнительных и некоторых других структур власти.4)полит.социализация граждан, повышение их активности. 5) рекрутирование полит.элиты. Избирательное право-совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах, организацию и проведение последних, взаимоотношение между избирателями и представительными учреждениями, порядок отзыва депутатов. Избирательное право основывается на принципах всеобщности, равенства, прямого(косвенного) и тайного голосования. Термин "демократия" переводится буквально "власть народа, или, по словам американского президента Линкольна, "правление народа, избранное народом и для народа. Он имеет несколько толкований: 1) как форма, разновидность организации государства, когда властью обладает не одно лицо, а все граждане, пользующиеся равными правами на управление государством. 2) как форма устройства любой организации, основанной на равноправии её членов, периодической выборности, принятии решений в них по принципу большинства. 3) как идеал общественного устройства, основанного на принципах свободы, равенства, уважение закона и прав человека, плюрализм и т.д. 4) социальные и полит.движения, целью которых является реализация демократического идеала. Демократия-организация полит. и гражданского общества, обеспечивающая реальное народовластие и утверждение прав и свобод человека и гражданина.

37: Избирательная сис-ма - это совокупность установленных законом правил, принципов и приемов, с помощью которых определяются результаты голосования и распределяются депутатские мандаты. Избирательная система в каждой стране создается в зависимости от того, как понимают интересы своей партии и общества, каковы политические традиции и культура.

Три типа: мажоритарная, пропорциональная, смешанная.

1. Мажоритарная( принцип большинства при определении результатов голосования. Избранным считается кандидат, получивший установленное большинство голосов избирателей).

Три разновидности:

1.1.Абсолютного большинства. Избир. кандидат, собравш. абсолютное бол-во голосов – 50% +1 голос , устанавл. нижний порог участия избират. в голос-ии(если никто не набирает, то проводится 2-ой тур, во 2-ом туре побеждает тот, кто набрал больше всего голосов)(в РБ).

1.2. Относительного большинства. Достаточно набрать больше голосов, чем кому-либо из конкурентов, и не обязательно больше половины.(Англия, США). Не устанавл. min участия избирателей. Следствием применения - двухпартийность.

1.3. Квалифицированного большинства. Избир. кандидат, получ. квалифиц. больш-во голосов(2/3; 3/4 от общего числа поданных голосов), которое устанавл. законод-ом страны. Применяется редко (менее результативна).

2. Пропорциональная. Депутатские мандаты распред-ся не между инд. кандидатами, а между партиями в соотв-ии с числом поданных за них голосов. Избиратели голосуют за парт. списки.

2.1. Жест. списки. (Исп., Греция, Израиль). Избир. выбир. партию, проголос. за список целиком.

2.2. Полужест. списки. (Австрия, Дания, Нидерланды). Голос-ие за парт. список целиком; кандидат, возглавляющий список, обязательно получает мандат; остальные мандаты распределяются в соотв. с получ. преференциями.

2.3. Свободные списки. (Дания). Избиратели голосуют за список, но в нем могут изменить места кандидатов, выразить свое предпочтение (преференцию) опред. кандидату или кандидатам.

Избирательная квота – число голосов, необх. для избрания 1 депутата.

3. Смешанная. (Болгария, Германия, Литва)Часть мандатов распределяется на основе принципов мажор. сис-мы, а другая – в соотв. с принципами пропорциональной.

Абсентеизм - равнодушное отношение населения к политической жизни, уклонение от участия в ней, уклонение избирателей от участия в голосовании на выборах разного уровня.

Причины: 1. аполитичность, безразличие к общественным делам, 2. протест части избирателей против существующих порядков.

Методы борьбы: Обязательное голосование за уклонение от которого налагаются штрафы, ограничивается предпринимательская деятельность и т.д.

38. Избирательная сис-ма В РБ - мажоритарная избир. система. Выборы проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избир. права при тайном голосовании.

Активное избир. право - с 18 лет. В выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, и лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы. В голосовании не участвуют лица, в отношении кот. в порядке, установленном уголовно-процессуальным законод-вом, избрана мера пресечения - заключение под стражу.

Пассивное избирательное право

Президент. Срок - 5 лет. Кандидат: гражданин РБ, не моложе 35 лет, обладающий избир. правом и проживающий на территории РБ не менее 10 лет, предшествующих выборам, в поддержку кот. собрано не менее 100.000 подписей избирателей. Кол-во сроков законом не ограничивается.

Парламент(Национальное собрание) Верхняя палата (Совет Республики) - 64 члена, 56 из кот. избираются на 4-летний срок на основе косвенного избир. права депутатами местных Советов депутатов РБ от шести областей и Минска; 8 членов Совета Республики на такой же срок назначаются Президентом. Кандидат: гражданин РБ, достигший 30 лет и проживший на территории соответствующей области, города Минска не менее 5 лет.

Нижняя палата (Палата представителей) - 110 депутатов, избираемых сроком на 4 года. Кандидат: достигший 21 года гражданин РБ, постоянно проживающий на территории гос-ва.

Депутаты местных Советов депутатов избираются населением страны на срок 4 года. Кандидат: обладающий пассивным избир. правом гражданин РБ (РФ), достигший 18 лет, проживающий либо работающий на территории соответствующего Совета.

43:Социальное государство – гос-во, стремящееся к обеспечению достойных условий существ-ия своих граждан, удовлетвор. их матер-ых и духовных потребностей, соц-ой защищенности, соучастия в управлении производством.

Достигается с помощью: перераспред-ия нац. дохода в пользу менее обеспеч. слоев, проведения политики занятости, охраны труда, развития общедоступного образования, здравоохран. и др.

Соц политика -система практических мероприятий, проводимых правительством через местные и региональные органы власти, направленных на улучшение качества и уровня жизни больших социальных групп, финансируемых из средств госбюджета и соответствующих либо идеологическим установкам государства на данный момент, либо ценностным ориентациям общества на долговременную перспективу. Соц политика это составная часть общей стратегии государства, относящаяся к социальной сфере.

Задачи соц политики: 1.стимулирование экономич роста и подчинение производства интересам потребления; 2. усиление трудовой мотивации и деловой предприимчивости; 3. обеспечение должного уровня жизни и соц защиты населения; 4. сохранение культурного и природного наследия, нац своеобразия и самобытности.

Для достижения своих целей гос-во использует: законодательство страны, национальный бюджет, систему налогов и пошлин.

Соц. политика обладает самостоятельностью, способна содействовать повышению уровня благосостояния населения, оказывать стимулирующее влияние на стремление граждан к социальному прогрессу. Социальная политика должна быть приоритетна для властных структур любого государства.

Соц партнерство – сис-ма институтов и механизмов согласования интересов участников производственного процесса: работников и работодателей, основанная на равном сотрудничестве. В системе социального партнерства интересы работников представлены профсоюзами, интересы работодателей - союзами предпринимателей. 3-ий участник процесса- гос-во(является и гарантом выполнения принятых соглашений). Согласование интересов достигается путем переговорного процесса, в ходе которого стороны договариваются об условиях труда и его оплате, о социальных гарантиях работникам и их роли в деятельности предприятия.

Развитие системы соц партнерства - достижение баланса интересов работников и работодателей на основе сотрудничества, компромисса Оно служит действенным инструментом сочетания экономической эффективности и социальной справедливости.

Формы соц. партнёрства: 1. корпоративистская система: использование специальных органов, процедур и механизмов. (Австрия, Швеция, Япония, ФРГ, Швейцария) 2. плюралистическая система: специальные институты социального партнерства отсутствуют (Великобритания, США, Канада). согласование противоречивых интересов осущест-ся на уровне всего общества с помощью партий, парламентов, профсоюзов.

Наши рекомендации