Функция политической рефлексии

Политология призвана выра­батывать способность рацио­нально-критически оценивать политические процессы, свободно самоопределяться в политической жизни

Ивструментялкс^сьяя функция

Политология призвана указы­вать эффективные способы преобразования политической и иных сфер общества на ос­нове согласия и учета инте­ресов субъектов политики

Функция полангаес-

Политология приз­вана формировать демократическую политическую куль­туру граждан, спо­собствовать интегра­ции индивидов в по­литическое сообще­ство на основе об­щепринятых норм и стандартов поли­тического поведения

Прогностическая функция

Политология призвана разра­батывать желаемые и возмож­ные варианты развития поли­тических процессов, учитывая действие различных факторов: международных, экономичес­ких, социально-классовых, идеологических и тл.

Логические задания и проблемные вопросы

1. Мыслители античности считали, что политическая наука изучает государ­
ство. Современные авторы в качестве предмета политологии рассматрива­
ют власть. Как Вы думаете, чем обусловлены различия в понимании пред­
мета политологии мыслителями прошлого и современными
исследователями?

2. Часто политику определяют как искусство возможного. Означает ли
это, что политология как наука, изучающая политику, не может дать
объективного знания о политических явлениях, поскольку они очень
изменчивы, связаны с интересами людей? Да и сам политолог, как че­
ловек, имеет пристрастия, симпатии и антипатии, поэтому часто преувели­
чивает роль одних факторов и недооценивает значение других?

3. Как следует, на Ваш взгляд, понимать утверждение Наполеона:
«Сердце государственного человека должно быть у него в голове»?

4. По замечанию О. Бисмарка, «в политике нельзя составлять план на
длительное время вперед и слепо следовать в его рамках». Как Вы ду­
маете, прав ли был «железный канцлер»? Аргументируйте свой ответ.

5. Какое из утверждений о сущности государства ближе к истине:

а) «государственным благом является справедливость», то есть то, что
служит общей пользе (Аристотель);

б) «слабый народ - значит сильное государство, сильное государство -
значит слабый народ. Ослабление народа, следовательно - главная за­
дача государства..» (китайский философ Шан Ян; 1011 - 1077)?

6. Объясните, чем обусловлено различие в понимании природы государ­
ства у античных философов и школ легистов в Китае?

7. Выделите достоинства и недостатки в понимании природы и устрой­
ства государства у древнегреческого философа Демокрита (460 - 370 до
н. э.): «Дела государственные надо считать много более важными, чем
все прочие; каждый должен стараться, чтобы государство было благо­
устроено, не добиваясь больших почестей, чем ему приличествует, и
не захватывая большей власти, чем это полезно для общего дела. Ибо
государство, идущее по верному пути, - величайшая опора. И в этом
заключается все: когда оно в благополучии, все в благополучии, когда
оно гибнет, все гибнет».

8. Как Вы думаете, почему в обосновании божественной природы госу­
дарства у средневековых философов лежит тезис о «естественной гре­
ховности» человека?

9. В какой мере могут быть полезными для совершенствования деятель­
ности современных государств следующие утверждения о природе го­
сударства:

а) «Люди объединяются затем, чтобы хорошо жить вместе, чего не может достичь никто, живя в одиночестве; но благая жизнь следует добродетели, ибо добродетельная жизнь есть цель человеческого объе­динения... Но жить, следуя добродетели, не является конечной целью объединенного множества, цель - посредством добродетельной жизни достичь небесного блаженства... Привести к этой цели - назначение не земной, а божественной власти» (Фома Аквинский);

б) «Во всех положениях и состояниях лучшее средство против силы произвола - это противодействовать ей силой же. Применение силы без полномочий всегда ставит того, кто ее применяет, как агрессора и дает право поступать с ним соответствующим образом» (Дж. Локк). Аргументируйте свой ответ.

10. В чем, на Ваш взгляд, различия в определении природы государства у И. Бентама и немецкого философа И. Канта:

а) цель государства - удовлетворение разнообразных интересов лично­
сти. «Интересы отдельных лиц - суть единственно реальные интересы.
Заботьтесь об отдельных личностях. Не притесняйте их, не позволяйте
другим притеснять их, и вы достаточно сделали для общества»
(И. Бентам);

б) «Человек есть животное, которое, живя среди других членов своего
рода, нуждается в господине. Дело в том, что он обязательно злоупот­
ребляет своей свободой в отношении своих ближних; и хотя он как
разумное существо желает иметь закон, который определил бы грани­
цы свободы для всех, но его корыстолюбивая животная склонность
побуждает его, где это ему нужно, делать для самого себя исключение.
Следовательно, он нуждается в господине, который сломил бы его
собственную волю и заставил его подчиняться общепризнанной воле,
при которой каждый может пользоваться свободой» (И. Кант)?

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ

Власть и общество: механизм

И формы взаимодействия

Д

ля понимания характера изменений в политике, ее спо­собности обеспечивать стабильность и сохранять дина­мическое равновесие групп интересов необходимо учи­тывать два обстоятельства. Во-первых, политика является от­носительно самостоятельной сферой и обладает чертами сис­темы. В этом смысле, по выражению Л. фон Берталанфи, она представляет собой совокупность «элементов, находящихся во взаимодействии». Во-вторых, будучи самостоятельной, поли­тика обретает смысл через взаимодействие с миром неполити­ческого, являясь составной частью более широкой целостно­сти - общества. Осознание органической взаимосвязи полити­ческой жизни и других сфер жизнедеятельности человека пришло в политологию не сразу.

Первоначально политика, по замечанию М. Вебера, своди­лась к деятельности «государства как института, осуществ­ляющего монополию законного применения силы на данной территории». Вся общественная жизнь укладывалась в рамках политической сферы и подчинялась государству. Государство, как носитель и субъект власти, единолично распределяло цен­ности и ресурсы. Отождествление политического с государст­вом было справедливым до момента выделения гражданского общества.

Развитие институтов гражданского общества отразило про­цесс нарастающей множественности интересов различных групп населения. На этой основе происходила специализация политических ролей и функций внутри политического сооб­щества. Понять причины и последствия распределения власти и ценностей в обществе без учета влияния социальных общно­стей, ментальности и системы культуры было невозможно. Замена понятия государства концепцией политической систе­мы дала возможность учесть влияние неформальных механиз­мов функционирования мира политики, отразить нарастаю­щую взаимосвязь и взаимовлияние политических структур, политической культуры, политического поведения и граждан­ского общества.

Для характеристики взаимодействия власти и общества в американской политологии используется понятие «полити­ческая система», представляющая совокупность всех общест­венных структур в их политических аспектах. По определению Г. Алмонда, политическая системавключает помимо полити­ческих институтов социальные и экономические структуры, исторические традиции и ценности общества, культурный контекст его развития. Взаимодействие мира политики и эко­номической сферы, гражданского общества (социальной и духовной сфер) имеет системный характер, т. е. изменения одного из элементов непременно ведет к изменению всей це­лостности (общества). Это означает - мир политического мож­но понять лишь из взаимосвязей его с тем, что не является поли­тикой. Как, впрочем, верно и обратное - изменения в неполитических сферах осуществляются под влиянием политики.

Известно, что целью всякой политической деятельности является власть - либо влияние на нее, либо участие в ней. Власть выступает непосредственным содержанием политики. Однако содержание власти не заключено в ней самой. Власть есть взаимодействие тех, кто ее осуществляет, с тем, что в со­вокупности составляет социальную среду, в которой она осу­ществляется. В результате их взаимодействия происходит об­мен деятельностью, ресурсами, ценностями, информацией. Следовательно, власть может быть понята через связь с тем, что не является властью.

При этом не только власть влияет на социальную среду, но и среда воздействует на власть. Взаимное влияние может иметь характер прямого воздействия власти и среды друг на друга на основе выполнения политических ролей. Например, государство, как носитель и субъект власти, осуществляет управление делами общества, обеспечивает законность и пра­вопорядок, а граждане признают правомерность принимаемых властью решений и выполняют их. Однако воздействие может быть косвенным и не иметь прямого характера. Например, повышение налога на прибыль создает возможность увеличить поддержку работников бюджетных сфер.

Следовательно, взаимодействие власти и гражданского об­щества определяет характер изменений социальной системы, ее стабильность и динамизм. Вот почему важно знать, как об­щество влияет на распределение власти. Не менее значимо также понимание форм и параметров воздействия власти на гражданское общество. Взаимодействие и взаимозависимость власти и общества выражаются понятием «политическая система».

Наши рекомендации