Глава V. Социологические основы политики

Было бы ошибочно полагать, что деятельность людей свя­зана главным образом с удовлетворением общезначимых по­требностей и именно потому они преимущественно реализуют себя в политике. В действительности абсолютное большинство индивидов занято удовлетворением самых разнообразных ин­тересов и потребностей, в том числе индивидуальных, сферой реализации которых является повседневная жизнь. В ней дей­ствия индивидов отражают их стремления к автономии и не­зависимости от коллективной жизни. Повседневная жизнь ин­дивидов, ее первичные формы составляют сферу гражданского общества. Однако многообразие повседневных потребностей и первичных форм их реализации требует согласования и инте­грации устремлений индивидов и социальных групп для под­держания целостности и прогресса всего общества. Равновесие

Рис. 7. Взаимосвязь государства и гражданского общества

Гражданское общество составляет сферу абсолютной сво­боды частных лиц в отношениях друг с другом. По определе­нию Ж-Л. Кермонна, «гражданское общество слагается из мно-

жественности межличностных отношений и социальных сил, которые объединяют составляющих данное общество мужчин и женщин без непосредственного вмешательства и помощи государства».

Гражданское общество предстает в виде социального, эко­номического, культурного пространства, в котором взаимодей­ствуют свободные индивиды, реализующие частные интересы и делающие индивидуальный выбор. Напротив, государство представляет собой пространство тотально регламентирован­ных взаимоотношений политически организованных субъек­тов: государственных структур и примыкающих к ним полити­ческих партий, групп давления и т. д. Гражданское общество и государство взаимодополняют друг друга. Без зрелого граждан­ского общества невозможно построить правовое демократиче­ское государство, поскольку именно сознательные свободные граждане способны к рациональной организации человече­ского общежития. Таким образом, если гражданское общество выступает прочным опосредующим звеном между свободным индивидом и централизованной государственной волей, то государство призвано противодействовать дезинтеграции, хао­су, кризису и упадку через создание условий для реализации прав и свобод автономной личности.

1. Гражданское общество: основные интерпретации и реальное содержание

Идея гражданского общества является одной из важнейших
политических идей Нового времени. Возник!нув в середине
ХУЛ в. в Европе, понятие «гражданское общество» претерпело
известную эволюцию, породив несколько концепций и интер­
претаций. Однако оно неизменно рассматривается в противо­
поставлении понятию «государство». '

Либеральная трактовка гражданского общества восходит ко временам Т. Гоббса и Дж. Локка. Понятие «гражданского общества» было введено ими для отражения исторического развития человеческого общества, перехода человека от при­родного к цивилизованному существованию. Человек в «диком», «природном» состоянии, не знающий ни цивилизации, ни го­сударства, развивается в хаосе всеобщей взаимной вражды и непрерывных войн. Естественному, догосударственному со1 стоянию общества противопоставляется цивилизованное, об­щественно-политическое, олицетворяющее порядок и граж­данские отношения.

Естественным началом общества и жизни человека стано­вятся не природа и необузданные природные страсти челове­ка, а цивилизованность, т. е. исключительная способность че­ловека сознательно объединяться с себе подобными для совместного проживания. Гражданское общество было при­знано условием удовлетворения базовых человеческих потреб­ностей в пище, одежде, жилье. Гражданское общество появи­лось в результате процессов дифференциации и эмансипации различных сфер общественной жизни (экономической, соци­альной, культурной), в рамках которых происходит удовлетво­рение повседневных потребностей индивида.

Становление самостоятельных сфер общественной жизни отражало процессы возрастающего разнообразия деятельности индивидов и усложнения социальных отношений. Разнообра­зие социальных отношений было следствием становления ав­тономной личности, не зависимой от власти и обладающей таким уровнем гражданского самосознания, который позволял ей строить свои отношения с другими индивидами разумно и целесообразно. В основе процесса кристаллизации независи­мого индивида, по Дж. Локку, лежит частная собственность. Онаявляется экономической гарантией его свободы и поли­тической самостоятельности.

/ Отношения между государством и гражданским обществом строились на договорной основе. По своей сущности эти отно­шения были цивилизованными, поскольку государство и гра­жданское общество вместе создавали условия для удовлетво­рения базовых человеческих потребностей и обеспечения жизнедеятельности индивидов. Государство охраняет неотчуж­даемые права граждан и с помощью власти ограничивает при­родную вражду, снимает страх и тревогу за родных и близких, за свое богатство; а гражданское общество сдерживает стрем­ление власти к господству.

Другую традицию представляет подход Г. Гегеля, который рассматривал гражданское общество как совокупность индиви­дов, удовлетворяющих с помощью труда свои повседневные по­требности. Основой гражданского общества выступает частная собственность. Однако не гражданское общество являлось, по Г. Гегелю, движущей силой прогресса, а государство. Примат государства по отношению к гражданскому обществу был свя­зан с тем, что, как считал Г. Гегель, основой развития всего и вся является «Мировой Дух», или «Абсолютная Идея». Граж­данское общество было «инобытием» Духа-Идеи, а именно

государство олицетворяло все добродетели и было наиболее совершенным воплощением Мировой саморазвивающейся Идеи, самого могучего проявления человеческой' личности, всеобщности политического, материального и духовного начал.

Государство защищало человека от случайностей, обеспе­чивало справедливость и реализовывало всеобщность интере­сов. Гражданское общество и индивид были подчинены госу­дарству, ибо именно государство интегрирует отдельные группы и индивидов в органическую целостность, задавая смысл их жизнедеятельности. Опасность существования все­объемлющего государства состоит в том, что оно поглощает гражданское общество и не стремится гарантировать гражда­нам их права и свободы.

Отвергая тезис Г. Гегеля о первичности государства по от­ношению к гражданскому обществу, К. Маркс рассматривал последнее фундаментом глобального общества, а жизнедея­тельность индивидов - решающим фактором исторического развития. Это вытекало из материалистического понимания истории, согласно которому эволюция общества является ре­зультатом эволюции материальных условий жизни. Граждан­ское общество представляет собой совокупность материальных отношений индивидов. К. Маркс рассматривал гражданское об­щество как общественную организацию, развивающуюся не­посредственно из производства и обращения. Совокупность экономических, производственных отношений индивидов (т. е. отношения, в которые вступают индивиды между собой в про­цессе производства) и соответствующих им производительных сил (средства производства и рабочая сила) составляют базис. Экономический базис обусловливает надстройку, политические институты (в том числе и государство), право, мораль, рели­гию, искусство и т. д. Государство и политика является отра­жением производственных отношений.

Следуя тезису о зависимости надстройки от базиса, К. Маркс считал государство инструментом политического господства класса, обладающего средствами производства. Следовательно, буржуазное государство является, по К. Марксу, механизмом реализации и защиты интересов экономически гос­подствующего класса-собственника, включающего промыш­ленников, предпринимателей, финансистов, землевладельцев. В таком государстве гражданами оказываются лишь имущие классы и социальные группы. Не случайно слова «буржуа» и «гражданин» в немецком языке выступают как синонимы.

Буржуазное государство, реализуя волю экономически господ­ствующего класса, препятствует свободному развитию авто­номных индивидов, поглощает или чрезмерно регулирует гра­жданское общество. Следовательно, взаимоотношения между государством и гражданским обществом не являются равными и договорными.

Зависимость государственной власти от правящего класса заметно расширяет политические функции государства. Вклю­чение в политическую жизнь (благодаря расширению избира­тельного и иных гражданских прав) определенной части граж­данского общества в лице классов и их организаций раздвигает рамки политики. Она уже не сводится к деятельности государ­ства, в нее включаются политические партии, заинтересован­ные группы, представляющие интересы гражданского общества.

Возможность преодоления разрыва между гражданским обществом и государством в условиях капитализма К. Маркс видел в создании нового типа общества - коммунистического общества без государства, где индивидуально-личностные начала полностью растворятся в коллективном. «Ни одно из так назы­ваемых прав человека, - замечал К. Маркс по поводу положе­ния личности в буржуазном обществе, - не выходит за пределы эгоистического человека, человека как члена гражданского общества, т. е. как индивида, замкнувшегося в себе, в свой частный интерес и частный произвол и обособившегося от общественного целого».

При коммунизме, рассматриваемом как «царство свободы», где, по мнению К. Маркса, «никто не ограничен исключитель­ным кругом деятельности, а каждый может совершенствовать себя в любой деятельности», проблема противостояния госу­дарства и гражданского общества теряет всякий смысл. «Государство, - подчеркивал Ф. Энгельс, - есть лишь преходя­щее учреждение, которым приходится пользоваться в борьбе, в революции... а когда становится возможным говорить о свобо­де, тогда государство как таковое перестает существовать». Социалистическая революция, по их мнению, должна уничто­жить буржуазное государство, а диктатура пролетариата созда­ет предпосылки для отмирания государства вообще и установ­ления самоуправления народа во всех сферах жизни.

Однако К. Маркс не учел того обстоятельства, что концен­трация в руках пролетарского государства политической и экономической власти лишает автономии гражданское обще­ство. Ведь гражданское общество может быть автономным и

создавать естественную среду для осуществления повседнев­ных интересов граждан лишь в том случае, если политика от­делена от экономических отношений. Надежды К. Маркса на то, что пролетарское государство создаст условия для развития ассоциаций свободных граждан, оказались несбыточными. На практике социалистическое государство подчинило себе обще­ственную собственность и лишило гражданское общество его экономической основы. На базе государственной собственно­сти возник новый политический класс - партийная номенкла­тура, который не был заинтересован в формировании авто­номной и свободной личности, а следовательно, и зрелого гражданского общества.

Анализируя последствия реализации марксистской доктри­ны в России, приведшей к установлению тоталитарного режи­ма и уничтожения ростков гражданского общества, А. Грамши отстаивал идею гегемонии гражданского общества. Под послед­ним он понимал все, что не является государством. В условиях зрелого гражданского общества, каковым оно было на Западе, процесс социального переустройства следует начинать не с политической революции, а с достижения гегемонии передо­выми силами внутри гражданского общества. Это утверждение А. Грамши вытекает из его определения самостоятельной роли надстройки как существенного фактора исторического развития.

Рассматривая процесс формирования гражданского обще­ства на Западе, А. Грамши обратил внимание на большое зна­чение идеологии и культуры в утверждении политического господства буржуазии. Установив интеллектуальное и мораль­ное господство над обществом, она заставила другие классы и группы принять свои ценности и идеологию. Особое значение в надстройке, по А. Транши, принадлежит гражданскому обще­ству, которое тесно связано с идеологией (наукой, искусством, религией, правом) и институтами, создающими и распростра­няющими ее (политическими партиями, церковью, средствами массовой информации, школой и т. д.). Гражданское общест­во, как и государство, служит господствующему классу в упро­чении его власти.

Взаимоотношения государства и гражданского общества за­висят от зрелости последнего: если гражданское общество рас­плывчато и примитивно, то государство является его «внеш­ней формой». Государство может уничтожить гражданское об­щество и выступить единственным инструментом власти. И лишь в условиях зрелого гражданского общества, как на Запа-

де, его отношения с государством имеют сбалансированный характер. В последнем случае, согласно А. Грамши, под госу­дарством надо понимать «частный аппарат» «гегемонии» граж­данского общества.

Следовательно, анализ концепций гражданского общества позволяет сделать ряд выводов.

Во-первых, долгое, время в политической науке понятия «государство» и «гражданское общество» не различались, ис­пользовались как синонимы. Однако начиная с середины ХУЛ в. процессы дифференциации различных сфер общества, осво­бождения их из-под всеохватывающей государственной вла­сти, обособления автономного и независимого индивида с неотъемлемыми правами и свободами актуализировали поиск сбалансированного представительства двух тенденций в исто­рическом развитии: с одной стороны, стремления индивида к автономии и свободе и, как следствие, нарастания спонтан­ности и стихийности в социальном развитии, что в политиче­ской науке отразило понятие «гражданское общество», а с другой стороны, потребности в упорядочении, целостности, нейтрализации конфликтов в постоянно усложняющихся со­циальных взаимодействиях, что отразило понятие «государ­ство». Чаще всего государство и гражданское общество проти­вопоставлялись друг другу.

Во-вторых, гражданское общество (в основе своей буржуаз­ное) приходит на смену традиционному, феодальному общест­ву. В западной политической науке при всех вариациях доми­нируют две интерпретации гражданского общества. Первая рассматривает гражданское общество как социальную универ­салию, обозначающую пространство межличностных отноше­ний, противостоящих государству в любой его форме. Как сфера реализации повседневных потребностей индивидов граждан­ское общество включает весь исторический комплекс взаимо­действий частных лиц друг с другом.

Во второй интерпретации гражданское общество предстает как феномен западной культуры, как конкретно-историческая форма существования западной цивилизации. Особенностью за­падной культуры является удивительная адаптивность к ме­няющимся условиям и повышенная выживаемость в инокуль-турном окружении. Уникальность цивилизации обусловлена балансом трех сил: раздельных институтов власти, граждан­ского общества и автономной личности. В качестве основания Для сбалансированного взаимодействия этих сил была призна-

на идея прогресса, выраженная в направленности сознания на постоянное совершенствование человека, гражданского обще­ства и государства.

Преемственность и поступательность развития граждан­ского общества на Западе была заложена еще полисной орга­низацией. Полис представлял собой сообщество свободных собственников и производителей и выступал как реальное единство политической структуры и гражданского общества. Полисная форма общественного и государственного устройст­ва в нерасчлененном виде содержала все компоненты запад­ной цивилизации, в том числе и гражданское общество. Так, ядром будущего гражданского общества послужило сообщество свободных собственников.

Экономический суверенитет граждан полиса обеспечивался институтом частной собственности. Политический суверенитет предполагал возможность и обязанность граждан участвовать в решении государственных дел. Экономический и политический суверенитеты общины свободных собственников над соответст­вующими территориями провозглашались и закреплялись пись­менными конституциями, которые вводили равенство граждан перед законом. Направленность сознания свободных собст­венников на свое собственное совершенствование, а также общества и структур власти обусловливалась влиянием двух моральных максим: а) труд является дорогой к богатству и славе; б) самоутверждение возможно в соревновании с равны­ми себе.

Таким образом, гражданское самосознание формировалось в условиях определенной социокультурной среды. Демократи­ческая ориентация граждан, выражавшаяся в ценностях свободы, собственности и трудолюбия, уравновешивалась аристократи­ческой тенденцией, проявлявшейся в жажде самоутверждения индивида и наличия атмосферы состязательности. Дух свобо­ды и равноправия в гражданском самосознании органично уживался со стремлением к постоянному совершенствованию и законопослушанием.

В условиях доминирования идеалов свободной личности власть имела иные, чем, например, на Востоке, основания формирования и функционирования. Отношения между вла­стью и свободными собственниками были основаны не на экономическом принуждении или господстве, а на авторитете, моральном лидерстве правителей, взаимном уважении власти и граждан. Подчинение власти со стороны граждан полиса

означало признание ее заслуг. Отсутствие у власти стремления к абсолютному господству было связано с уважением достоин­ства личности и ее права на свободу выбора.

Естественно, что полис представлял собой достаточно ог­раниченное социальное пространство потенциального граж­данского общества. Однако по мере цивилизованного развития это пространство расширялось, включая в орбиту граждан­ского общества новые социальные группы - малоимущих и неимущих. Если раб был совершенно бесправен, то крепост­ной крестьянин имел право на жизнь, а пролетарий стал граж­данином государства с широкими правами и обязанностями.

В-третьих, современная политологическая интерпретация рассматривает гражданское общество как сложную и много­уровневую систему невластных связей и структур. Гражданское общество включает всю совокупность межличностных отноше­ний, которые развиваются вне рамок и без вмешательства госу­дарства, а также разветвленную систему не зависимых от госу­дарства общественных институтов, реализующих повседневные индивидуальные и коллективные потребности. Поскольку повсе­дневные интересы граждан неравнозначны, постольку и сферы гражданского общества имеют определенную соподчинен-ность, которую условно можно выразить следующим образом: базовые человеческие потребности в пище, одежде, жилье и т. д. удовлетворяют производственные отношения, составляю­щие первый уровень межличностных взаимосвязей. Они реали­зуются через такие общественные институты, как профессио­нальные, потребительские и иные объединения и ассоциации.

Потребности в продолжении рода, здоровье, воспитании детей, духовном совершенствовании и вере, информации, об­щении, сексе и т. д. реализует комплекс социокультурных от­ношений, включающих религиозные, семейно-брачные, этни­ческие и иные взаимодействия. Они образуют второй уровень межличностных взаимосвязей и протекают в рамках таких ин­ститутов, как семья, церковь, образовательные и научные уч­реждения, творческие союзы, спортивные общества.

Наконец, третий, высший уровень межличностных отноше­ний составляют потребности в политическом участии, что свя­зано с индивидуальным выбором на основе политических предпочтений и ценностных ориентации. Этот уровень пред­полагает сформированность у индивида конкретных политиче­ских позиций. Политические предпочтения индивидов и групп реализуются с помощью групп интересов, политических пар­тий, движений.

Если рассмотреть современное гражданское общество в развитых странах, то оно предстанет как общество, состоящее из множества самостоятельно действующих групп людей, имеющих различную направленность. Так, структура граждан­ского общества в США представляет собой всеохватывающую сеть различных добровольных ассоциаций граждан, лоббист­ских групп, муниципальных коммун, благотворительных фон­дов, клубов по интересам, творческих и кооперативных объе­динений, потребительских, спортивных и других обществ, религиозных, общественно-политических и иных организаций и союзов, отражающих самые разнообразные социальные ин­тересы в производственной, политической, духовной сферах, личной и семейной жизни.

Эти самостоятельные и не зависимые от государства обще­ственно-политические институты подчас напряженно проти­востоят друг другу, борясь за доверие граждан, остро критику­ют и разоблачают социальное зло в политике, экономике, нравственности, в общественной жизни и на производстве. В свое время А. Токвиль как одну из особенностей США назвал наличие разветвленной системы институтов гражданского об­щества, ставшей гарантом стабильности американской демо­кратии. Сегодня в США более 70% граждан состоят в таких объединениях и организациях и более 50% активно участвуют в деятельности двух и более ассоциаций. К примеру, в 200 по­требительских организациях состоят более 70 млн. граждан.

Наши рекомендации